Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория и практика.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
467.46 Кб
Скачать

Раздел 4. Критерии информационной деятельности в современной зарубежной журналистике

Согласно социологическим подсчетам, среднестатистический европеец или американец ежегодно получает от 30 000 до 40 000 информационных сообщений.

В этой связи целесообразно сказать об основных целях информационной деятельности в зарубежных государствах:

1. Обеспечение объективной информацией.

В современной журналистике упор делается не только на фиксировании события, но и на объяснении его значения. Такой тип сообщений называется интерпретирующей журналистикой. Главная задача репортеров состоит в том, чтобы сохранить видимость объективности.

2. Развлечение.

Почти все средства массовой информации имеют компонент развлечения. Даже солидное деловое издание имеет колонку юмора. Развлечение в совокупности с объективным информированием обеспечивает предпосылки для убеждения.

3. Убеждение.

Аудитория формирует свое мнение на основании информации и интерпретаций, которым она подвергнута. Это означает, что любой охват новостей имеет элемент убеждения. Попытки средств информации убеждать проявляются обычно в передовых статьях и комментариях, чьи цели совершенно очевидны. Большинство масс-медиа отделяет материал, предназначенный для создания определенного мнения, от новостей. В то же время безусловный элемент убеждения имеют рекламные объявления, призывающие к немедленному действию — покупать жевательную резинку «Дирол», хлопья кукурузы или автомобили.

4. Объединение.

СМИ солидаризируют мысли и чувства своих читателей, зрителей и слушателей через сообщения, которые станут общим опытом. Общее знание и общий опыт, популяризируемые СМИ, создают основу для общественного единения.

5. Образование.

Фактически СМИ – педагоги общества. С одной стороны, в отличие от школы, средства массовой информации не структурированы столь строго, не задают уроки на дом, не контролируют, насколько успешно обучающийся воспринял информацию. Но именно поэтому зачастую содержание информационных телепередач воспринимается школьниками лучше, нежели содержание глав учебника. Поэтому в США и странах Западной Европы распространен взгляд на СМИ как на образовательный инструмент, имеющий огромный потенциал.

С вышеуказанными целями информационной деятельности напрямую связаны организационные критерии, которым свойственны следующие характеристики:

1. Техническое оснащение.

Во многом успех того или иного теле-, радиоканала, редакции газеты или журнала обусловлен технологическим оборудованием, благодаря которому творческие работники и технические специалисты осуществляют свои профессиональные обязанности. И чем оно совершеннее, тем больше шансов у СМИ расширить свою аудиторию, превзойти конкурентов по качеству предоставляемых услуг, привлечь рекламодателей — т. е. добиться финансового успеха.

2. Штат.

В СМИ не может работать один человек, как это имело место в журналистике эпохи первоначального накопления капитала в ХVII–XVIII веках, из-за сложности технологических процессов, необходимых для создания и распространения массовых сообщений. Современная газета является совокупностью совместной деятельности репортеров, редакторов, технических работников и даже курьеров. Так, еженедельники малого и среднего форматов в Западной Европе имеют штат из 4 человек. Радиостанция с небольшим бюджетом не может иметь менее 5 сотрудников. В то же время «Нью–Йорк Таймс» имеет 1 000 служащих только в отделе новостей, а информационная программа «CИ-Би-Эс Ньюс» использовала до 1 500 сотрудников.

3. Бизнес.

Масс-медиа — дорогое удовольствие. Эксплуатация технического оборудования и средств обслуживания требует больших инвестиций. Таким образом, СМИ — это бизнес, связанный, прежде всего, с покупкой оборудования и оплатой текущих расходов. Поэтому финансовая среда имеет большое влияние на СМИ и на характер распространяемых ими сообщений.

Последняя характеристика требует некоторых разъяснений.

Наиболее очевидным проявлением усиливающегося давления бизнеса на СМИ в последние десятилетия является увеличение рекламных иллюстраций и текстов, сокращение новостных и аналитических материалов в печатных СМИ.

В начале ХХ века массовая газета считалась рентабельной, если соотношение рекламных публикаций к новостным составляло 30 % к 70 %. В 1970-е годы это соотношение сместилось к паритетным 50 % к 50 %. В начале ХХІ века коммерческий успех издания возможен, если соотношение рекламы и новостей составляет 60 % к 40 %.

