Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

353

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
470.49 Кб
Скачать

Краснодарский университет МВД России

А. И. Гончаренко

Уголовно-правовая охрана права на свободу совести и вероисповеданий (статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Краснодар

2017

2

Краснодарский университет МВД России

А. И. Гончаренко

Уголовно-правовая охрана права на свободу совести и вероисповеданий (статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Учебное пособие

Краснодар

2017

1

УДК 343.42

Одобрено

ББК 67.408.114

редакционно-издательским советом

Г65

Краснодарского университета

 

МВД России

Рецензенты:

М. В. Баранчикова, кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова);

В. О. Шаповалов (Главное управление МВД России по Краснодарскому краю).

Гончаренко А. И.

Г65 Уголовно-правовая охрана права на свободу совести и вероисповеданий (статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации) : учебное пособие / А. И. Гончаренко. – Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2017. – 34 с.

ISBN 978-5-9266-1279-7

Содержит развернутую уголовно-правовую характеристику составов преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, анализ особенностей правоприменения статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Для профессорско-преподавательского состава, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

УДК 343.42 ББК 67.408.114

ISBN 978-5-9266-1279-7

© Краснодарский университет

 

МВДРоссии, 2017

 

© ГончаренкоА. И., 2017

2

Введение

Право на свободу совести и свободу вероисповедания относится к разряду конституционных прав (провозглашается и гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 28).

Право на свободу совести и свободу вероисповедания вклю-

чает:

право исповедовать любую религию;

право исповедовать религию индивидуально или совместно с другими лицами;

право не исповедовать никакой религии;

право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения;

право действовать в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями.

Кроме названных содержание данного права образуют и права, упомянутые в ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»): право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии; право осуществлять обучение религии; право осуществлять религиозное воспитание; право свободно менять религиозные убеждения; право создавать религиозные объединения; право на замену военной службы альтернативной гражданской в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина; право не сообщать о своем отношении к религии, об участии в богослужениях и т. д. (ч. 4, 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). В условиях чрезвычайного положения ограничение права на свободу совести и вероисповедания не допускается (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Защита права на свободу совести и свободу вероисповедания в Российской Федерации обеспечивается административным (ст. 5.26 КоАП РФ) и уголовным (ст. 148 УК РФ и др.) законодательством.

Все основные и квалифицированные составы, предусмотренные ст. 148 УК РФ, отнесены законодателем к категории пре-

3

ступлений небольшой тяжести, а значит, за приготовление к совершению рассматриваемого преступления уголовная ответственность не наступает (ч. 2 ст. 30 УК РФ).

Пределы действия ст. 148 УК РФ следующие:

1)в отношении действий, совершенных на территории Российской Федерации (ст. 10 УК РФ);

2)в отношении действий, совершенных за границей гражданами Российской Федерации и постоянно проживающими в РоссийскойФедерациилицамибезгражданства(ч. 1 ст. 12 УКРФ);

3)в отношении действий, совершенных за границей против граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства (ч. 3 ст. 12 УК РФ).

Общественная опасность публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу, совершенных в целях оскорбления религиозных чувств верующих, может быть различной. Поэтому при квалификации деяний по ст. 148 УК РФ следует учитывать положения ч. 2 ст. 14 УК РФ, где указано следующее: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».

Согласно ст. 20 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 148 УК РФ, считаются уголовными делами публичного обвинения. По данной статье уголовное дело может быть возбуждено и без заявления потерпевшего.

4

Глава I. Уголовно-правовая характеристика и особенности правоприменения

части 1 статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 148 УК РФ, является основным составом преступления и устанавливает уголовную ответственность за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 148 УК РФ, является само право на свободу совести и вероисповеданий во всем своем многообразии, а также общественные отношения, возникающие по поводу его реализации.

В процессе квалификации содеянного нельзя умалять значение соотношения тех общественных отношений, которые охраняются уголовно-правовой нормой, и тех отношений, на причинение вреда которым направлено преступление.

Так, например, М. был осужден по ч. 2 ст. 214 и ч. 1 ст. 167 УК РФ за то, что ночью, находясь в состоянии алкогольного опьянения, разбил окно и незаконно проник в помещение храма, где умышленно совершил порчу имущества: вырвал сигнализацию; разбил стекло окна класса воскресной школы; разбросал иконы, святое масло на полу и столах; поломал кресты, копие; взломал замки двери алтаря, входной двери настоятеля, сейфа и шкафа. Несмотря на то, что деяние было совершено в помещении храма, частично повреждены предметы религиозного значения, суд правильно определил объект посягательства – общественная безопасность и собственность соответственно.

Предмет преступления в действующей редакции ч. 1 ст. 148 УК РФ законодателем не выделен.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется деянием, которое состоит в совершении публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу.

