Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Концепция поляризированного ландшафта

.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
25.07.2020
Размер:
23.76 Кб
Скачать

Концепцию поляризованного ландшафта как одного из подходов функционального зонирования территории предложил советский и российский географ Борис Борисович Родоман в 1970 году. За пределами России и СССР данная концепция распространения не получила. До 2002 года практически не было публикаций массовыми тиражами, Борису Родоману запрещалось вести лекции. Он занимался только научной работой

Поляризованный ландшафт (поляризованная биосфера) — концепция культурного ландшафта с территориальной структурой, предполагающей гармоничное сосуществование природных зон и деятельности человека.

«Словосочетания Поляр. Биосфера и Поляр Ландшафт употребляются преимущественно как синонимы, чередуясь для стилистического разнообразия, но в некоторых не оговоренных случаях они неявно различаются: ПБ – общее понятие, глобальный спектр зон, а ПЛ – более локальная система, сформированная и пронизанная транспортной сетью.»

Большой город и дикая природа - противоположные и равноценные виды окружающей среды, необходимые людям. Если разместить безлюдные дебри и многоэтажный центр большого города на воображаемых противоположных концах биосферы, то между ними окажутся переходные функциональные зоны, промежуточные - по плотности населения и по степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленная зона, селитебная, городская зона, где размещаются предприятия торговли, услуг, зрелищ. Между естественным и искусственным “полюсами” географической среды могут разместиться следующие основные функциональные зоны.

1. Природные заповедники (резерваты). доступные научным работникам для исследований и экспериментов. студентам — для практики, а широкой публике — для кратковременных экскурсий в отведенных для этого немногих

местах. Вмешательство человека в жизнь заповедника допустимо лишь для поддержания природного комплекса в “оптимальном”, условно естественном состоянии. Главная отличительная черта заповедной зоны - не сырьевое, а информационное использование природных ресурсов. Постоянные жилища работников заповедника и гостиницы для экскурсантов и практикантов, если таковые допускаются, должны располагаться вне территории заповедника, у ее края, в следующей зоне.

2. Загородные природные парки для многодневного отдыха и туризма, лесные и охотничьи хозяйства, естественные сенокосы. отгонные пастбища — умеренно эксплуатируемые биоценозы естественного происхождения. Отчасти с антропогенным видовым составом или специально подобранной устойчивой растительностью, приспособившейся к умеренному напору людей, т.е., в идеале, поликультурные (многовидовые) плантации. Их надо регулярно очищать от мусора, периодически ограничивать или запрещать доступ людей на отдельные участки, как бы оставляя их в залежь. В целом это будет зона информационно-вещественного потребления природных богатств. Так же. как и при экскурсиях по заповеднику, важным фактором рекреации в парках остается зрительно воспринимаемый пейзаж, но здесь уже разрешается лежать на траве. купаться. собирать грибы и ягоды, ловить рыбу и т.д. В этой зоне расположатся рекреационные поселения (вторые жилища) горожан, капитальные — компактными сгустками на краю зоны, а легкие и временные - рассредоточено. В своем подавляющем большинстве это должны быть не постоянные владения одних и тех же лиц или коллективов, а отели и кемпинги для сменяющихся туристов. Стихийный захват участков с преимуществом для первого завладевшего, конечно, недопустим.

3. Территории. используемые для сельского хозяйства средней и высокой интенсивности — традиционные. т.е. преимущественно монокультурные плантации (сады, огороды, поля) и фермы, перемежающиеся с лесополосами, водоохранными лесами. лугами и с пригородными природными парками для отдыха горожан и жителей урбанизированных сел в выходные дни. Широко используются машины и удобрения, имеются капитальные постройки и хорошие дороги. Здесь в общем преобладает вещественное (сырьевое) использование природных ресурсов. но в парках соблюдается режим, свойственный предыдущей зоне.

4. Постоянные городские жилища людей и предприятия обрабатывающей промышленности, которые не дают вредных выбросов и поэтому, а также по разным другим причинам. могут размещаться среди жилой застройки. Это зона вещественного использования среды, преимущественно искусственной (антропогенной). Промышленные объекты и научные учреждения, требующие загородного размещения. должны располагаться в предыдущей, третьей зоне. Все, сказанное здесь о городах, применимо и к конурбациям.

5. Центральный деловой район (“сити”) — городской центр или прицентральная зона общественного обслуживания, многоэтажный “форум” с подземными сооружениями, объединяющий торговлю, бытовые услуги, зрелища, а отчасти учебные заведения, медицинские учреждения и спортивные комплексы. Те из учебных и оздоровительных учреждений, которые нуждаются в обширных участках и зеленых насаждениях, расположатся в других зонах. Для рассматриваемой сейчас пятой зоны характерно разностороннее вещественное и информационное потребление продуктов культуры жителями города и тяготеющего к нему узлового района. Функции именно этой зоны формируют вокруг города узловой район (см. Б.Б.Родоман, 1999, гл. 9). Операции с информацией, доставляемой наукой, искусством и коммерцией, достигают здесь своей кульминации (по отношению ко всему спектру зон). Пространство ценится дороже всего. Растительность сосредоточена в садах и скверах, небольших по плошади, но важных по общественному значению.

6. Историко-архитектурный заповедник — старое ядро города, преврашенное в мемориальный комплекс. Охватывает как отдельные исторически или архитектурно ценные здания, так и кварталы рядовых домов. сохраняемые в качестве ландшафтного фона. Здесь происходит информационное потребление продуктов культуры, главным образом приезжими, т.е. жителями других узловых районов.

