Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экстремизм.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
92.28 Кб
Скачать

Глава 3. Уголовно-правовая характеристика преступлений экстремистской направленности, проблемы привлечения к уголовной ответственности за «републикацию» и «лайки» в социальных сетях.

ВX разделе уголовного закона выделяют группу преступлений, посягающих на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности. К данной группе отнесены преступления, предусмотренные:

  1. статьёй 280 УК РФ – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

  2. статьёй 282 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

  3. статьёй 282.1 УК РФ - организация экстремистского сообщества;

  4. статьёй 282.2 УК РФ - организация деятельности экстремистской организации;

  5. статьёй 282.3 УК РФ - финансирование экстремистской деятельности.

Интересным при характеристике состава преступления, предусмотренного ст.280 УК РФ является то, что данное преступлениесовершается в форме действия, а именно в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности.Для привлечения лица к ответственности необходимо, чтобы в его действиях содержались как минимум два публичных призыва к осуществлению экстремистской деятельности (публичные призывы), однако следственно-судебная практика складывается таким образом, что лицо к ответственности привлекаются и за один призыв, поэтому Пленумом ВС РФ в своём постановлении было указано, что по составу преступление является формальным, т.е. признается оконченным с момента осуществления публичных призывов (хотя бы одного обращения), независимо от того, достигли они своей цели воздействия на граждан или нет. На наш взгляд, возможно привлечение к уголовной ответственности за провозглашение хотя бы одного призыва к осуществлению экстремисткой деятельности.

Пленум Верховного суда РФ публичные призывы определяет как выраженные в любой форме (например, в устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.9Публичность означает, что призывы носят открытый, доступный для понимания характер и обращены к широкому кругу людей, т.е. публичные призывы не могут носить персонифицированный характер. Посредством призывов субъект преступления воздействует на сознание, волю и поведение людей, преследуя при этом цель сформировать у группы лиц побуждение к осуществлению экстремистской деятельности.Пленум ВС РФ также обращает внимание на то, что вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела.10

Целью преступления, предусмотренного ст.280 УК РФ, выступает призыв лиц к осуществлению экстремистской деятельности в отношении группы лиц, объединенных по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. В ст.280 УК РФ цель выступает обязательным признаком субъективной стороны преступления и подлежит обязательному установление и доказыванию по каждому уголовному делу.

Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, при этом наличие либо отсутствие гражданства на привлечение к ответственности не влияет.

Квалифицированный вид данного преступления (ч.2 ст.280 УК РФ) предусматривает повышенную уголовную ответственность за совершение публичных призывов с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Пленум ВС РФ указывает, что при решении вопроса об использовании средств массовой информации судам следует учитывать положения Закона РФ от 27 декабря 1991 года №2124-I «О средствах массовой информации». В соответствии с пп.2 ст.2 вышеназванного закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.

Следственная и судебная практика показывает, что лица, привлекаемые к ответственности по ст.280 УК РФ, привлекаются именно по ч.2 данной статьи, при этом основным способом совершения преступления выступает распространение публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности с использованием глобальной мировой информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Так, Октябрьским районным судом г.Барнаула в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.280, ч.1 ст.282 УК РФ, был признан виновным гражданин В, которому было назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.11Следствием, а позже и судом было установлено, что он,реализуя свой преступный умысел, направленный на публичное возбуждение ненависти, вражды, унижения достоинства групп лиц по признаку принадлежности национальным группам русских, кавказцев или среднеазиатов, евреев, а также, действуя из личной неприязни к лицам указанной группы, используя персональный компьютер, находясь у себя в квартире, разместил в глобальной мировой сети «Интернет» на своей общедоступной Интернет- странице, на сайте социальной сети «Вконтакте», то есть публично с использованием сети «Интернет»,графические изображения, сопровождающиеся текстами, содержащими положительную оценку насильственных действий в отношении групп лиц, объединенных по признаку принадлежности к жителям Кавказа или Средней Азии, положительную оценку насильственных действий в отношении групп лиц, объединенных по признаку принадлежности к неславянам, положительную оценку насильственных действий в отношении групп лиц, объединенных по признаку принадлежности к русским девушкам, имеющим половые отношения с жителями Кавказа, Закавказья или Средней Азии. Кроме того, гражданин В совершил действия, направленные на публичное призывы к осуществлению экстремистской деятельности в отношении группы лиц, объединенных по признаку национальности и происхождения, публично, а именно разместил указанным выше способом, высказывания экстремистского содержания и графические изображения, сопровождающиеся текстами, содержащими признаки побуждения к насильственным действиям в отношении групп лиц, объединенных по признаку национальности и происхождения (жители Кавказа, Закавказья или Средней Азии).

При расследовании преступления, предусмотренного ст.282 УК РФ, следует помнить, что в действующей редакции статьи, по сравнению с предыдущей, появилось указание на совершение данного деяния с использованием «информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»», что является обоснованным, так как постоянно увеличивается количество пользователей сети «Интернет» и постоянно совершенствуются возможности таких пользователей, что приводит к распространению способа совершения преступлений с использованием сети «Интернет». Информационно-аналитический Центр «Сова»по результатам проведенного мониторинга пришёл к выводу, что всё большую долю в уголовном антиэкстремистском правоприменении занимают именно приговоры за высказывания: в 2015 году за «экстремистские высказывания» было осуждено почти вдвое больше людей, чем за прочие «преступления экстремистской направленности». И из этих высказываний 85% в 2014–2015 годы были совершены в «Интернете»12.

