Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Марксистская социология в России.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
70.35 Кб
Скачать
  • 2 Период от рубежа 1950-60-х до конца 1980

Социологические исследования в стране вновь приобретают права граждан­ства лишь в конце 1950-х – начале 1960-х гг., во время «хрущевской оттепе­ли». На то были причины и экономического, и социального, и идеологическо­го порядка. Целесообразнее всего начать с последних, поскольку они во многом определяли отношение к социологической науке в целом. Речь идет о разоблачении культа личности Сталина и некоторых идеологических свобо­дах, которые стали возможными в новых условиях, в том числе и о частичном восстановлении свободы творчества в области социальных наук.

Критика западной социологии

Первый выход СССР на международную социо­логическую арену – участие в работе III Всемирного социоло­гического конгресса (Амстердам, 1956) советской делегации во главе с академиком П.Н. Федосеевым, которое преследовало цель признания отечественной социологической науки (еще реально отсутствовавшей!) в мире.

Проведение в Москве международного совещания социоло­гов (1958) – были Фридман, Арон и др.

Создание в 1958 г. Советской соци­ологической ассоциации (ССА), которая в том же году стала членом МСА. Первым президентом ССА был Ю.П. Францев, а вице-президентом – Г.В. Осипов.

В 1968 г. был создан Институт конкретных социологических исследований, первым директором которого стал академик A.M. Румян­цев, бывший в то время вице-президентом Академии наук.

Процесс институционализации социологии в конце 1960-х – начале 1970-х гг. вышел за пределы Москвы и охватил многие республики и крупные области.

На состоянии социологии не мог не сказаться общий дух периода «за­стоя» (70-80-е гг). Науке с большим трудом приходилось преодолевать сопротивле­ние командно-административной системы.

Во-первых, резко усилилось социологическое мифо­творчество, которое, по существу, носило заказной характер. Оно было направлено на апологетику тех сторон жизнедеятельности общества, ко­торые в реальности отсутствовали: усиление социальной однородности общества, сближение классов и социальных групп, образование повой ис­торической и социальной общности – «советский народ», гармонизация национальных отношений, движение за коммунистический труд, едино­душное одобрение партийных решений и т.д.

Во-вторых, несмотря на растущее стремление социологии и социоло­гов доказать спою полезность и необходимость для общества и его кон­кретных структур, снижается уровень востребованности как теоретичес­кой, так и эмпирической (в том числе и прикладной) социологии.

В-третьих, многочисленные попытки доказать необходимость професси­ональной и образовательной институциопализации социологической науки за счет введения должностей социолога на предприятиях и в учреждениях и открытия профессионального социологического образования постоянно на­талкивались на ожесточенное сопротивление со стороны людей, противо­действовавших признанию самостоятельности социологической науки.

В-четвертых, в 1970-1980-х гг. определенным образом снизилась (в сравнении с периодом 1960-х гг.) научная и социальная активность многих ведущих социологов страны (что, впрочем, никак не сказалось на их высоком статусе), которые в условиях ужесточения политико-идеоло­гических тисков вынуждены были зачастую работать «в стол», ожидая наступления иных, лучших времен.

Но есть и достижения в этот период. Большую роль в развитии отечественной социологии сыграл журнал «Социологические исследования», учрежденный АН СССР. Его первый номер вышел в свет в 1974 г. Возникли, утвердились и развивались региональные отделения Совет­ской социологической ассоциации. Первые выпуски профессиональных со­циологов (по 25 человек в каждом университете) были сделаны в 1989 г. Именно в период застоя приобрела популярность так называемая «за­водская», или промышленная, социология. Начали проводиться социологичес­кие исследования на предприятиях.