- •Е.Ф. Конев
- •Теория и практика зарубежной журналистики
- •Часть 1
- •Введение
- •Раздел 1. «Четыре теории прессы»
- •Раздел 2. Основные теории и концепции современной зарубежной журналистики
- •Раздел 3. Журналистские премии за рубежом
- •Раздел 4. Критерии информационной деятельности в современной зарубежной журналистике
- •Раздел 5. Специфика сбора и обработки новостей в современных зарубежных масс-медиа
- •Раздел 6. Специфика работы над новостными материалами
- •Раздел 7. Специфика написания статьи
- •Раздел 8. Методы сюжетной подачи материала
- •Раздел 9. Специфика работы над интервью
- •Раздел 10. Специфика организации эффективного общения журналиста
- •Раздел 11. Специфика беседы журналиста с детьми
- •Список рекомендуемой литературы
- •Интернет-ресурсы
- •Содержание
Раздел 10. Специфика организации эффективного общения журналиста
Журналисту, который непрерывно совершенствует свое мастерство, следует помнить: в любом деле залог успеха — организация эффективного общения с источником информации.
Каждый человек в течение всей своей жизни почти ежеминутно посылает множество невербальных сигналов, свидетельствующих о его характере и настроении. Изучение и умелое использование принципов невербальной коммуникации, некоторых аспектов психологии эффективного общения позволяют профессионалу получать максимум полезной информации за небольшой промежуток времени и с минимальными душевными затратами.
При общении со свидетелем происшествия, должностным лицом, участником шоу или викторины и т. д. журналист, прежде всего, должен помнить о зональном пространстве. Это означает, что от расстояния интервьюируемого до журналиста зависит, какие ответы он услышит на свои вопросы.
Пространство вокруг человека условно делится на четыре зоны:
1. интимную (15 – 46 см), в которую допускаются только близкие люди;
2. личную (47 см – 1,2 м), в которую допускаются коллеги по работе или хорошие знакомые;
3. социальную (1,2 м – 3,6 м);
4. открытую (свыше 3,6 м).
Присутствие журналистов допускается обычно в социальной и открытой зонах. Нарушение границ личной и интимной зоны человеком, который плохо знаком с собеседником, ведет к раздражению и даже открытой неприязни со стороны последнего.
Как показывает практика, при разговоре с журналистом респондент старается отодвинуться от него где-то на 90 см. Если же расстояние меньше — ощущает дискомфорт. Таким образом, расстояние чуть меньше метра (граница между личной и социальной зоной) идеально для нейтральных вопросов (тех, в которых не затрагивается личность отвечающего).
Следует помнить, что размеры зональных пространств могут различаться. Это зависит от национальности человека (жители северных стран склонны к большей отстраненности, нежели обитатели юга), его психологических особенностей и т.д.
Показателем нарушения журналистом зонального пространства, является то, что интервьюируемый слегка отклоняется назад. В этом случае лучше немного отойти — тогда человек не ощутит себя подавленным и получить от него информацию будет легче.
В качестве успешного примера понимания зонального пространства можно сослаться на программу «Принцип домино», которая несколько лет назад транслировалась на российском телеканале НТВ. В студии работали две ведущие — Елена Ханга и Елена Ищеева, а также находились трибуна рядом с публикой в студии и, на некотором удалении, диван, на котором сидел приглашенный гость. В течение эфира Е. Ищеева беседовала с героем на личные темы, сидя с ним на одном диване, в то время как Е. Ханга находилась за трибуной и задавала герою вопросы общего характера. С другим приглашенным тактика повторялась иначе: Е. Ханга сидела на диване, а Е. Ищеева стояла за трибуной.
Подобная тактика общения позволяла максимально разговорить собеседника, поскольку одна ведущая находилась в личной зоне интервьюируемого, а другая — в публичной зоне.