В сфере аудиовизуальных СМИ также заметно смешение в сетке вещания от информационно-аналитических и культурно-познавательных передач в пользу развлекательных передач и ток-шоу. Особое сожаление вызывает тот факт, что наибольшим рейтингом зрительского внимания пользуются передачи, рассчитанные на низкий интеллектуальный уровень аудитории.

Все это дает основание многочисленным критикам современных масс-медиа утверждать, что СМИ небывалыми темпами содействуют утверждению примитивных стереотипов потребительской психологии в массовом сознании. Признанным образцом в этой сфере являлся телеканал Эм-Tи-Ви.

В свою защиту руководители и инвесторы популярных масс-медиа говорят, что они, дескать, и рады бы транслировать высококультурные творческие проекты, но во имя экономической рентабельности вынуждены учитывать непритязательные вкусы потребителей — представителей «среднего класса».

В качестве одного из ярких примеров, иллюстрирующих данную точку зрения, принято ссылаться на масштабный проект, осуществленный корпорацией Си-Би-Эс — в 2002 году ее руководством был учрежден телеканал «Культура», на котором транслировались высокохудожественные кинофильмы, концерты классической музыки, театральные постановки, а также новости культурной жизни. Менее чем через год канал был закрыт — не нашлось рекламодателей, которые согласились размещать в его эфире рекламу своей продукции. Не изъявили намерения поддерживать «Культуру» и благотворительные организации. Рейтинг канала был стабильно низким, а его деятельность приносила корпорации слишком большие убытки.

Таким образом, доходность, т. е. соотношение ежегодных расходов к проектируемым доходам, остается одним из главных критериев при формировании информационной политики.

Успешное функционирование СМИ в развитых странах требует неуклонного увеличения финансовых инвестиций, так как этим государствам необходимо постоянно опережать в техническом развитии «третий мир». Основными инвесторами этих процессов выступают рекламодатели, которые через масс-медиа оплачивают доступ к потенциальным клиентам, покупая у печатных СМИ место на полосах газет и журналов, у аудиовизуальных СМИ — эфирное время, у электронных СМИ — интернет-пространство. Соответственно, чем большее количество потенциальных клиентов информационная компания может поставлять рекламодателям, тем больше рекламодателей заинтересовано в покупке эфирного времени или места на полосах. Так, Си-Би-Эс во время прямой трансляции матча за Супер кубок зарабатывает до 1 млн долл. за 30 секунд телевизионной рекламы.

Однако выживаемость СМИ обеспечивается не только за счет рекламодателей, тем более, что доступ к рекламе зачастую ограничивается многочисленными конкурентами. Многим СМИ приходится рассчитывать в этих условиях на благотворительную поддержку. Так, когда в период финансового кризиса 2008–2009 гг. респектабельная газета «Вашингтон Таймс» испытала серьезные финансовые трудности, ее расходы были покрыты англиканской церковью, руководство которой видело свою миссию в распространении по всему миру идеи "американской мечты". Частная поддержка от филантропических организаций помогает существовать печатным СМИ в странах Европейского Союза. Сюда относятся издания таких объединений, как, например, многочисленные «Общества любителей домашних животных и комнатных растений».

Разумеется, эти дотационные издания не могут рассчитывать не то что на прибыль, но даже на частичное покрытие своих расходов. Однако их поддержка позволяет контролировать умонастроение различных сегментов аудитории «среднего класса» — очень влиятельной части демократического общества.

Имеет место и прямое субсидирование правящей элитой СМИ. Утверждение о правительственной поддержке СМИ, разумеется, противоречит демократическому идеалу печати, которая всегда стремилась к независимости от правящей элиты. Тем не менее, Конгресс США ежегодно субсидирует до 300 млн долл. квазиправительственному информационному агентству Кей-Пи-Би, поощряя тем самым развитие национального некоммерческого телевидения и радио. Некоторые департаменты во Франции, американские штаты Миннесота и Висконсин предоставляют налоговые льготы для некоммерческого радиовещания.

