Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Книги по консультированию 2 / Гулина М. - Терапевтическая и консультативная психология

.pdf
Скачиваний:
664
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Опыты эклектики в психотерапии и консультировании

241

жено следующее определение: автономность — это поведение, мысли и чувства, которые являются реакцией на реальность «здесь и теперь», а не сценарными убеждениями. При этом не следует полагать, что это определение тождественно описа­ нию Эго-состояния Взрослого. Спонтанный человек может иногда при реагировании на «здесь и теперь» быть в Эго-со- стоянии Ребенка или Родителя. Автономное поведение пред­ полагает свободный выбор реагирующего Эго-состояния; ког­ да же человек действует под влиянием сценарного решения, он, наоборот, будет невольно переходить из одного Эго-со­ стояния в другое в соответствии со своими ограниченными детскими решениями и сценарными убеждениями.

При этом нельзя игнорировать тот факт, что неавтоном­ ные формы поведения в каком-то смысле более безопасны, чем автономное поведение. Однако со временем, если человек бу­ дет достаточно долго практиковаться в состояниях интимно­ сти, осознавания (вспомним, что еще Фромм писал о пользе развития у себя этого навыка) и спонтанности, может случить­ ся так, что Эго-состояние Взрослого будет включать в себя позитивные элементы Ребенка и Родителя. Для обозначения этой дальней стратегической цели изменения личности в транзактном анализе Э. Берн предложил использовать термин «ин­ тегрированный Взрослый» (Berne, 1969).

Таким образом, разночтения по поводу «классификацион­ ной» принадлежности транзактного анализа имеют действи­ тельные основания, поэтому одни авторы относят его к психо­ аналитической психотерапии и аналитическому подходу, другие — к когнитивному (O'Farrell, 1995), третьи — к гуманис­ тическому. Сами транзактные аналитики идентифицируют себя с гуманистическим направлением по принципиальным позици­ ям (ценностный уровень), но не отрицают аналитические корни этой теории (концептуальный уровень), а на процессуальном уровне абсолютно «методотерпимы», поэтому можно найти примеры использования практически любых методов в рамках теории ТА. Наиболее известна комбинация теории ТА с гештальттерапией, но имеют место и примеры использования ап­ парата ТА при эриксонианском гипнозе, поведенческих тренин­ гах и др. (Ford, 1989).

«ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ»: КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Все жизненные задачи решаются, как алгебраические уравнения: приведением их к простейшему виду.

Л. Толстой

Еще одно сочетание обычно концептуально противобор­ ствующих подходов:когнитивного и психоаналитического — представлено в сравнительно новой концепции английского психолога А. Райла (Cognitive.., 1995); речь идет о когнитивноаналитической терапии (КАТ) — cognitive analytic therapy (CAT). Ее классификационная принадлежность также диску­ тируется. Так, существует обоснованная точка зрения, что это еще один новый вид когнитивной терапии (Marzillier, Butler, 1995). Другие авторы, включая самого Райла, считают ее интегративным подходом. Действительно, на концептуальном уровне КАТ базируется и на теории объектных отношений М. Кляйн, и на теории личностных конструктов Дж. Келли, на когнитивной и бихевиоральной теориях и на психологии раз­ вития. На процессуальном же уровне как терапевтический под­ ход КАТ включает в себя фрагменты психоанализа (например, интерпретацию переноса и контрпереноса), поведенческой терапии (например, установление целей), когнитивной тера­ пии (оспаривание иррациональных убеждений), терапии лич­ ностных конструктов (например, переоценку личностного значения), транзактный анализ (например, анализ ролей Ро­ дитель — Взрослый — Ребенок). В то же время авторской разработкой в КАТ является, например, последовательное диа­ граммное переформулирование. Эта относительно кратко­ срочная терапия (от 12 до 24 сессий или встреч) рассчитана на широкий спектр клиентов и на доступность данного вида по­ мощи в общественных и государственных службах.

