- •Вопросы к экзамену по дисциплине «Актуальные проблемы международного частного права»
- •1. Содержание международного частного права и его место в системе права.
- •2.Соотношение источников международного частного права в правовых системах.
- •3. Основные категории и понятия международного частного права.
- •4. Вопросы взаимодействия международного частного права и международного публичного права.
- •5.Кодификация, унификация, гармонизация норм международного частного права.
- •6.Коллизионные нормы, их правовая природа и система. Гибкие коллизионные нормы.
- •7.Оговорка о публичном порядке: материально-правовой и процессуальный контекст.
- •8. Обратная отсылка и отсылка к праву третьей страны как категория мчп.
- •9. Взаимность и реторсии в международном частном праве.
- •10. Императивные нормы в мчп: доктрина и судебная практика.
- •11. Проблема квалификации юридических понятий и конфликт квалификаций в международном частном праве.
- •12. Роль международных организаций в кодификационном процессе мчп.
- •13. Европейский союз и кодификационный процесс европейского права в сфере международного частного права.
- •14. Вопросы международного гражданского процесса в Европейском праве.
- •15. Особенности правового положения государства в мчп.
- •16. Вопросы правового статуса предприятий с иностранными инвестициями в аспекте международного частного права.
- •17. Международно-правовая система защиты иностранных инвестиций.
- •18. Значение тримс для регламентации инвестиционных отношений.
- •20. Международно-правовая защита инвестиционных отношений.
- •20. Международно-правовая защита инвестиционных отношений
- •21. Международное контрактное право: содержание, основные понятия
- •22. Категория lex mercatoria международном контрактом праве
- •23. Особенности международного обычая и его значение в регулировании отношений в области международной торговли, торгового мореплавания и международных расчетов
- •26. Основные вопросы международного частного права в электронной торговле.
- •27. Защита прав интеллектуальной собственности в мчп
- •28. Универсальные и региональные организации в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
- •29. Значение трипс для регламентации отношений охраны интеллектуальной собственности
- •30. Авторское право в международном частном праве
- •31. Особенности защиты авторских прав в Интернете
- •32. Международно-правовая охрана смежных прав в мчп
- •33. Вопросы защиты промышленной собственности в мчп
- •34. Международно-правовая защита товарных знаков
- •35. Доменные имена как объект защиты: международно-правовой и национально-правовой аспекты
- •36. Международный гражданский процесс: содержание, основные понятия
- •37. Роль и значение Нью-Йоркской конвенции о признании и приведение в исполнение арбитражных решений 1958 года
- •38. Признание и исполнение решений международных коммерческих арбитражных судов
- •39. Международно-правовая помощь, ее значение для мчп.
- •40. Альтернативные способы разрешения споров в международном гражданском процессе.
13. Европейский союз и кодификационный процесс европейского права в сфере международного частного права.
В современном мире тенденция унификации и гармонизации международного частного права, как и права вообще наиболее ярко проявляется в условиях интеграции, происходящей в странах Европы, в первую очередь в рамках Евросоюза (ЕС).
Европейское право приоритетно перед внутригосударственным правом и обладает прямым действием. Приоритет права ЕС сохраняется и тогда, когда оно затрагивает конституционные права государств-членов. Право ЕС обладает приоритетом только в случае несовместимости последствий европейского и национального права. Если закон государства противоречит европейскому праву, он должен быть отменен либо соответствующим образом модифицирован. Прямое действие права ЕС состоит в том, что для вступления правового акта ЕС в силу не нужна ратификация или иная форма признания со стороны государства-члена.
вторичное право – правовые акты, принимаемые институтами и другими органами ЕС. Европейский совет и Комиссия Европейских сообществ (КЕС) издают регламенты, директивы, постановления, рекомендации, заключения. Наиболее часто используется «директива», которая указывает цель, оставляя за исполнителями (в основном государствами-членами) право выбора средств для ее достижения. ЕС может также законодательствовать с помощью «регламентов» (прямое действие, обязательны) и «решений». Европейский парламент принимает участие в этой нормотворческой деятельности. Он дает свои заключения по проектам, подготовленным КЕС, а после того, как Совет одобряет проект, он выносится на рассмотрение Европейского парламента, который может абсолютным большинством своих членов вносить в него поправки или отклонить. Парламент может издавать так называемые необязательные акты. Они касаются политических проблем и не устанавливают каких-либо прав и обязанностей.