Достаточно часто журналисты сталкиваются с тем, что собеседник (особенно обличенный властными полномочиями и, как следствие, большой степенью ответственности) испытывает панику при виде диктофона либо включенной видеокамеры. Кажется, что разговорить такого человека, находящегося в состоянии сильнейшего нервного напряжения, невозможно. О явной попытке закрыться от общения с представителями СМИ свидетельствует занятие оборонительной позы — например, скрещивание на груди рук. Сохранение этого жеста будет лишь усиливать внутреннее напряжение респондента. Добиться чего-то путного от собеседника в таком состоянии почти невозможно.
Но можно вывести человека из такого некоммуникабельного состояния: заставить его разомкнуть руки — протянуть ручку, книгу, бумагу, т. е. любой предмет, за которым человек вытянет руку. В этом случае собеседник примет открытое положение, его напряжение и неприятие происходящего постепенно спадет.
Еще один эффективный способ улучшить настроение собеседника — самому слегка наклониться вперед с открытыми ладонями и задать общий вопрос, а затем откинуться, давая тем самым понять, что ждете открытого ответа.
Существует ряд жестов, которые способны выдать человека, если он говорит неправду. Например, если в процессе речи человек прикрывает рот или покашливает. Но когда собеседник прикрывает рот рукой, слушая вас, — он интуитивно ощущает вашу неискренность. Жестами, сигнализирующими о неискренности собеседника, также являются прикосновение к носу, потирание века, оттягивание воротничка и др.
Знание невербальных сигналов позволит интервьюеру не дать ввести себя в заблуждение, что крайне важно, например, для расследовательской журналистики. Умение распознать язык жестов помогает ведущему ток-шоу понять, кто из присутствующих в студии хочет возразить на произнесенные слова, какие вопросы следует задавать, какую тему развить, и т.д.
Аксиома современной журналистики такова: если с корреспондентом не желают разговаривать и уж тем более откровенничать, — то это проблема корреспондента.
Можно пожаловаться начальству на замкнутость респондента, можно ссылаться на закон о СМИ и на право общества знать правду — и все равно эффективного общения не получится.
Но можно и развивать собственную коммуникабельность, умение расположить к себе — это необходимые составляющие профессионализма. Иначе рано или поздно придется искать иную сферу деятельности, где общение с людьми сведено до минимума.
В качестве простейших приемов, помогающих в общении, предлагается, прежде всего, не раздражать собеседника своим внешним видом. Иначе говоря, помнить русскую пословицу: «Встречают по одежке», и быть адекватным среде и обстоятельствам, соблюдать неписаные законы жизни.
Если журналист отправляется, например, брать интервью в Академию наук или министерство, ему лучше надеть деловой костюм. С другой стороны, деловой стиль одежды совершенно неуместен при общении с неформалами. В этом случае уместнее будут мятые джинсы и жвачка за щекой.
Женщине-журналистке, которая отправляется на официальное мероприятие, полезно будет отказаться от короткого топа и мини-юбки. Если предстоит командировка в провинцию, мужчине-корреспонденту лучше отказаться от дорогих сигарет или от серьги в ухе, если таковая имеется, а женщине — не только от курения, но и от ношения брюк, золотых украшений и др.
Кстати, женщинам легче «трансформировать» свой имидж: достаточно убрать волосы в пучок или под косынку, сменить модельные туфли на «лодочки» без каблука — и ее воспримут уже иначе. Но стоит помнить, что перед интервью с заключенным лучше не надевать красное, а перед общением со священником или мусульманином — покрыть голову платком.
Для получения полезной информации во время беседы журналисту необходимо побуждать собеседника к общению, непрерывно создавать незримое поле возможностей для дальнейшего делового общения. Для этого ему необходимо:
• заранее продумать вопросы для беседы;
• сориентироваться в ситуации при встрече (если собеседник не в духе, от каких-то вопросов придется отказаться сразу же, использовать запасные варианты и др.);
• определить позицию по каждому из обсуждаемых пунктов;
• заранее продумать, каким образом завершить встречу.