Игнорируя возможную критику в атеоретическом эклек­ тизме, Райл (Ryle, 1990; Ryle, 1994) предложил собственную те-

Опыты эклектики в психотерапии и консультировании

243

еретическую модель, которая приззана демонстрировать ори­ гинальность его теории. Первоначально она называлась моде­ лью последовательности процедур {procedural sequence model), где под процедурой понималась «связанная последователь­ ность психических и поведенческих процессов», направляю­ щая целевое действие (Cognitive.., 1995, р. 121). Последователь­ ность является тем порядком, в котором процедуры следуют одна за другой. Обычно она иерархична, поскольку определе­ ны процедуры высокого порядка (например, чувствовать удо­ вольствие от жизни), которые обеспечиваются процедурами среднего порядка (например, заботиться о своем здоровье)

испецифическими субпроцедурами (например, не курить). Последовательности включают как обратную, так и поступа­ тельную связь (feedback, feedforward), состоят из семи этапов, че­ рез которые клиент проходит в процессе терапии, начиная с эта­ па определения действия до проверки и пересмотра процедур

ицелей.

Психологические проблемы клиента рассматриваются как постоянное и настойчивое использование неэффективных или причиняющих вред процедур. В когнитивно-аналитической терапии они получили названия: ловушки, застревания и ди­ леммы (traps, snags, dilemmas). Целями терапии являются иден­ тификация этих антиадаптивных паттернов их модификация. Успешная терапия должна вести клиента к научению более эффективным процедурам и таким образом научить его чув­ ствовать себя более способным идентифицировать и решать проблемы, которые обычно повергали его в болезнь и вынуж­ дали обращаться за помощью.

После первых сессий, во время которых терапевт собирает информацию, данные о клиенте, наступает этап переформу­ лирования, когда клиент, используя вспомогательные матери­ алы и дозированную помощь терапевта, пишет письмо, где от­ ражается следующее:

а) клиент вновь представляет свою историю: описывает свой прошлый опыт (или просто перечисляет трудности, с которы­ ми он столкнулся в жизни, моменты, когда он испытывал боль и т. п.); для того чтобы дать право на существование той части личного опыта, которую он склонен отрицать, и чтобы прояс­ нить, что собой представлял сам клиент в прошлом и за что он не являлся ответственным в своем прошлом;

244

Терапевтическая и консультативная психология

б) клиент описывает процедуры, которые он использовал обычно, чтобы справиться с трудностями; при этом термин «защиты», поскольку он несет некоторую негативную оцен­ ку, как правило, не используется, а применяются понятия стра­ тегий совладания, путей преодоления и т. п.;

в) клиент перечисляет свои проблемные цели (target problems) и процедуры, ведущие к этим целям (target problem procedures), т. е. то, что он хотел бы изменить и как он пытается (и избегает) это делать;

г) клиент пытается предугадать, как его процедуры пове­ дения могут проявляться в будущих отношениях с терапевтом (а может быть, уже проявляются).

Безусловно, это требует от клиента включения в процесс осознавания неосознаваемых ранее моментов, признания ка­ ких-то вещей, новой концептуализации отдельных обстоя­ тельств, пересмотра прошлого опыта и некоторых прошлых решений и паттернов — т. е. клиент уже включен в терапевти­ ческий процесс.

Следующим оригинальным рабочим моментом является ана­ лиз клиентом с помощью терапевта своих ловушек, дилемм и за­ стреваний, общие модели которых представлены на рис. 14-16.

Под ловушками (рис. 14) понимаются (в интерпретации для клиентов) повторяющиеся ситуации, из которых человек как бы все время пытается выбраться, но ситуация только усугуб-

УБЕЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СЕБЯ (например: «Плохо или не подобает сердиться*)

РОЛЬ ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ

Что подтверждает (например, миротворчество или, наоборот, избегание)

ПОСЛЕДСТВИЯ (например, утрата контроля или отвержение)

Рис. 14. Общая модель ловушки

Опыты эклектики в психотерапии и консультировании

245

ляется со временем и по мере его «стараний» не попадать в нее больше. Примерами являются «ловушка страха причинить кому-либо боль», «ловушка депрессивного мышления», «ло­ вушка попыток сделать приятное», «ловушка избегания», «ло­ вушка социальной изоляции», «ловушка низкой самооценки».

Под дилеммами (рис. 15) понимаются ложные выборы или узкие, жесткие условия и возможности: по принципу «или — или» либо «если — то». Люди часто не осознают, что они дей­ ствуют по этому принципу «черно-белого мышления» — «все или ничего», «пан или пропал» и т. п. Поведение в ситуации дилеммы (в этом смысле) характеризуется огромным напря­ жением, страхом, паникой, импульсивными, резкими решени­ ями, неспособностью обсуждать вопрос и идти на перегово­ ры, слушать альтернативные точки зрения и т. д.