Границы рассмотренных функциональных зон не предполагаются неизменными: у городского “полюса” они будут подвижнее, а вблизи природных заповедников устойчивее. Соотношение площадей зон во многом будет зависеть от продуктивности сельского хозяйства. По мере его интенсификации поля должны уступать место огородам, огороды — теплицам, а сельскохозяйственная зона в целом - растущему городу и загородным паркам. В таком случае селитьба и промышленные ареалы перестанут расширяться за счет лесов и пойм.

Оптимальным является такое размещение этих функциональных зон, чтобы агрессивные участки (промышленные, центры торговли и сервиса) отделялись от природных заповедников переходными территориями - парками, сельскохозяйственными землями.

Сельскохозяйственное кольцо не изолирует город от природы. Городской и природный ландшафт должны заходить друг за друга клиньями, между которыми найдется место полям и огородам.

Приведенная схема разработана для компактного района, имеющего от нескольких десятков до нескольких сот километров в поперечнике, но в принципе она безразмерна и безмасштабна. применима к любой территории, вплоть до всего земного шара. Разница между большим и малым районом — в том, что при небольшой длине спектра зон в их ролях выступают однородные земельные угодья и участки, а при громадных расстояниях — пестрые ареалы не сплошного, а преимущественного распространения того или иното типа земель: урбанизированные, сельскохозяйственные. курортные и т.д. По принципу поляризованного ландшафта можно группировать целые страны и обширные регионы мира. учитывая их преобладающую специализацию, но различия между зонами всегда будут относительными

Городские и природные ландшафты не могут располагаться как полюсы на разных концах планеты, они повсеместно перемежаются, поэтому наше представление о поляризованном ландшафте как о простом спектре функциональных зон должно быть трансформировано и приспособлено к реально существующей линейно-узловой системе поселений и транспорта (Г.М.Лаппо. 1978; П.М.Полян, 1980) и пространственной структуре рекреационного землеприродопользования. Каркасами всех функциональных зон должны служить пути сообщения, не только антропогенные, но и природные (включая реки и пути миграций животных).

Города и поселки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и обитания популяций животных.

Для сохранения их необходимо соединить «зелеными коридорами» в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте будут работать две основные транспортные системы — дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть — для отдыха и туризма. Из городов по осям зеленых клиньев, начинающихся в городских парках, связав все население между собой и с местами загородного отдыха, огибая заповедники, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Пользуясь рекреационной сетью, турист увидит местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.

В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.

В идеале зеленые коридоры и транспорт для людей должны пересекаться в разных уровнях.

Экологическая поляризация территории:

а) объективный процесс,

б) желательное направление реконструкции,

в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи

1- центры поселений и транстпортные узлы;

2- прочая селитебная территория;

3- сельскохозяйственные земли;

4- эксплуатируемый природный ландшафт;

5- неэксплуатируемый ландшафт.

пути сообщения: А - созданные людьми, В - природные.

I. В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы.

II. На маленькой планете величиной с астероид можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий.

III. Если городские кварталы и хагородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог.

IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки.

V. Заповедаем уцелевшие природные ландшафты и соединим их коридорами парков.

VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети - человеческая и природная.

Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом; только в этом случае она может быть сохранена в условиях индустриального общества.

Мы рассмотрели простейший вариант, когда города и поселки равновелики и размещены равномерно. В этом случае каждый город имеет круглую "сферу влияния", а при тесной укладке кругов на плоскости каждый из них соприкасается с шестью соседями.

Однородная равнина без рек и равномерная транспортная сеть - это лишь теоретическое допущение, исходная модель, которая может быть приспособлена к различным местным условиям. Например, в прибрежном поляризованном ландшафте дороги соединяют прибрежные пункты с берегом и между собой. В результате сеть каркасных линий стала прямоугольной.

Ранее природные условия диктовали городам, где им возникать, а теперь города, наряду с рельефом и реками указывают природному ландшафту место, где он может лучше сохраниться.

Новые парки должны создаваться не только за счет заповедной природы, но и на рекультивируемых землях пустырях, свалках, карьерах.

Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, ее можно приспособить к любой местности.

Концепция П.л. учитывает российскую специфику и отличается от зарубежных проектов эконета: 1) главными осями зелёных коридоров служат административные границы; 2) сохраняется преимущество  общественного транспорта над легковыми автомобилями; 3) главное  средство охраны природы – относительно плохая транспортная доступность. П.л. в пригородных зонах несовместим со строительством кольцевых и хордовых автодорог. Требуется  скоростное пассажирское сообщение с пересадкой  в  центральном  транспортном  узле.

Поляризация ландшафта - это не только модель и проект; это объективный процесс, идущий помимо нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. Для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и разгораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Надо, чтобы нарушение природоохранных правил для самих нарушителей было разорительным. Тогда заданный ландшафт вырастет сам собой.

На совещании в Мышкине в 2010 г. Вячеслав Шупер объявил Б.Б. Родомана, противником частной собственности. На что Родоман ответил: «Я выступаю против неограниченной частной собственности на землю. Если собственность – толстый пучок прав и обязанностей, то лучше это понятие распаковать и рассматривать его элементы по отдельности, решая, что можно или нельзя делать в каждом конкретном случае. По моим представлениям, допустимая степень приватности в обладании земельным участком должна зависеть от его положения в природном ландшафте. С точки зрения экологии любой делёж земли, биосферы, природных ресурсов между конкурирующими собственниками, владельцами, пользователями нежелателен, потому что приводит к их уничтожению».