- •Введение
- •1 Глава. Методологические основы изучения
- •На развитие ребенка
- •1.1. Значение изобразительной деятельности в развитии психики и личности ребенка
- •1.2. Изобразительная деятельность как средство отражения социального опыта ребенка
- •1.3. Онтогенетические закономерности развития изобразительной деятельности
- •2 Глава. Теоретико - методологические основы
- •2.1. Исходные теоретические позиции в понимании роли знаковых систем для развития ребенка
- •2.2. Опыт использования изобразительной деятельности в воспитании и обучении детей с разным уровнем интеллектуальной недостаточности
- •2.3. Роль продуктивного взаимодействия ребенка со взрослым
- •2.4. Предметно - развивающая среда как одно из условий развития ребенка в дошкольном возрасте
- •3 Глава. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с разным уровнем умственной недостаточности
- •3.2. Психолого-педагогическая характеристика детей-дошкольников с задержкой психического развития
- •3.3. Современные представления об использовании графических методов в психолого-педагогической диагностике
- •4.2.Методики изучения изобразительной деятельности у дошкольников
- •4.3. Своеобразие детских графических проявлений в структуре изобразительной деятельности
- •4.4. Общие и специфические особенности изобразительной деятельности детей с разным уровнем умственной недостаточности
- •5 Глава. Формирование изобразительной
- •5.1. Исходные положения коррекционно-развивающего обучения дошкольников с разным уровнем интеллектуальной недостаточности
- •5.2. Подготовительный этап формирования изобразительной деятельности
- •5.3. Этап формирования предметных изображений
- •5.4. Этап формирования сюжетных изображений
- •5.5. Этап формирования творческих изображений
- •Первый год обучения задачи
- •2 Квартал
- •3 Квартал
- •Второй год обучения задачи
- •2 Квартал
- •Декоративное рисование
- •Аппликация
2.3. Роль продуктивного взаимодействия ребенка со взрослым
Роль продуктивного взаимодействия взрослого с ребенком в становлении собственно человеческой деятельности была впервые показана в исследованиях советской школы психологии. Любопытно, что экспериментах использовалась графическая деятельность и принимали участие глухонемые дети. Как в свое время заметил еще Л.С.Выготский, «в норме нет ничего такого, чего бы не было в патологии», а его выдающийся последователь добавил: «Развитие мышления на основе нормальных способностей при изолированном выпадении или задержке речи сделало психологию глухонемых классической областью для постановки общей проблемы о роли речи в развитии мышления» [137, с. 155].
К выводу о том, что в основе мышления лежит действие, пришли А.Валлон и Ж.Пиаже, последний писал в 1969 г., что «всякое действие повторяется или обобщается (генерализуется) через применение к новым объектам, порождая тем самым некую «схему», т.е. своего рода праксический концепт» [217, с.90].
А.В. Запорожец сформулировал важнейшее положение о том, что разрыв непосредственного единства восприятия и действия происходит лишь в совместной деятельности ребенка со взрослым. Другими словами, лишь в этой ситуации возможна актуализация порождающих функций действия и выделение из него относительно самостоятельных психических процессов, таких как восприятие и мышление. «Только в совместной деятельности оптическое поле наличной ситуации может трансформироваться в смысловое поле».
60
В ходе кропотливых исследований А.В.Запорожца и А.Р.Лурия было доказано, что только в ходе совместной деятельности ребенка и взрослого, ребенок переходит от действия, направленного на решение предметно - практической задачи, к действию, обозначающему для другого человека ситуацию и свое отношение к ней [135, 138]. Так движение превращается в жест. А здесь уже и недалеко до перехода от языка жестов к языку рисунка. Ведь, как было показано в нашем исследовании ранее, онтогенетически рисунок в виде графемы возникает до становления связной речи.
Личностно-ориентированный подход является основным требованием к организации взаимодействия взрослого с ребенком в ходе коррекционно-педагогического процесса и направлен на обеспечение психологической защищенности и создания психологического комфорта каждому ребенку.