Рис. 15. Общая модель дилеммы

Под застреваниями (рис. 16) понимаются принятые в про­ шлом решения, убеждения, установки, которые воспринима­ ются как имеющие отношение к актуальной реальности, но на самом деле они являются реакциями на значимых в про­ шлом людей, болезненный опыт и т. п. Это могут быть также родительские предписания относительно нас, когда мы были детьми. Поскольку это жесткое внутриличностное образова­ ние, то жизнь человека становится организована относитель­ но этого пункта: человек либо бессознательно борется с этим,

246

Терапевтическая и консультативная психология

Рис. 16. Общая модель застревания

либо (обычно безуспешно) пытается следовать этому обра­ зованию. Отметим, что этот термин близок фрейдовскому понятию фиксации.

А. Райл также обратил внимание на связанность ряда по­ веденческих паттернов, которая ведет к циклическим повто­ рениям одной и той же ситуации, чувств, поведения, — то, что в психоанализе давно было названо «репетицией» или повто­ рением (рис. 17).

Рис. 17. Пример связанности поведенческих паттернов

На этом уровне КАТ действительно выглядит скорее как когнитивная терапия (когнитивная в смысле, введенном в пси-

Опыты эклектики в психотерапии и консультировании

247

хологию знаменательными работами А. Бека в 1970-е гг.). Сход­ ство обеспечивается и тем, что оба эти вида представляют со­ бой структурированный и ориентированный на краткосрочную терапию процесс. Оба вида терапии подразумевают обязатель­ ное исследование и нахождение тех путей, которыми обеспе­ чивается поддержка неадаптивного, малоэффективного или вредоносного поведения. Внимание уделяется таким поведен­ ческим и когнитивным паттернам, как негативные автомати­ ческие мысли, дисфункциональные убеждения, «порочные круги» или негативные повторяющиеся паттерны. Клиент в со­ трудничестве с терапевтом движется через направленное ис­ следовательское размышление к научению альтернативным способам мышления о себе и о мире и поведения. Результатом в обоих видах терапии является достижение лучшего понима­ ния клиентом своих эмоциональных проблем и более эффек­ тивный их контроль вследствие этого.

Однако в КАТ имеют место и более психоаналитические, хотя и тоже формализованные до уровня графического пред­ ставления, процедуры по выявлению, например, синдрома «рас­ колотой» личности (split personality); оригинальный метод «ре­ пертуара реципрокных ролей» Райла, берущий свое начало в теории объектных отношений; большое место отводится ана­ лизу переноса и проективных идентификаций клиента. Вооб­ ще, КАТ от традиционно когнитивной терапии выгодно, на наш взгляд, отличает акцент на относительной иреципрокной при­ роде человеческого опыта и существования. Большое внима­ ние уделяется прошлому, в том числе раннему, опыту, особен­ но родительскому воспитанию и опыту семейных отношений, а также культурному фактору среды, где воспитывался кли­ ент. КАТ-терапевты оперируют в основном на бессознатель­ ном уровне и придерживаются в своей работе тех основных психоаналитических правил, которые управляют реципрокными человеческими отношениями.

Сам Райл убежденно верит в то, что даже помимо осо­ знанного желания со стороны специалистов психоаналити­ ческое и когнитивное направления начинают сходиться и КАТ стимулирует «этот желанный союз» (Cognitive.., 1995, р. 122). В дискуссиях по этому вопросу к приверженцам данного на­ правления адресуется, конечно, ряд вопросов, особенно по поводу спорности некоторых «психоаналитических» компо-

248

Терапевтическая и консультативная психология

нентов теории и практики. Например, не ясно: какая роль здесь отводится бессознательной мотивации? Или куда исчез из те­ ории М. Кляйн важный момент о детских фантазиях в струк­ турах объектных отношений? Какова судьба концепции пер­ вичного процесса в процедурной последовательной модели? Как мы видим, иногда вопросы точнее определяют границы те­ ории, чем ответы и объяснения. Безусловно, нетрудно заметить, что некоторые термины могут быть заменены на уже давно зна­ комые: реципрокность можно заменить на фрейдовскую амби­ валентность, стратегии на защитные механизмы, ловушки на берновские «игры». В качестве же техник в КАТ используется практически весь арсенал консультирования, куда могут вхо­ дить и домашние задания, и когнитивное переструктурирова­ ние, и ролевые игры, и психометрические процедуры для диаг­ ностики и мониторинга.