Применительно к ст. 148 УК РФ понятие «явное неуважение к обществу» имеет общепризнанное значение, описанное в п. 1

5

постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений»: это умышленное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.

По сути это могут быть любые по характеру действия (в том числе жест, слово, демонстрация рисунка). Такие действия могут нарушать любые нормы и правила поведения, не обязательно религиозные. Во-первых, это положение не противоречит диспозиции ч. 1 ст. 148 УК РФ, а, напротив, следует из ее буквального толкования. Во-вторых, оскорбление религиозных чувств верующих является только целью, а не последствием рассматриваемого состава преступления.

Такая форма действий, как осквернение, порча или уничтожение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, при отсутствии признака явного неуважения к обществу образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ. Такой же позиции придерживается суд, квалифицируя по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ, например, действие, в результате которого Библию (Новый Завет), т. е. богослужебную литературу, поместили в мусорное ведро и залили водой (2014 г., Самарский гарнизонный суд).

Если же осквернение, порча или уничтожение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики совершаются наряду с иными действиями, выражающими явное неуважение к обществу, в целях оскорбления религиозных чувств верующих, содеянное обладает большей степенью общественной опасности и квалифицируется исключительно по соответствующей части ст. 148 УК РФ.

Так, например, верной представляется квалификация по ч. 1 ст. 148 УК РФ действий К. и Ш., которые при помощи шуруповсаморезов разместили на поклонном православном освещенном кресте, установленном на открытой местности у дороги в д. Старая Малиновка Вятскополянского района Кировской обла-

6

сти, предварительно изготовленное ими чучело человеческой фигуры в виде распятия, поместив над верхней частью креста маску клоуна и шапку. После этого маркерами черного и красного цветов сделали на кресте следующую надпись: «Аллах Акбар Смерть Неверным». Суд верно пришел к выводу, что осквернение и порча креста как символа православной веры в данном контексте свидетельствует о неуважении к обществу, пренебрежительном отношении к православной вере, высмеивании почитаемого верующими религиозного символа (2016 г., мировой судья, Кировская область).

По ч. 1 ст. 148 УК РФ квалифицируются публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные вне мест, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, так как последние образуют квалифицированный состав этого преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 148 УК РФ.

Под действием, выражающим явное неуважение к обществу, совершенным в целях оскорбления религиозных чувств верующих, следует понимать проявления:

1)богохульства, т. е. поношения, оскорбления церковных реликвий, хулы на Бога1;

2)святотатства, т. е. поругания, оскорбления чего-нибудь заветного, святого2.

3)кощунства, т. е. оскорбительного отношения к чему-нибудь всеми почитаемому, к какой-нибудь святыне3.

Доведение до сведения верующих информации о другой религии или другом ее течении не содержит признаков явного неуважения к обществу и имеет своей целью пополнение рядов своей религиозной организации, а потому не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 148 УК РФ. Так, например, в агитационных беседах адептов религиозной организации «Свидетели Иеговы» отсутствуют общественная опасность и противоправность (2012 г., Вилюченский городской суд Камчатского края).

1Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. 27-е изд.,

испр. М., 2016. С. 57.

2Там же. С. 568.

3Там же. С. 252.

7

Сама по себе критика религиозных объединений, убеждений, обычаев не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды (п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11)1, или как действие, выражающее явное неуважение к обществу и совершенное

вцеляхоскорблениярелигиозныхчувств верующих.

Вслучаях совершения вандализма, уничтожения или повреждения памятников истории и культуры, надругательства над телами умерших и местами их захоронения по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы содеянное квалифицируется соответственно по ст. 214, 243 или 244 УК РФ. Если наряду с указанными деяниями совершены действия, предусмотренные ст. 148 УК РФ (например, если публично на памятники нанесены надписи или рисунки, оскорбляющие чувства верующих), содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных соответственно ст. 214, 243 или 244 УК РФ и ст. 148 УК РФ.

Значительное сходство признаков объективной стороны состава ч. 1 ст. 148 УК РФ и п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ существенно затрудняет разграничение указанных составов. Грубое нарушение общественного порядка, свойственное хулиганству и не свойственное нарушению права на свободу совести и вероисповеданий, не позволяет провести четкую границу между ними. Таким качеством обладает субъективная сторона, но о ней чуть позже.

Действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, являются уголовно наказуемыми, только если совершены в публичной обстановке. При оценке публичности следует исходить из трех обстоятельств.

1. Само по себе совершение таких действий в общественных местах, например на улицах, стадионах, в скверах, парках, на всех видах общественного транспорта, на остановочных пунктах

1 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (вред. от3 нояб. 2016 г.). Доступизсправочнойправовойсистемы«КонсультантПлюс».

8

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]