Одним из главнейших условий для осуществления эффективного коррекционного процесса является характер взаимодействия взрослою с ребенком в соответствии с ведущими мотивами и потребностями детского возраста. При этом учитывается специфичность психического развития, характерная для конкретного вида патологии (задержка психического развития или умственная отсталость), структура нарушения, а также актуальный и потенциальный уровни развития ребенка. Возрастная периодизация, разработанная в отношении нормально развивающихся детей, является для взрослого ориентиром при его взаимодействии с детьми разного возраста, имеющими нарушения в развитии [314]. Однако этот важный процесс строится с учетом тех искажений в развитии ребенка, которые происходят вследствие органических либо функциональных нарушений. Когда партнером по взаимодействию является ребенок, развитие которого в силу определенных причин не может протекать нормально, позиция взрослого становится более ответственной. Ведь известно, что психическое развитие проблемного ребенка в гораздо большей степени, чем в норме, зависит от условий, в которых он находится. В силу того, что психическая активность (один из необходимых факторов благополучного развития), к примеру, у детей с ранним органическим поражением ЦНС, может быть выражена чрезвычайно слабо, главным инициатором взаимодействия гораздо дольше остается взрослый [73, 108, 125, 129, 138, 181,235,290,300].
Так, в младенчестве взрослый направляет свои усилия на удовлетворение потребности ребенка в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне; на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координации в процессе манипулирования; на развитие подражания и эмоционально-делового общения; активизацию лепета.
м
Изменение типа взаимодействия с ребенком раннего возраста связано с изменением ведущей деятельности и ведущих мотивов. Взрослый создает условия для развития у ребенка познавательной направленности на свойства объектов и их функциональность («Что с ним можно делать? В чем его значение?») и формирование структуры предметного действия на основе совместной с ребенком предметной деятельности; для обогащения сенсорного опыта; для возникновения способности ребенка к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей, возникновения ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании» и овладения речью; для развития деловых мотивов взаимодействия с окружающими. Значимым компонентом содержания взаимодействия на этом этапе детства является удовлетворение потребности ребенка в признании его достижений, что способствует формированию у него образа «Я» и «Я-сознания».
Как показано в исследованиях Н.Н.Поддъякова [220, 221], существует особая связь между внутренними и внешними действиями, которые складываются у ребенка. Он предположил, что существует два типа внутренних действий. Один тип - внутренние действия как результат интериоризации внешних действий. «Это своего рода преобразованные модели внешних действий, которые осуществляются во внутреннем плане» [221, с. 14] Другой тип внутренних действий -действия, формируемые одновременно с формированием внешнего действия, как его управляющее звено, Исследователь подчеркивал, что данные действия несут также функцию объединения и структурирования отдельных операций внешнего действия в иерархическую систему, благодаря чему внешнее действие и выступает как единое целостное образование. Такие внутренние действия тесно связаны с формированием внешних, однако они не являются результатом интериоризации последних и по своему содержанию и структуре принципиально отличаются от внешних действий, в тесной связи с которыми они формируются. Для нас этот подход является определяющим, поскольку он указывает направление в коррекционно -развивающей работе с детьми, имеющими разную степень выраженности интеллектуальной недостаточности. Так как у этих детей крайне сложно напрямую формировать пласт внутренних действий, они могут быть сформированы в процессе четко продуманных внешних действий, являющихся по существу управляющим планом внешней детской деятельности. А поскольку результатом изобразительной деятельности является ее продукт, то процесс обучения детей созданию этого продукта может служить каркасом, в рамках которого формируются основные компоненты деятельности ребенка. К таким компонентам относятся замысел (мотив), условия его реали-
62
зации, последовательность действий, элементы самоконтроля. Следовательно, изобразительная деятельность предоставляет уникальную возможность преодолевать дефицитарность отдельных психических функций у детей изучаемых категорий и формировать весь деятельностный пласт проблемного ребенка.
