- •Практическое занятие № 4: Смыслы и толкования
- •Из трактата «о началах» (230 г.)
- •[Предисловие к Glossa ordinaria]
- •Из трактата «пир» (XIV в.)
- •Что такое экзегеза? Энциклопедия Кольера
- •Введение в библейскую экзегетику (фрагменты)
- •1.1.2. Экзегеза и эйсегеза
- •1.1.3. Кто и как определяет значение?
- •2.2.4. Множественность смыслов Писания
- •2.2.5. Символические толкования: аллегория и типология
Практическое занятие № 4: Смыслы и толкования
ВОПРОСЫ
Как различали и объясняли смысловые уровни священных книг Ориген, Николай Лирский, Данте Алигьери? Правомерно ли таким же образом толковать художественные тексты?
Что такое экзегеза? Какие изменения произошли в истории экзегетики?
В чем существенное различие «экзегезы» и «эйсегезы»?
Синонимичны ли понятия «экзегеза» и «герменевтика»?
Можно ли считать экзегетику наукой?
Существует ли запрет на самовольное толкование священных текстов?
В чем различие типологии и аллегории? Являются ли типологический и аллегорический методы экзегезой?
На чем основан метод нумерологии?
В чем, по-вашему, заключаются проблемы современной экзегетики?
ТЕКСТЫ
Ориген (ок. 185 — ок. 254)
Из трактата «о началах» (230 г.)
Итак, способ чтения Писаний и отыскания смысла их, предлагаемый нами, основывается на самих изречениях (Писания) и состоит в следующем. У Соломона в Притчах мы находим такое предписание относительно божественных догматов, записанных (в священных книгах): «Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» (Притч. 22,21). Следовательно, мысли священных книг должно записывать в своей душе трояким образом: простой верующий должен назидаться как бы плотью Писания (так мы называем наиболее доступный смысл); сколько-нибудь совершенный (должен назидаться) как бы душою его; а еще более совершенный и подобный тем, с которых говорит апостол: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но проповедуем Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал» (I Кор. 2.6-7), - такой человек должен назидаться духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Ибо как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа.
Николай Лирский (ок. 1270-1340)
[Предисловие к Glossa ordinaria]
Особенность этой книги [Библии] — то, что в ней одна "буква" содержит несколько смыслов. Объясняется это тем, что Сам Бог есть изначальный автор сей книги, в Его же власти не только использование слов для обозначения чего-либо (что даже и люди способны делать и делают), но и то, что Он и самые вещи, обозначаемые словами, использует для обозначения Других вещей. Поэтому со всеми книгами эту объединяет то, что в ней нечто обозначается словами, а особенность ее— в том, что вещи, обозначаемые словами, в ней обозначают нечто Другое. Итак, в соответствии с первым родом знаменования, при посредстве слов, постигается буквальный, или исторический смысл, в соответствии же со вторым, при посредстве самих вещей, постигается таинственный, или духовный смысл, подразделяемый на три вида. Ибо если вещи, обозначенные словами, приводятся для обозначения того, во что надлежит веровать в Новом Законе, то так постигается аллегорический смысл, а если для обозначения того, что должны делать мы сами, то это моральный, или тропологический смысл, если же для обозначения того, на что надлежит уповать в будущем блаженстве, то это анагогический смысл.
Данте Алигьери (1265-1321)