Не каждая встреча перерастает в приятную беседу. И уж совершенно нетактично пытаться втянуть в разговор человека, с которым корреспондент только что познакомился и который не особенно расположен к общению. В этом случае беседу лучше завершить корректной фразой: «Если Вас заинтересовали наши предложения, то давайте встретимся в удобное для Вас время». Такое завершение имеет положительную сторону, т. к. существует возможность, что данный контакт будет иметь продолжение, перерастет в полезные отношения.
К общению располагают не только доброжелательный тон, но и вежливая улыбка, наклон головы в сторону собеседника — т. е. то, что свидетельствует об открытости и ненавязчивости.
Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует. Поэтому надлежит помнить, что когда человек только формулирует мысль, он чаще смотрит в сторону, когда же мысль готова, — на собеседника. Когда беседа идет на трудную и неприятную тему, на собеседника смотрят меньше, когда тема приятная для общения — больше.
Журналист, который прячет свой взгляд, обычно не пользуется доверием у собеседника. Также не следует во время разговора надевать темные очки — у респондента сложится ощущение, будто его разглядывают в упор. Если вы пришли на встречу в темных очках, их лучше снять в начале разговора — этот жест будет сигнализировать открытость к идеям и мнениям. Если во время разговора собеседник часто опускает веки, это значит, что подсознательно он желает «убрать» вас из своего поля зрения, т.к. вы ему неинтересны или надоели. Сочетание полуприкрытых век с откинутой головой и долгим взглядом, известным как «взгляд свысока», означает, что собеседник желает подчеркнуть свое превосходство. Если это необходимо для получения эксклюзивной информации либо комментария, то журналисту лучше унять свою гордость и отнестись с пониманием к этим признакам надменности. Если человек заинтересован в общении с журналистом, он будет во время разговора интуитивно наклоняться к вам, если же нет — откинется на спинку кресла.
Помимо того, нужно помнить, что кивание головой помогает поддерживать разговор, но отнюдь не всегда означает согласие. Кивок головой действует на говорящего ободряюще в групповой беседе, поэтому говорящий обычно обращает свою речь непосредственно к тому, кто чаще кивает.
Итак, после того, как установлен невербальный контакт, нужно выдержать паузу — не следует торопиться с приветствием, чтобы оно не помешало началу словесного, т. е. вербального общения. Пауза необходима для того, чтобы дать возможность человеку ответить, включиться в общение. Если ее не выдержать и вслед за приветствием обрушить на собеседника всю приготовленную информацию, контакт может быть разрушен.
Эта ошибка особенно заметна в телефонных разговорах, когда журналист обращается к собеседнику, но его реакцией особо не интересуется. Выждать паузу необходимо не только для того, чтобы убедиться в установлении контакта, но и чтобы узнать, как партнер откликнулся на вашу инициативу.
Также целесообразно соблюдать следующие правила эффективного вербального общения:
1. Не начинать разговор, пока собеседник занят делом.
2. Начинать беседу лучше со слов «Как Вы думаете...» или «Вы могли бы...», а не со слов «Я хочу знать...» либо «Мне надо...».
3. Помнить, что слишком быстрая и многословная речь создаст о Вас впечатление как о человеке легкомысленном, а излишне медленная часто вызывает раздражение.
5. В течение беседы следует повышать эмоциональный тонус собеседника, присваивая ему желательные качества. Например: «Зная Вашу компетентность…». Также можно использовать конструкции «обратной связи»: «Если я Вас правильно понял, то...» либо «Значит, Вы полагаете, что...» Такие фразы помогают собеседнику более четко сформулировать свои мысли.
Вовлечь собеседника в активное обсуждение вопроса, когда у него нет особого желания — в этом и заключается искусство создания непринужденной эффективной атмосферы общения. Для этого уместно использовать шутку (в меру приличия, не разрушая аргументацию собеседника) или сослаться на чей-то авторитет (достаточно упоминания одного известного имени).
Как видим, существует достаточно способов эффективного общения. Но они окажутся малорезультативными, если журналист не будет по-настоящему заинтересован в успехе своего дела.
