Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы на экзамен - теория срб.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
70.54 Кб
Скачать

30. Марксизм как источник интеракционизма, ориентированного на повседневную реальность

В основе подхода лежит концепция феноменологического марксизма. Познавательный интерес марксизма направлен на определение отношений в рамках повседневной деятельности и мышления, на общество в его совокупности. Структуры повседневной деятельности (языковые клише, формы общения, типическое), а также содержание сознания индивида могут пониматься как конститутивные (определяющие) для общественной реальности и как учреждаемые ею. Другими словами, по Марксу, все происходящее с людьми есть проявление общественных отношений.

Интеракционистский подход в социальной работе, изучая преимущественно межличностные отношения, тесно связан с анализом структуры повседневной деятельности и, таким образом, касается уже проблем структурализма. Этот последний ставит во главу угла процессы взаимодействия между индивидами и группами, в ходе которых складываются и видоизменяются относительно устойчивые социальные структуры и учреждения.

31. Основные зарубежные подходы к теоретическим конструктам социальной работы

В современных отечественных и зарубежных научных исследованиях, посвященных проблемам теории социальной работы, не существует единых подходов к определению ее области познания, структуры, генезиса. Это связано с целым комплексом причин, среди которых можно выделить:

• эволюционный характер теории, которая постоянно видоизменяется;

• особенности национального пути развития теории в различных государствах;

• плюрализм применяемых теорий и методов;

• эклектичность эмпирических практик, привлекающих компоненты различных теорий;

Среди подходов в зарубежных исследованиях можно выделить некоторые устойчивые теоретические модели, описывающие феномены социальной работы.

Первая модель: социальная работа как многоуровневая теория

Вторая модель: социальная работа как парадигмальная теория

В основе данного подхода лежит модель помощи и поддержки клиенту, которая является не только парадигмой осмысления проблем клиента, но и инструментом изменения его ситуации.

Третья модель, интегративная

Исследователи данного подхода считают, что теории социальной работы обладают определенными признаками, отличающими их от других теоретических познавательных конструктов.

32. Основные направления развития дискурсов в теории социальной работы

Наличие и принятие различных дискурсивных практик в теории социальной работы свидетельствует о постмодернистской направленности ее развития. Кроме того, данные процессы свидетельствуют о сформированности предметного языка социальной работы, что, в свою очередь, способствует расширению возможностей участия социальной работы в дискурсах междисциплинарного уровня. Основные направления развития дискурсивных практик в теории социальной работы связаны с политико-социально-идеологической и организационно-профессиональной областями, а также с областью "клиент – социальный работник – социальная служба"

Каждое из направлений носит парадигмальный характер и строится в соответствии с определенной структурой. Одной из парадигм в социальной работе является парадигма исследования практической деятельности. Она конституируется не на основании содержаний, методов и технических нормативов некоего научного сообщества, а на основе дискурсивного процесса аргументирования между исследователями и практиками.

Немецкие ученые для описания эмпирического социального исследования, исследования практики предложили использовать следующие парадигмальные элементы[2]:

1. Диалогический подход к реальности: дискурс является парадигмальной инстанцией.

2. Циклическая модель: сбор данных, дискурс, практическая деятельность.

3. Критерии истины: критическая аргументация в дискурсе.

4. Концепция деятельности.

33.Модернизм и постмодернизм.

Теория и практика социальной работы в эпоху модернизма связаны главным образом с профессионализацией этой области: систематизацией эмпирических практик, становлением системной теории социальной работы.

Малькольм Пэйн в книге "Социальная работа: современная теория" пишет: "Социальная работа – продукт модернизма, поскольку представляет собой один из светских вариантов, замещающий благотворительную деятельность христианской церкви в западных странах. Саму идею теории социальной работы можно назвать модернистской, потому что она отражает возможность рационального понимания человека и общества, а также необходимость последовательных действий по изменению как индивидов, так и общества в соответствии с нашими знаниями. Наличие теории, направляющей наши действия, является существенным признаком модернизма – она свидетельствует о том, что в действиях мы можем опираться на конкретные характеристики окружающего мира"

М. Пэйн в книге "Социальная работа: современная теория" дает следующее определение постмодерна:

"Под постмодерном мы понимаем новую форму модерна, в которой речь идет уже не о господстве одной модели прогресса над другой, а о реализации многочисленных, находящихся между собой в противоречивых отношениях представлениях о модерне. Примером этому могут послужить различные системы общества: религия, экономика, право и т.д., которые оперируют все более разными коммуникативными образцами".

Главной чертой постмодернизма, продолжает Пэйн, является предположение о существовании альтернативных знаний и понимания окружающего мира.

"Эти идеи возникли, в частности, как реакция на модернистский способ мышления. Однако в них проявляются и другие представления, например интерпретативного направления, которые всегда были в центре дискуссий о природе знания. Постмодернизм отражает представление о том, что знание всегда социально сконструировано, поскольку выбор в пользу развития определенного вида знания не бывает нейтральным. Например, ученый выбирает предмет изучения и исследования исходя из собственных предпочтений, а также следуя интересам общества к определенной области знания на данном этапе.

Для постмодернизма также характерно положение о том, что, исследуя социальные явления, мы являемся частью общества, которое создает эти явления, поэтому оценка окружающих нас обстоятельств всегда субъективна.