Данное преступление совершается в форме действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы такие действия были совершены публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства могут быть совершены посредством выступления лиц на собраниях, митингах, пикетах, шествиях, распространения листовок, брошюр, плакатов, размещение информации в книгах, журналах, газетах, установление баннеров, размещение текстов и графических изображений на общедоступных интернет-сайтах, в том числе в социальных сетях и т.п.В остальном понятие публичности и использование средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» аналогичны тем, что даны при характеристике объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст.280 УК РФ.

Верховный суд РФ указывает на то, что не является преступлением, предусмотренным статьей 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.13

Как отмечалось ранее, большая часть совершенных преступлений, предусмотренных ст.282 УК РФ, совершается с использованием сети «Интернет» - размещение высказываний, видео-, аудиофайлов, графических изображений, сопровождающихся текстами, содержащими положительную оценку насильственных или иных действий или призывающих к осуществлению таких действий в отношении групп лиц, объединенных по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, как правило, в социальных сетях. В качестве примера приведём уголовное дело14, возбужденное по ч.1 ст.282 УК РФ в отношении Колпакова В.А., который, находясь у себя дома, разместил в глобальной мировой сети «Интернет» на своей общедоступной странице, то есть публично, высказывание: «Кто согласен выбить с русской земли «чурок», «армяшек», «хачей», давайте соберемся и выгоним их из Барнаула!!! Выходим и бьем без жалости… чтоб неповадно было сюда являться.!!», в котором имеется обоснование необходимости насильственных действий в отношении группы лиц, объединенных по признаку принадлежности к жителям Кавказа, Закавказья или Средней Азии, а так же армянам. Следствием было установлено, что совершая вышеуказанные действия, Колпаков В.А. заведомо знал, что с размещенной им для свободного доступа и копирования информацией, в последующем ознакомится широкий круг лиц – пользователей социальной сети «Вконтакте», и желал, чтобы указанная информация была распространена и стала доступной для копирования.

Самым обсуждаемым на сегодняшний день остаётся вопрос: подлежит ли уголовной ответственности лицо за републикацию (далее по тексту – «перепост»), «ретвит»15 записи в социальных сетях? Судебная практика сложилась таким образом, что за подобные действия лица были привлечены к уголовной ответственности. Одним из громких дел явилось дело в отношении политического активиста Дарьи Поклюдовой, которая 21 декабря 2015 года Октябрьским районным судом г.Краснодара приговорена к двум годам колонии-поселения за участие в несанкционированной акции протеста, публикацию и «перепост» записей в социальной сети «Вконтакте». В социальной сети Дарья Поклюдова размещала материалы с критикой президента РФ В.В. Путина и положительной оценкой возможного желания отдельных граждан «присоединиться к Украине», которые суд счёл призывом к насильственному изменению конституционного строя. Ещё в качестве одного подобного примера можно привести уголовное дело, возбужденное в отношении Екатерины Вологжениновой, которую 20 февраля 2016 года Екатеринбургский городской суд приговорил к 320 часам обязательных работ, за совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.282 УК РФ, а её персональный компьютер и компьютерную мышь суд постановил уничтожить. Как пояснила сама Екатерина Вологженинова в интервью новостному интернет-сайту «Медуза»: «У меня на личной странице «Вконтакте» были посты оппозиционной направленности, картинки, изображение мужчины, похожего на Путина. Было много постов про Донбасс. Я собирала их для себя, для истории – время сейчас такое, все события эпохальные».16

Статьями 280, 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за высказывание владельцем аккаунта своего собственного мнения, своего отношения к происходящему или одобрение скопированной записи, а «перепост» или «ретвит» – это лишь копирование чужих мыслей, копирование информации на свою персональную страницу, при этом цели копирования могут быть различными, о чём мы уже убедились на вышеприведённом примере, в том числе и для ознакомления других лиц с данной информацией.Тогда возникает вопрос - не будет ли являться привлечение лица к уголовной ответственности за «перепост», «ретвит» записей в социальных сетях нарушением конституционных прав граждан на свободу мнения и получение информации? Международные стандарты исключают возможность привлечения лица к ответственности за распространение материалов, автором которых он не является, однако на территории нашего государства эта норма не соблюдается. На сегодняшний день правоприменители не различают понятия «пост», «перепост», «ретвит», для них важен сам факт размещения статьи или высказывания пользователем социальной сети на своей персональной странице.

Верховный суд РФ разъяснил вопросы привлечения к уголовной ответственности за «репосты», Прислушаются ли суды к данному разъяснению, покажет время и судебная практика.

Владельцам аккаунтов в социальных сетях необходимо самим проявлять осторожность при размещении каких-либо записей на своих персональных страницах, так как даже при последующем удалении записей со своих страниц, остаётся возможностьобнаружения следов раннего размещения материалов.