- •Курсовая работа
- •Содержание
- •Глава I. Социально-экономическая и духовная сферы жизни индейцев 7
- •Глава II. Политическая сфера жизни индейцев 21
- •Введение
- •Глава I. Социально-экономическая и духовная сферы жизни индейцев
- •Хозяйство
- •Социальная дифференциация
- •Религия и верования
- •Глава II. Политическая сфера жизни индейцев
- •Структура управления
- •Военное дело
- •Дворец тлатоани: быт, церемониал и хозяйство
- •Заключение
- •Список использованных источников и литературы
Глава I. Социально-экономическая и духовная сферы жизни индейцев
Хозяйство
В работе Берналя можно выделить, в основном, три составляющие хозяйства индейцев: сельское хозяйство, ремесло, торговля.
Сельское хозяйство индейцев у него представлено в очень скромном виде. Зачастую, чтобы понять, что Б. Диас пишет о нем, приходится буквально по крупинкам собирать информацию из текста. В мемуарах он упоминает разные сельскохозяйственные культуры, виды домашних животных, сады, и один раз отмечет, какие культуры «характерны» для определенного района(Чолула).
Сельскохозяйственные культуры в тексте встречаются следующие: какао, маис(кукуруза), агава, хлопок, фасоль, чию(злак), табак, вишня, фиги. Чаще всего у него мы можем встретить упоминание маиса. Это понятно, так как эта культура была самой распространённой среди индейцев Центральной Америки.
Рассказывая о городе Чолула и его окрестностях, Б. Диас сообщает об основных культурах, по его мнению, присущих этому району: маис, перец, агава. Однако, характерны ли они только для района Чолулы? Если обратиться к научной литературе, то можно увидеть, что эти культуры распространены в большинстве районах и поэтому понимать слова Берналя как описание особенностей земледелия Чолулы не следует.
Берналю свойственно не замечать даже внешне интересные стороны аграрной жизни индейцев. Так, Берналь не описывает достаточно необычную ирригационную систему как чинампы - «сплетенных из ветвей и прутьев, укрепленных растущими в грунте деревьями и кустарниками и засыпанных плодородным слоем земли искусственных островков, на которых выращивали различные культуры.»(еще к чинампам были привязаны жилые дома)3. Нет никаких сомнений, что он видел их – в то время, когда конкистадоры добрались до Теночтитлана, он был весь окружен чинампами4. К тому же, когда испанцы входят в Теночтитлан или смотрят на город с вершины храма, Берналь говорит о домах, которые располагаются на воде, но вот по какой-то причине ничего не говорит об обрабатываемой рядом земле. Но, действительно ли он заметил те самые чинампы? Вероятно, да, так как подавляющее большинство домов рядовых граждан располагались тогда на воде. Можно еще привести пример подобного случая - Берналь не замечает и террасированные участки. Как нам кажется, любого европейца должны были бы привлечь такие необычные поля(в Европе террасирования не знали или не использовали).
Говоря о домашних животных, Берналь называет куриц, индеек, собачек(Ксолоитцкуинтли). Конечно, он называет далеко не всех домашних животных, однако, нам интересно кое-что другое. Как видно, Б. Диас среди них отмечает курицу. Дело в том, что куры впервые появились в Новой Свете, когда на Кубу прибыл Х. Колумб. Можно предположить, что их могли перевезти с Кубы в Мексику. Однако, у индейцев не было морской торговли, а Мексика была открыта незадолго до завоевания ее Кортесом и, следовательно, кур там не могло быть. Также аргументом является то, что в научной литературе среди домашних животных курица не указывается. Предположение, что курица и индейка у Берналя синонимы не будет верным, так как, перечисляя список блюд Монтесумы в одном их эпизодов, он называет через запятую кур и индеек: «ежедневно ему готовили блюда из кур, индеек, фазанов, куропаток …»5. Возможно, он к курицам приписывает индейку-самку, ведь по внешним параметрам она очень похожа на нее.
Также, стоит сказать, что Берналя ни капли не смущает отсутствие у индейцев мелкого или крупного скота.