Также правительственные субсидии могут проявляться в форме скидок для печатных СМИ на почтовые расходы, покупки эфирного времени. В западноевропейских государствах регулируемые отрасли промышленности традиционно покупают место на газетных полосах для своих финансовых отчетов.

Разумеется, непрерывно усиливающееся экономическое давление со стороны различных инвесторов на тематическую и содержательную составляющие мировых СМИ не может не тревожить демократическую общественность, заинтересованную в получении объективной и полезной информации.

В последнее десятилетие большие надежды возлагаются общественностью на концептуальную журналистику — относительно новое явление в американских и европейских масс-медиа. Она не столько противостоит финансовому диктату, сколько игнорирует его, поскольку даже в рамках имеющейся «новостной дыры» (на профессиональном слэнге это означает то газетное или журнальное пространство, которое остается свободным от рекламы) удовлетворяет важнейшую общественную потребность — не столько сообщает новости, сколько разъясняет их сущность.

Термин концептуальная журналистика обрел общественный резонанс в период освещения американскими СМИ президентской кампании 1996 года. Феномен этого нового направления в журналистике отражал тенденцию перехода от беспристрастного информирования к объективному анализу в освещении избирательных кампаний всех уровней власти в США и политического процесса в целом. Рядовому американцу было достаточно сложно обнаружить принципиальные отличия в предвыборных программах демократов и республиканцев, поэтому общенациональные издания — от политически неангажированных «Tайм» и «Ньюс Уик» до прореспубликанской «Нью Репаблика» и продемократической «Ващингтон Пост» — взяли на себя миссию детального разъяснения позиций Билла Клинтона и его оппонентов. Детализация повлекла за собой анализ, и, как показали социологические исследования, в результате среди читающей аудитории значительно возрос интерес к материалам корреспондентов, т.н. концептуалам, которые комментировали происходящие в обществе процессы, а не ограничивались информированием населения.

С момента возникновения этого явления прошло немало времени, но концептуальная журналистика не только не утратила значения в информационной составляющей общественного развития, как это пророчили в 2000 г. аналитики «Нью–Йорк Таймс», но и упрочила свое положение. Ныне колонки журналистов-концептуалов публикуются в общенациональных изданиях отнюдь не на «полосах мнений», а на информационных страницах. Это обстоятельство кардинально подрывает базовый принцип американской печати, утвержденный свыше ста лет назад основателем «Нью-Йорк Таймс» Альбертом Оксом — отделять новости от мнений.

Одной из весомых причин расцвета концептуальной журналистики в начале ХХІ века считается рост уровня образования журналистов, увеличения среди них числа выпускников престижных университетов. Так, если 20 лет назад выпускники Гарварда или Беркли считали работу в СМИ ниже своего достоинства, то ныне профессия журналиста входит в число хорошо оплачиваемых и дающих максимальную возможность для творческой самореализации. Высокий интеллектуальный уровень журналистов способствует расширению рамок информационных жанров, привнесению в них элементов оценки и настроений.

Концептуальная журналистика имеет много недоброжелателей. Самыми весомыми из них являются авторитетные издания «Нью-Йорк Таймс» и «Aтлантик». На страницах этих газет часто публикуются критические мнения о том, что, дескать, творчеству журналистов-концептуалов свойственны необъективность и тенденциозность освещения события, ложных построений, не отражающих реальности. Вполне резонными в этой связи кажутся опасения тех, кто полагает, что концептуальная журналистика, отдавая приоритет эмоциям перед фактом, может постепенно скатиться до уровня бульварной.

В числе противников этой точки зрения в 2005 году выступил профессор университета штата Индиана Герберт Терри — известный исследователь в сфере проблем мировых СМИ. В статье, опубликованной в журнале «Сайентис», Г. Терри выражал уверенность, что концептуальная журналистика принесет пользу американской общественности, которая «завалена информацией, но изголодалась по ее объяснению». Кроме того, элементы «скрытого комментирования» всегда присутствовали и у так называемых сторонников «разделения новостей и мнений». Особенно это очевидно при тенденциозном отборе информационных сообщений для эфира или для опубликования.

Таким образом, хотя концептуальная журналистика и сталкивается с очевидным идейным противостоянием и таит в себе потенциальные противоречия, тем не менее, перспективы ее развития в ближайшем будущем достаточно оптимистичны.