Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История культуры.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
130.99 Кб
Скачать

Вопрос 21

Всё боится времени, Но время боится пирамид. Древняя пословица

Тема вечной жизни, согласно представлениям египтян, имеет два аспекта рассмотрения: религиозно-ритуальный и творческий. Оба они связаны друг с другом, ибо у египтян всё было пронизано верой в победу вечной жизни над смертью.

Творческий процесс - это тайна, а у египтян к тому же и сакральный акт. Свои религиозные представления они связывали с миром космического бытия, которое мыслилось воплощением существующего, вечно восстанавливающегося порядка. Религиозные воззрения египтян нашли свое выражение в памятниках искусства - в портретных статуях, рельефах, росписях, в астральной символике.

Отношением к жизни вечной, к жизни духа определяется лицо культуры в ее глобальном облике. Это не просто область религиозного мировоззрения, а та сущность, которая лежит в основе всего, что было содеяно египтянами - сущность, заложенная и как данность, и как ее проявление в творческом созидании. Египетская цивилизация пережила египетское государство, оставив свое духовное наследие мировой культуре. Все, что создано Древним Египтом на всем протяжении его истории, порождено верой в вечную жизнь - пирамиды, их «Тексты», храмы и гробницы, рельефы и росписи, скульптурный портрет в его сочетании магической силы и жизненной правды, литературное творчество и многое другое.

Египтянин, свято веривший в загробную, вечную жизнь, стремился обеспечить себя всем необходимым для той жизни. Культ мертвых в Египте - это забота живых об умерших, забота тех, кто, посещая места захоронений, приносил жертвенные дары и с помощью жрецов совершал заупокойные обряды.

22. Религиозные реформы Эхнатона, искусство эпохи Амарны.

Аменхотеп IV стал выдвигать в противовес культу бога Амона культ гелиопольского бога Ра-Горахте. Объявив себя первосвященником этого бога, фараон начал строить в Фивах храм древнему солнечному божеству Египта, провозгласив его богом, «который ликует на горизонте в имени своём — блеск света, находящийся в диске солнца». В этих эпитетах древнего солнечного божества Египта уже ясно видны основные контуры новой религии солнечного единобожия. Таким образом, восстановление древнего солнечного культа и постройка храма солнечному богу в Фивах были первым этапом крупной религиозной реформы. Бросив вызов могущественному фиванскому жречеству, Аменхотеп IV выдвинул новый культ, культ единого и верховного солнечного бога Атона, что нашло своё внешнее выражение в изменении самого имени царя. Фараон принял новое имя «Эхнатон», что означает «блеск Атона». Одновременно с этим Эхнатон окончательно порвал с фиванским жречеством и покинул Фивы. Он построил себе новую и роскошную столицу около современной местности Эль-Амарна в просторной котловине, защищённой скалистыми горами. В эту новую столицу, богато украшенную дворцами и храмами, Эхнатон переселился со всем своим двором, чиновниками и жрецами нового солнечного бога. Новой столице он дал название «Ахетатон», что значит «горизонт Атона». В торжественных гимнах описываются красота и богатство новой роскошной столицы Египта.

Так как в древнем Египте религия являлась главной формой идеологии, а храмы были крупнейшими центрами культурного влияния, религиозная проповедь могла быть использована египетским правительством для укрепления политического и культурного влияния Египта в соседних странах. С этой целью, очевидно, и были созданы новые формы культа единого бога солнца, по своей простоте и ясности понятного и доступного разноязычным и разноплеменным массам, населявшим соседние с Египтом страны. На это значение религиозной реформы Эхнатона указывают некоторые фразы из большого гимна богу солнца Атону. В этом гимне говорится о том, что бог солнца Атон восходит над каждой страной, что он как единый творец мира создал все страны — Египет, Сирию и Нубию, посылая жизнь каждой стране. Если прежние египетские боги

изображались в качестве покровителей одного лишь Египта и египетского царя, обеспечивавших ему победу над его врагами, то теперь новый бог Атон, культ которого был провозглашён с высоты престола, объявлен богом не только Египта, но также и соседних стран.

Основные особенности Амарнского искусства

Наследие амарнского искусства сохранилось до сегодняшних дней в виде великолепных мозаичных полов, разнообразных колонн (нередко инкрустированных изразцами), фрагментов росписей стен с изображениями цветов и виноградных лоз, стел и ниш со сценами поклонения Атону, монументальных пограничных стел с изображениями фараона и членов его семьи, возносящих молитвы Атону, частей каменных плит с рельефами, расписных рельефов незаконченных гробниц, статуй и фрагментов статуй, скульптурных портретов.