Взаимодействие взрослого с детьми в дошкольном возрасте строится с ориентировкой на особую сензитивность ребенка к социальным влияниям. Основной формой коммуникации является паритетное, равноправное сотрудничество и общение при стимуляции детской самостоятельности и инициативы. Содержание общения связано с игровыми и познавательными интересами, пробуждение, формирование и развитие которых становится одной из доминирующих задач педагога или родителя.
Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в признании его достижений (не ищет промахи и недостатки в рисунках, конструкциях, поделках, не привлекает внимание к неловким движениям и т.д.), формируя тем самым у ребенка чувство самодостаточности и гордости за достигнутые результаты. Обращает внимание на развитие внеситуативных форм взаимодействия, способствует развитию у ребенка восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе и усвоения кооперативных умений. Взрослый является активным участником (соучастником) деятельности детей как на занятиях, так и вне их. В целом, взаимодействие взрослого с детьми, имеющими различные проблемы в развитии, должно пробуждать и стимулировать возникновение у ребенка Образа Я, Я - позиции, осознания себя среди взрослых и сверстников, в природе, пространстве и времени, способствовать формированию познавательных и творческих способностей и необходимых свойств личности (произвольности и самостоятельности, познавательной активности, самосознания, и ответственности).
Теоретике - практические исследования А.Л.Венгера [57] показали, что подобно тому, как общевозрастные закономерности психического развития определяются социальной ситуацией развития, индивидуальные психологические особенности определяются межличностной ситуацией развития. Она представляет собой конкретную форму проявления социальной ситуации развития, специфичной для каждого возрастного периода. Социальная ситуация развития воплощается в ведущем типе совместной деятельности ребенка со взрослым. Межличностная ситуация развития модифицирует конкретные особенности этой деятельности.
Содержанием совместной деятельности определяются функции ее участников. Они всегда взаимодополнительны. Так, в деятельности по уходу за новорожденным - это функции обслуживаю-
сь
«»
щего и обслуживаемого, в обучении - функции обучающего и обучаемого. Как отмечает А.Л.Венгер, «функция - это определенная сторона, ипостась участника, раскрывающаяся именно в совместной деятельности. Функция взрослого обычно распределена между несколькими конкретными людьми», например, между родителями и воспитателями [57, с. 10].
Александром Леонидовичем Венгером в психологию развития введено новое понятие. Это понятие «функционирования», под которым автор понимает «индивидуальный вклад участника в совместную деятельность». Совместность состоит в том, что она предполагает строго определенные формы активности каждого из участников. Эти формы, как и функции участников, взаимодополнительны. Так, активности взрослого, направленной на обучение ребенка, соответствует активность последнего, направленная на усвоение предложенного содержания. Функционирование взрослого определяется социально заданными (культурно выработанными) воспитательными нормами, которые, как подчеркивает автор, могут быть субъективно представлены в самой разной форме - от личных представлений о природе ребенка и воспоминаний о собственном детстве до психолого - педагогических познаний, почерпнутых из научной литературы. Функционирование ребенка - это активный ответ на функционирование взрослого, модифицирующий само исходное воздействие. Однако присвоение социального опыта осуществляется благодаря прямой связи - управлению со стороны взрослого, который является носителем социальных образцов [там же, с. 12].
Признание роли взрослого в развитии ребенка и в коррекции имеющихся у него отклонений нашло свое отражение не только психолого - педагогической литературе, но в отечественных нормативно - правовых документах и программно - методических материалах. Так, например, в приложении к приказу Министерства Образования РФ от 22.08.96. № 448 «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения» содержатся критерии оценки деятельности дошкольного учреждения, связанные с государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в которых нашли свое отражение и понимание роли продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, и признание его значения для психического и личностного развития ребенка. Среди них можно перечислить: уважение к личности ребенка, теплоту взаимоотношений, подкрепляющуюся тактильным контактом и доверительными отношениями, поощрение самостоятельности ребенка, стимулирование его инициативы. Формируя позитивные отношения детей друг с другом, взрослый является посредником, который должен объяснить малышам, как
м
проявлять сочувствие, сорадость, сопереживание, быть внимательным к эмоциональным состояниям друг друга. В критериях также учитывается умение педагога создать комфорт для непопулярных детей, погасить конфликт, научить дошкольников навыкам позитивного взаимодействия, социально приемлемого поведения, самоконтроля и самоорганизации собственной деятельности [207, с. 87 - 89|.