Особое внимание Б. Диас уделяет садам. Автор курсовой работы не хочет сказать, что Диас подробно описывает их. Опять-таки он ничего не сообщает об организации садоводства и мало что о его содержании. Однако, это, наверно, единственное, что вызывает у него восхищение, говоря об аграрной жизни ацтеков. Искать глубокие причины в восхищении садами, как нам кажется, нет смысла, так как это, вероятно, связанно с прекрасным видом индейских садов6.
Достаточно много и с куда большим интересом конкистадор говорит о ремесле. Б. Диас сообщает названия различных видов ремесел, дает описание ремесленных изделий, говорит о специализации районов по некоторым из ремесел.
Основная часть его описаний представляет собой перечисление ремесленных изделий, которые он видит, когда конкистадорам дарят подарки, выплачивают дань. Берналь описывает золотые и серебренные вещицы, драгоценные камни, ткани(обычно называет сколько тюков «тончайшей материи» им дали). Также он любит давать им денежную оценку.
Складывается впечатление, что Берналь помешан на золоте и других драгоценностях. Возможно, это так, ведь Берналя нельзя назвать беспристрастным к золоту человеком. Он не единожды жалуется, что его обделили при дележе сокровищ, в то время как на момент написания своих мемуаров он являлся губернатором города. Однако, тут стоит оговориться. Подробное описание подарков он дает только тогда, когда ацтеки впервые их подносят конкистадорам и когда они получали их в Теночтитлане. В остальных же случаях Берналь называет полученные подношения обобщающими словами: «драгоценностями», «изящными изделиями», «золото» и т.д. Да и денежную оценку он дает, вероятно, чтобы читатель представлял себе эту массу золота. Поэтому, как нам кажется, утверждать, что он делал это только из-за своего пристрастия к золоту не совсем будет правильно. Если бы это было так, то зачем ему говорить о самих ремесленниках?
О них он сообщает отдельно, а не разбрасывает сведения по главам. Содержание представляет собой перечень искусных мастеров: резчиков по камню, золотых дел мастеров, ювелиров, художников, скульпторов, ткачих. Зачем же Б. Диас перечисляет ряд ремесленных профессий? Отвечая на вопрос, следует учесть один момент – Берналь затрагивает ремесленников в главе «Мотекусома», где рассказывает о личности правителя, о дворце и т.п. Все это он преподносит в ключе величия тлатоани(правителя). Особо примечательна на этот счет последний абзац: «Впрочем, всего не перескажешь!.. Ясно, как могуч и велик был Мотекусома!»7. Таким образом, видимо, причиной могло быть стремление продемонстрировать мощь правителя ацтеков и его государства, показывая уровень развития индейцев. Но единственная ли это причина?
Интересно, что Берналь особо отмечает «золотых дел мастеров», ювелиров и ткачих. Говоря о первых двух специальностях, он сообщает об их организации(они жили вместе), о технике обработке металла(литье, ковка) и драгоценных камней(шлифовка), называет город, где находились самые искусные «золотых дел мастера». О ткачестве он говорит меньше, но замечает, что этим ремесло занимались не только женщины(хотя, напрямую об этом не говорит) – «Ткачеством и вышивками занимались более женщины…»8. Также сообщает, что ткачеством занимались и некие «монахини» и то, что производство простых тканей находилось в Коташтле.
Такие подробные сведения демонстрируют, что Берналю и, возможно, другим конкистадорам приходилось взаимодействовать с этими ремесленниками. Так, когда им надо было переплавить золотые украшения в слитки, они обращаются к «золотым дел мастерам» города Аскапоцалько. Конечно, Берналю могли передать сведения о ремеслах устно, но это маловероятно, так как он обычно рассказывает о том, что видел сам.
К тому же, он выделяет именно этих ремесленников еще, вероятно, потому, что эти ремесленные профессии были самыми престижными среди других(У. Брей)9, а Берналю, как мы увидим дальше, свойственно концентрировать внимание на «престижных» вещах.
Описывая рынок, Берналь перечисляет, из каких сплавов были сделаны топоры, и делает ошибку, так как одним из названных сплавов была латунь, которой на самом деле не было у ацтеков. По крайней мере, В. Е. Баглай не приводит латунь в списке сплавов, которые были известны местному населению. Скорее всего, он спутал латунь с другим сплавом.