Вторичное право ЕС является основным регулятором международных частноправовых отношений. К числу его источников относятся, в частности, Европейская конвенция о патентах 1973 г.; Конвенция о патентах 1975 (Конвенция о патенте ЕЭС) г.; Конвенция о юрисдикции и судебных решениях 1968 г.; Директива о гармонизации законодательства в области защиты банков данных о личности; Директива о бухгалтерской отчетности банков и страховых обществ; Директива о служебной ответственности во врачебной и строительной деятельности; Директива о взаимном признании дипломов высших учебных заведений в странах ЕС; Директива о компьютерных программах; Директива о массовых увольнениях; решения Суда ЕС. Судебное правотворчество превратилось в одну из отличительных особенностей правового порядка, возникающего на основе учредительных договоров. В решениях Суда отражаются общие правовые начала, провозглашенные в конституциях государств-членов.
Европейское право затрагивает в настоящее время большинство сфер правового регулирования и в первую очередь частноправового характера: авторское право, акционерное право, патентное право, коммерческое право, право конкуренции, право договоров.
Существенным препятствием на пути унификации и гармонизации частного права в рамках ЕС являются фундаментальные различия между правовыми системами, к которым принадлежат государства-члены: континентальной, общего права, скандинавской. Поэтому развитие коммунитарного права в частноправовой сфере носит избирательный характер, касаясь прежде всего тех областей, где экономические отношения переросли национальные рамки.
В европейском МЧП определенность коллизионных норм считается более важной ценностью, нежели их гибкость. Именно поэтому в данной системе права предпочтение отдается закону как основному источнику, что, в свою очередь, способствует тенденции к кодификации коллизионных норм. Как полагают европейские коллизионисты, применение определенных коллизионных формул с жесткими привязками за редким исключением не должно вести к несправедливым результатам. В тех же случаях, когда европейским странам не удается достичь консенсуса по каким-либо конкретным вопросам коллизионного права, законодатель временно оставляет эти вопросы на усмотрение доктрины и судей. Так, например, когда европейским странам не удалось прийти к единству мнений относительно коллизионных норм в сфере деликтного права, им пришлось ограничиться кодификацией в Римской конвенции 1980 года лишь норм в области договорного права. Вместе с тем европейские коллизионисты осознают, что не во всех областях права целесообразно создание жестких коллизионных привязок. Например, европейцы предпочитают гибкие подходы в выборе права в международных контрактах. Европейские юристы стремятся к минимизации неопределенности коллизионных норм с помощью кодификации в законодательстве общих принципов и понятий МЧП.
унификация договорного права на европейском уровне на протяжении нескольких десятилетий происходило в основном посредством принятия органами Сообщества нормативных актов (директив), в силу которых государства-члены должны были провести мероприятия по изменению своего национального права в соответствии с содержанием европейских актов. Указанным способом устранялись препятствия, вытекавшие из различий в праве отдельных государств, для достижения главной цели Европейского сообщества, а именно создания единого экономического пространства.
Использование указанного метода унификации права привело к появлению в национальном законодательстве государств – членов ЕС весьма значительного числа единообразных правовых норм, относящихся к регулированию договорных отношений, в основном обеспечивающих защиту потребителя, а также направленных против ограничений конкуренции.
Однако такая форма не создавала «европейского» права, хотя национальное право отдельных государств-членов становилось единообразным по своему содержанию. Это означало, что источником регулирования договорных отношений оставалось соответствующее национальное частное право (кодексы, законы и т.п.), а не собственно нормы права ЕС.
В 1989, 1994, 2000 и 2001 гг. Европейский парламент заявлял о необходимости подготовительных работ, направленных на выработку Европейского кодекса общего частного права. Парламент предусмотрел следующий порядок действий: выработка документов в сфере частного права, закрепляющих концепции и решения, общие для государств-членов до конца 2004 г.; преподавание этих текстов в университетах начиная с 2005 г.; принятие комплекса норм, относящихся к договорному праву, после 2010 г.
Весьма развернутая система права ЕС (европейского права) на сегодня не может рассматриваться в качестве самодостаточного правопорядка, ибо право ЕС пока не действенно вне связи с суверенными, властными правопорядками стран-членов. Очевидно, право ЕС все еще представляет собой регионально-локальную, предметно-ограниченную sui generis отрасль (подсистему) международного публичного права, поскольку концептуально источником права ЕС остаются согласованные властные воли государств-членов и не исключается их выход из правового поля ЕС. Но одновременно право ЕС есть и зачаток, независимо от того, насколько он развит, постепенно формирующегося самостоятельного правопорядка национально-федеративной или конфедеративной направленности. Перипетии принятия Конституции ЕС и Лиссабонского договора наглядно показывают незавершенность становления и неопределенность ориентации развития данной правовой системы.
