- •Областной исторический исследовательско – краеведческий конкурс «Судьба семьи в истории страны»
- •«История рода предпринимателей лугининых и их роль в социально – экономической жизни ветлужского уезда»
- •Содержание
- •1.Введение.
- •2. Основная часть. Предприниматели лугинины: крупнейшие лесопромышленники и основатели кредитной кооперации для крестьян в ветлужском уезде в конце XIX - начале XX веков.
- •2.1. История рода предпринимателей Лугининых и их общественно – политическая деятельность.
- •2.2. Роль предпринимателей Лугининых в развитии лесных промыслов Ветлужского уезда.
- •2.3. Создание предпринимателями Лугиниными сельского кооперативного банка и предоставление кредитов крестьянам.
- •3.Заключение
- •Список литературы:
2.2. Роль предпринимателей Лугининых в развитии лесных промыслов Ветлужского уезда.
Федору Николаевичу Лугинину принадлежало самое крупное во всей Костромской губернии имение: ему принадлежало более 4 тысяч крестьян и более 300 тысяч десятин земли. Помещиком он был необычным. Он выстроил в имении маслобойный, керамический и кирпичный заводы. Федор Николаевич помог крестьянам построить паровые, ветряные и водяные мельницы - их в имении было более 20 и 2 кожевенных завода.
Ученый – лесовод И.Н. Чиркин, изучая лесное хозяйство Ветлужского уезда в конце 19 –начале 20 веков, отмечает, что « более половины всех лесов уезда составляют частновладельческие леса. Дачи тянутся узкой лентой в направлении с запада на восток, перпендикулярно течению главной водной артерии - Ветлуги и ее сплавных притоков».[1,с. 8] По данным этого автора, «самым крупным было владение помещика В.Ф. Лугинина, составлявшее 245810 га. Достоверно известно, что даже крупная французская буржуазия скептически относилась к рассказам Лугинина, проживавшего большей частью в Париже о размерах его Ветлужского владения, превышавшего по площади почти в 5 раз французский департамент Сены».[1,с.8] Большую часть леса, заготовленного в лесных владениях В.Ф. Лугинина, сплавляли плотами. Н.Н. Оглобин, путешествуя по реке Ветлуге во время сплава леса, отмечает, что «сойм на Ветлуге немного, но плоты - однорядки тянулись нескончаемой лентой, иногда покрывая все видимое пространство реки. Чаще всего попадались плоты местных лесных тузов - дворянина Лугинина и купца Ефремова. Каждый из них ежегодно сплавляет до 300 плотов».[3, c.192]
В то время, как многие помещики рубили лес под корень для продажи, Владимир Федорович снял свои многочисленные лесные дачи на план, разбил на участки и производил правильную выборочную рубку и подсадку деревьев. Для этого специально выстроил пять лесных кордонов, в которых жили самостоятельные крестьянские хозяйства - своеобразная система охраны лесов. Эти меры, разработанные Лугининым, представляли собой мероприятия по лесоустройству и лесовосстановлению. При этом для крестьянского строительства лес выдавался бесплатно в необходимом количестве.
Т.В. Войтюк отмечает, что «своеобразным был оброк в имении В.Ф. Лугинина- каждое крестьянское хозяйство должно было выкурить в год тридцать пудов дегтя. А за все излишки получали деньги из вотчинной конторы». [4, c.116] Производство смолы приносило стабильный доход владельцам обширных лесных дач, к числу которых относятся предприниматели Лугинины. Н.П.Колюпанов, известный общественный деятель, описал попытку ветлужского земства в 1872 году устроить артельный смолокуренный завод, используя «шведскую систему сухой перегонки дерева». Земское собрание открыло кредит управе в 2 тысячи рублей серебром. В.Ф. Лугинин в своей шангской даче «безвозмездно уступил место под постройку завода, безвозмездно пожертвовал кирпич, отпустил необходимый для постройки лес без взимания попенной платы, разрешил вывозку необходимого для действия завода количества дров по 1 рублю серебром за кубическую сажень и назначил за сажень осмола, заготавливаемого в его дачах, попенную плату по 1руб. 50 коп», но уже весной 1874 года собрание поручило управе «передать завод со всеми предметами, на нем находящимися г. Лугинину», который выразил готовность приобрести его «с возмещением земству всех затрат как по устройству завода, так и по производству».[4,c.32] Причина неудачи заключалась в том, что «продукты завода не обеспечены сбытом, смола извлекается весьма низкого качества, которая вследствие общего понижения цен на смолу, в настоящее время может быть сбыта по самой дешевой цене».[4, c.33] В то время смолу курили также в ямах: этот способ много проще других способов, но требует большое количество материала и вызывает часто воспламенение. При этом нередко сгорало все запасное смолье, а иногда и люди. Н.С. Толстой отмечает, что « во время преобладания ямного способа курения истребилось такое огромное количество смолья, которого при нынешних способах курения хватило бы на сотню лет».[2, c.31] За несколько десятков лет смолы в лесных вотчинах Лугининых было произведено в огромном количестве.
В конце 19 - начале 20 веков в Ветлужском уезде получили развитие деревообрабатывающие промыслы. Издавна точили ветлужские крестьяне для себя ложки и плошки. В школе лесопромышленника Лугинина в 1867 году был произведен опыт соединения ремесел с сельской школой. Из Семеновского уезда Нижегородской губернии приглашали мастеров, у которых ученики учились токарному делу. Материал для этого брали в помещичьих дачах. В своем имении в селе Рождественском Владимир Федорович Лугинин устроил токарную мастерскую, где бесплатно обучались желающие. Лучшие ученики по окончании учебы награждались токарным станком и инструментами при условии устройства ими мастерских в своих деревнях. Через пять лет в одной только Рождественской волости таких мастерских было уже тринадцать. За работу в токарной мастерской с октября по май крестьянин мог получить 50 -80 рублей. Благодаря этому, производство деревянной посуды получило распространение в Ветлужском уезде. Следовательно, Лугинины, являясь крупными лесопромышленниками, способствовали развитию лесных промыслов Ветлужского уезда и решению его приоритетных социально - экономических проблем.