Торговле Берналь тоже уделяет немалое внимание. Конкистадор сообщает нам о рынке Теночтитлана, представленных товарах и меновых средствах. Стоит отметить, что как в случае и с ремесленниками Б. Диас отдельно рассказывает о рынке.
Почему он обратил внимание на рынок? Рынок Теночтитлана был крупным и находился в центре города, поэтому, как нам кажется, про него было сложно промолчать, описывая город. Однако, это не может быть единственной причиной, ведь нам известно, что Берналь вполне может пропустить вещи, которые сложно не заметить(вспомним о чинампах). Другой причиной, вероятно, является его родной город. Медина дель Кампа была в то время крупным торговым городом, где проходили ярмарки. Берналю явно было любопытно посмотреть, как устроен здешний рынок и по возможности сравнить их. Отличий он не находит, но отмечает сходство: «…таким образом продавались все те виды имевшихся товаров во всей Новой Испании, точно таким же образом, как и в моем краю, в Медине дель Кампо, при проведении ярмарок всякий товар находится в своих торговых рядах»10.
Берналь Диас перечисляет достаточно много разных товаров. Делает он это, вероятно, чтобы читатель понял, каким крупным был рынок Теночтитлана. Первым, что ему попадается на глаза это драгоценности и ткани. Почему? Конечно, он говорит, что они находились на первых рядах, и это само собой отвечало бы на вопрос. Однако, как мы уже заметили, Берналю свойственно акцентировать внимание на этих вещах и связанных с ними ремеслах.
Кроме многочисленности товара, удивляется Б. Диас и порядку который царил на рынке: «изумлялись множеству народа и товаров, которые на ней находились, великому порядку и организованности во всем»11. Б. Диас отмечает, что они не ожидали увидеть это. Почему же порядок так важен для Берналя? Скорее всего, это связанно с его профессией солдата, ведь в армии особо уделяют внимание порядку. В войске Кортес он несомненно был – Берналь не раз приводит примеры того, когда главнокомандующий наказывал нарушивших порядок подчиненных.
Другое, что показалось необычным для конкистадора это то, что в Теночтитлане «ничто не пропадало и все считалось товаром»12. Дальше он приводит пример с человеческими отбросами: «человеческие отбросы собирались и перевозились куда нужно, ибо употреблялись в производстве, например, кожевенном.»13 Этот момент также отмечает и В. Е. Баглай, а У. Брей добавляет: «Продавалось все, что только можно было вообразить…»14. Таким образом, нам не стоит сомневаться в словах Берналя. Однако, почему он обращает на это внимание? Вероятно, Берналь хочет так продемонстрировать многочисленность товаров. Но, как нам кажется, в таком случае он мог просто сказать «все считалось товаром» и не добавлять «ничто не пропадало». Это «ничто не пропадало», возможно, говорит о том, что Берналя также удивляло рациональность использования ресурсов у индейцев.
Берналь отдельно сообщает о местных меновых средствах. Среди них он называет стержни перьев с золотом, какао-бобы и накидки. Вероятно, он узнал о них из рассказов «экскурсоводов», которые сопровождали конкистадоров на рынке.
Стоит сказать, что у индейцев немаловажное место занимали охота и собирательство. Однако, Берналь почти ничего не сообщает нам об этих сферах хозяйства. О существовании у индейцев охоты и собирательства мы узнаем из описания рынка. Там Б. Диас называет шкуры диких животных, дичь и травы. Также в мемуарах есть эпизод, где Монтесума охотится.
Таким образом, Берналь, в основном, обращает внимание на те сферы хозяйства индейцев, которые больше всего связанны с производством престижных благ. Понятно, что сюда не входят ни сельское хозяйство, ни охота, ни собирательство. Однако, утверждать, что это единственный критерий, по которому он выбирает о чем писать, мы не будем, так как есть моменты, которыми Берналь интересуется из удивления(например, рынок). Большинство описаний он делает на основе того, что сам увидел, но, есть моменты, о которых ему явно сообщили. Он также отмечает положительные черты хозяйства индейцев: порядок, рациональность, высокий уровень развития ремесла. Стоит отметить, что в описании хозяйства не обошлось и без ошибок(курица, латунь).
