Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклад — копия.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
306.34 Кб
Скачать

Глава 2. Трактат «о постройках» как важнейший источник экономического развития Византии в VI веке.

Несмотря на хвалебный тон в адрес императора, Прокопий скрупулёзно описал возведённые и имеющиеся объекты по всей Восточной Римской империи. В результате, мы можем констатировать: как проходила граница ромеев на севере вдоль Дуная и далее на запад в Европе, с Сасанидским Ираном на востоке, с африканскими племенами в Северной Сахаре. Таким образом , перед нами предстаёт картина достаточно определённой локализации областей, подконтрольных византийским императорам.

В этой связи особо интересно психологическое восприятие провинциального аристократа из Кесарии роли своего государства на мировой арене того времени. Всё человечество византийский историк делит на римлян – носителей высокой древней культуры и государственности – и на варваров. Но для нас, с точки зрения исторической ментальности, показательно его отношение к современному ему государству. Прокопий прямо связывает основание империи с Константином Великим, а не с Цезарем или Октавианом. Более того, для него некогда единая империя под рукой Диоклетиана – уже «стародавние времена».

Наряду с этим, мы можем насчитать около 100 городов и порядка 500 укреплений10 в ранней Византии, без учёта поселений Апеннинского полуострова и провинции Бетика, которые были уже отвоёваны войсками Юстиниана к 560 году. Тем не менее, вполне можно утверждать, что в ранний период Византия изобиловала крупными городскими центрами. Природные условия Константинопольской державы благоприятствовали процветанию городской экономики. Византийский флот доминировал в Средиземноморье. Прокопий упоминает о регулярной перевозки хлеба из Александрии-Египетской в другие районы империи, а также об активной деятельности рыбацких судов у побережья Ливии.

Таким образом, полтора десятка городов Византии насчитывали более 50 тысяч жителей11. Своими богатствами, красотой дворцов и храмов славились:

  • Александрия и Тафосирис в Египте

  • Антиохия – в Сирии

  • Эдесса в Северной Месопатамии

  • Тир и Бейрут в Финикии

  • Кесария и Птолемаида – в Палестине

  • Переживали эпоху расцвета города Малой Азии: Эфес, Смирна, Никея, Никомедия, Мителена

  • На Балканах доминировали Фессалоники, Филипполь и Коринф

  • В Византийской Африке возрождались и стали активно набирать экономическую силу: Карфаген, Большой Лептис.

  • Особо бурно развивался и отстраивался Константинополь.

Применительно к VI веку византинист Ф. Тинефельд делит населения городов на 12 страт12: 1) сенаторская аристократия, 2) чиновники, 3) военные, 4) клирики, 5) учёные, 6) врачи, 7) адвокаты, 8) архитекторы, 9) торговцы, 10) ремесленники, 11) лица без определённых профессий, 12) рабы.

Всё выше перечисленное дало, основание некоторым византинистам утверждать, что Восточная Римская империя в эпоху своего наивысшего рассвета (Юстинианово время) по праву могла называться страной городов. Так ли это на самом деле? Как это косвенно отражено в трактате Прокопия «О постройках»? И можем ли мы ответить на вопрос с определённой долей достоверности: «Что представляла собой экономика Византии в VI веке: «страну торговых городов» или государство крупных и средних землевладений?».

Подсчитано, что к 565 году, население всей Византийской империи с зависимыми и подвластными территориями насчитывало 50 млн. человек, но во всех городах проживало, вместе с расквартированными гарнизонами не более 2 млн. человек, то есть 4% населения от общего числа жителей. И хотя Прокопий Кесарийский прямо восторгается предпочтениями городской жизнью над земледелием: «Для общих нужд там устраивается рынок и ведётся всё остальное, что служит достоинством для города»13, пропорциональное соотношение городской и сельскохозяйственной экономик явно остаётся за последней. К тому же, многие постройки и укрепления были призваны защитить подданных императора, работающих именно на земле, в случае внешней угрозы. Так, при нашествии варваров, окрестные крестьяне стремились укрыться за крепостными стенами ближайших городов.

Труд византийского земледельца оценивался очень высоко, по сравнению со всей другой деятельностью сельского хозяйства. Автор трактата «О постройках» категорически ставит ярлык на всей экономической деятельности подвластных племён тзанов, утверждая, что они сущие бездельники, потому что содержат скот не для занятия земледелием, а для того, чтобы доить его и есть мясо14. Тзаны – дикари и ведут «звериный образ жизни».

В итоге, в сравнении с соседними варварскими королевствами, Византийская империя бала намного более урбанизированным государством, однако роль её городов в экономике станы играло весомую, но далеко не существенную и уж точно не решающую роль, по сравнению с земледелием.