Реформа религиозной жизни не могла не отразиться на искусстве, в котором и произошел решительный перелом. Памятники, созданные в начале правления Эхнатона, уже резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. В изображении фараона нарочито подчеркнуты особенности строения тела: удлиненный овал лица, своеобразную посадку головы на длиной шее, округлые бедра, отвислый живот и достаточно тонкие руки и ноги. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах: они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного фасного разворота плеч. До этого в Египте изображения богов дублировали образ правящего фараона, что олицетворяло его божественное происхождение, но шло вразрез с новыми религиозными догмами, следовательно «фигуры царя, царицы и их детей и в скульптуре и на рельефах должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями древних богов». Из антропоморфных признаков у изображений Атона остались лишь ладони на концах лучей, осеняющие благодатью фараона и членов его семьи.

При этом, одной из основных тем искусства (помимо вознесения молитв Атону), сформировавшегося в Ахетатоне, было изображение фараона и его семьи. Семейные сцены, присутствовавшие в росписях дворцовых покоев, на стелах и рельефах, находившихся в домах и виллах вельмож, полны нежности и тепла. Жесты фараона и его супруги, направлены на выражение любви друг к другу и к своим дочерям. Характерна также и попытка передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события: никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов.

Таким образом, перед художниками Ахетатона стояла задача создания новых образов, с которой они не сразу справились, поскольку до этого они приобретали свои навыки в фиванских мастерских, известных своей строгой подчиненностью давно сложившимся канонам. Теперь же от этих мастеров требовалось овладение новыми формами. Этим и объясняется не только новаторство в содержании и форме, но и несоразмерность отдельных частей фигур, резкие линии, неуместная угловатость либо напротив, закругленность контуров произведений, относящихся к начальному этапу амарнского периода. Но со временем такие скорее технически недостатки в произведениях мастеров новой столицы стали исчезать, уступая место расцвету их творчества.

Одной из основных тем искусства (помимо вознесения молитв Атону), сформировавшегося в Ахетатоне, было изображение фараона и его семьи. Семейные сцены, присутствовавшие в росписях дворцовых покоев, на стелах и рельефах, находившихся в домах и виллах вельмож, полны

нежности и тепла. Жесты фараона и его супруги, направлены на выражение любви друг к другу и к своим дочерям.

На смену утрировке портретных черт фараона и его семьи приходит зрелость мастерства, свободная от старых канонов и их демонстративного отрицания. Вместо полемической заостренности рисунка появляется мягкость моделировки, плавность линий, соразмерность пропорций. Скульпторы и художники, продолжая следовать реалистической направленности искусства, уже не используют гротескных форм. Они изображали человека таким, какой он есть, не приукрашивая и не уродуя его. Скульптура эпохи расцвета амарнского искусства поражает мастерским отбором черт, что делает изображаемых людей почти живыми. Именно в это время создаются настоящие шедевры древнеегипетского искусства, подлинные сокровища мировой художественной культуры. Одним из таких сокровищ является бюст царицы Нефертити работы скульптора Тутмоса. Археолог Людвиг Борхард, нашедший этот памятник в 1912 году, записал в дневнике раскопок: “Описывать бесцельно – смотреть!”. С ним нельзя не согласиться. Трудно передать восхищение этим нежным овалом лица, прекрасно очерченным небольшим ртом, прямым носом, чудесными миндалевидными глазами (к сожалению, левый глаз отсутствует). Моделировка щек, губ, шеи и подбородка необычайно легка. Скульптура поражает равновесностью своих частей: высокий синий головной убор ничуть не отягощает голову и шею царицы. Лицо Нефертити наполнено дыханием жизни, которое еще больше усиливает яркая цветная роспись.

Одним из отличительных особенностей изобразительного искусства Амарны было стремление к передаче чувств человека, его характера и возраста. Никогда еще египетская статуя ни являлась почти точной копией человека и ни отражала его душевное состояние. Эта особенность нового искусства заметна и в бюсте Нефертити. Выражение лица царицы не статично: отчетливо видны те достоинство и сдержанность, которыми обладала женщина ее положения.