В работе с детьми, имеющими разную степень выраженности умственной недостаточности, роль взрослого еще более существенна. Как показали исследования Д.В.Винникотта, Э.Л.Фрухт, Н.Л.Фигурнина, М.П.Денисовой, Ю.А.Разенковой, Е.А.Стребелевой, родителей необходимо учить установлению партнерских отношений со своими проблемными детьми. В противном случае мать, не прошедшая специального обучения у дефектологов и психологов, останавливается на позиции «кормилицы» и не переходит в позицию «партнер», чем задерживает и без того задержанное развитие собственного ребенка. Кроме того, необходимо насыщать процесс взаимодействия матери и ребенка содержательным общением, которое стимулирует развитие у него навыков самообслуживания, формирование интереса к окружающему, развитие манипулятивной, предметной и игровой деятельности [230, 235, 275, 278, 288].
Что касается изобразительной деятельности, то без специального обучения, целенаправленного и четко структурированного, у умственно отсталых детей не формируются представления о том, что изображения - это отражения окружающих их явлений и предметов. Только взрослый может быть посредником между ребенком и окружающим его миром вещей и миром человеческих взаимоотношений. Подчеркнем, заинтересованный взрослый.
Дети с ЗПР очень долго не интересуются способами отражения своих представлений в графической форме, они не могут овладеть орудиями, необходимыми для создания изображений. Даже шестилетний ребенок с ЗПР называет карандаш палочкой, а в краски стремится опустить палец, а не кисточку. И опять лишь взрослый может зародить у ребенка интерес к наблюдениям в природе, рассматриванию предметов декоративно - прикладного искусства, обследованию реальных предметов, окружающих ребенка, с целью их последующего изображения.
Нормально развивающимся дошкольникам уже на третьем году жизни, а некоторые авторы указывают и на более ранние сроки, доступно не только рисование с использованием красок и карандашей, но и получение удовольствия от этого процесса [16,107, 160, 192]. Мы убеждены, что и проблемные дети могут научиться получать удовлетворение от процесса лепки, рисования и от полученного
65
результата в виде красочного, выразительного изображения. И весь опыт нашей работы доказывает это.
Продуктивное общение взрослого и ребенка базируется на следующих принципах:
учет ведущей деятельности и специфических особенностей ее содержания на разных возрастных этапах жизни ребенка;
ведущее значение деятельности взрослого, задающего образцы действия и поведения;
определение со стороны взрослого условий достижения цели;
отработка и закрепление в деятельности детей значимых действий, операций, моделей, значимых для формирования психологических новообразований каждого конкретного возраста;
создание условий для интериоризации усвоенных действий и моделей во внутренний план деятельности ребенка.
В процессе обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с разным уровнем интеллектуальной недостаточности мы можем наблюдать все эти принципы в действии. Когда идет обучение малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится к совокупности отдельных действий. Если мы занимаемся с умственно отсталым ребенком, то этот подход - отработка отдельных действий, может быть значим для всего периода дошкольного детства. Для ребенка с задержкой психического развития к концу дошкольного возраста становится доступным основное содержание ведущей деятельности этого периода - моделирование целостного поведения взрослых, основанного на целостном восприятии Ситуации. Как показали исследования Леонида Абрамовича Венгера [59, 60, 61], содержание это представлено и в сюжетно - ролевой игре, и в рисовании, и в конструировании.