* * *

При сравнении этих трех столь различных по природе интегративных современных теорий бросается в глаза их прибли­ жение скорее к «жанру» психологического консультирования, чем психотерапии (хотя авторы и используют термин «тера­ пия», но они, совершенно очевидно, далеки от ортодоксаль­ ного клинического мышления, порой — принципиально). Ин­ тересны различия в источниках возникновения каждой теории. Психосинтез первоначально возник на основе метода работы с воображением и телом клиентов, преимущественно здоро­ вых людей. В то же время его отличает присутствие собствен­ ной жизненной философии, предлагаемой клиентам. Хотя к не­ му часто можно встретить ироническое отношение со стороны специалистов («терапия хиппи»), но постепенно он проника­ ет в стены зарубежных университетов в виде отдельных спец­ курсов для вечернего обучения взрослых (adult education). Как метод и затем как поясняющая метод теория психосинтез от­ личался целостностью с момента своего появления и не пре­ терпел существенных изменений.

Транзактный анализ начинался как одна из ролевых моде­ лей коммуникаций и значительно позже, уже в 1970-е гг., стал гораздо более глубинным подходом (к исследованию сценар­ ных посланий и решений, например). По мере своего развития

Опыты эклектики в психотерапии и консультировании

249

в одних школах он «психоанализировался», в других — «гу­ манизировался ». Практическими направлениями его развития, кроме терапевтического и консультативного стали обучение, менеджмент, работа с персоналом. Если в психосинтезе инте­ грация разных подходов произошла скорее на уровне метода, процессуальных характеристик, то в ТА — скорее на уровне теории, концептуальной модели, которую можно было бы условно назвать «психоаналитико-ролевой».

КАТ же возникла в очень клинически ориентированной среде, но изначально была направлена на помощь достаточно широкому спектру клиентов. Здесь большое внимание уделя­ ется психометрической оценке эффективности терапии и экс­ периментальным исследованиям в целом. Степень и характер ее эклектичности обсуждаются на серьезном научном уровне, при этом данный подход не принес с собой новой жизненной философии: ею остались известные со времен Скиннера ра­ зумный прагматизм, рационализм, научное мышление. Пожа­ луй, эту теорию можно было бы назвать позитивно эклектич­ ной, поскольку ее сущностью на данный момент являются не синтез, не интеграция элементов в нерасчленимое концепту­ альное или процессуальное целое, а продуманное сочетание различных элементов на уже известной основе — когнитив­ ной терапии.

Безусловно, эклектичные теории имеют такое же право на существование, как и интегративные, хотя вторые в отличие от первых обладают целостностью (холизмом) хотя бы на ка­ ком-либо уровне: концептуальном, процессуальном, ценност­ ном, феноменологическом, наконец. Интеграция в отличие от эклектики, пожалуй, предполагает уже качественное и необра­ тимое изменение исходных проинтегрированных компонентов. Говоря о позитивном и негативном эклектизме, хочется отме­ тить, что для первого должно быть характерно: 1) непротиво­ речие соединяемых элементов между собой; 2) оправданность такого соединения; 3) концептуализированность данного объ­ единения. При этих условиях эклектичная теория начинает приобретать характер многомодальной терапии и, таким об­ разом, может расширяться круг проблем и репертуар методов, с которыми имеют дело консультант и клиент; в итоге увели­ чивается многообразие опыта у обоих участников процесса. Во всяком случае, открыто и позитивно эклектичная теория

250

Терапевтическая и консультативная психология

всегда предпочтительнее скрыто эклектичных, но претенду­ ющих на новизну теорий и практик, авторы которых созна­ тельно или бессознательно не удосуживаются оглянуться на уже пройденный психологией и психотерапией достаточно му­ чительный путь развития и ПЕРЕоткрывают фрагменты уже сложившихся концепций. Об опасности «узких» концепций в психотерапии и консультировании мы уже упоминали, по­ этому более предпочтительной видится широкая, но строгая, пусть и эклектичная в вышеобозначенном смысле, теория.