II. Критика источника
1.1. Внешняя критика
С самого первого слова автор сообщает то место, где она ведет свои записи: это село Старое Рахино, которое находится в Крестецком районе Новгородской области.
О времени создания дневника свидетельствуют даты, которые Ольга Берггольц ставила перед каждой новой записью – май, октябрь 1949 г. В мае Берггольц обращалась к дневнику 20, 23(дважды), 24, 25, 26, 27 числах, а в октябре – только 31 числа.
Автором, несомненно, является Ольга Бергольц. Об этом свидетельствует прежде всего то, что дневник хранился у ее сестры Марии Берггольц, который она затем и опубликовала в журнале «Знамя» в 1991 г. Если бы это были чьи-то «сочинения» для того чтобы оклеветать и начать новое дело по О. Берггольц, то не было бы смысла хранить эти записи и опубликовывать их.
Сохранность текста определить сложно, так как у автора реферата отсутствует оригинал источника. Однако, настораживает то, что в последующие месяцы(июнь-сентябрь) отсутствуют вообще какие-либо записи. Можно предположить, что эти части были утеряны.
1.2. Внутренняя критика
Как ранее указывалось, в Старое Рахино Ольга Берггольц поехала по причине начала политического дела в Ленинграде(«Ленинградское дело»).
Руководителей Ленинградского обкома ВКП (б) обвиняли в том, что они намеревались создать Русскую коммунистическую партию в противовес Всесоюзной и начать противостояние с ЦК ВКП (б). Поводом для Ленинградского дела послужило проведение в Ленинграде с 10 по 20 января 1949 года Всероссийской оптовой ярмарки. Сообщение о ярмарке стало дополнением к уже имевшемуся компромату.
Были опасения, что и на О. Берггольц могут тоже «нашить» какое-нибудь дельце. Чтобы не вызывать подозрений она поехала туда в качестве корреспондента газеты. Официальная ее задача была в написании статьи про деревню, где она должна была показать то, как хорошо живется в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. Но реальность была другой … Она вела дневник, в котором записывала свои переживания и то ,что видела в деревне - картины «… безысходных драм послевоенной деревни»1. В этих записях автор не указывает точных целей их создания. Возможно, она просто пыталась «отвести душу» либо, описывая свой прожитый день, хотела найти вдохновение для стихов и других своих работ(что более вероятно, так как в дневниках есть наброски стихотворений), либо хотела сохранить правду о жизнь послевоенного советского общества.
Влияние на текст записок цензуры или самоцензуры отсутствует. Цензуры нет, так как дневник был опубликован в год распада СССР и, следовательно, в этом не было никакого смысла. Самоцензура отсутствует уже по причине того, что это дневниковые записи, в которых автор описывает свои мысли, и они не создавались для публикации.
Структура текста определяется разделяющими его на части датами записей. Перед каждой новой записью ставилась дата, например, «20/V – 49». Первая цифра обозначала число месяца, вторая – месяц, третья – год.
Содержание текста наполнено переживаниями личного характера, рассказами о жизнях и судьбах людей, стихотворными отрывками(иногда и целыми стихотворениями), основанными на этих рассказах, и общими выводами о жизни в советском «мире».
Автор жанр своих записок никак не определяет из-за ненадобности, так как ,еще раз повторяюсь, это записи мыслей, а не литературное произведение, которое создается для публикации. А вот исследователи ее записок определяют их жанр как дневниковые записи.
Специфика дневниковых записей как жанра следующая:
Периодичность, регулярность ведения записей;
Связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями;
Спонтанный характер записей(времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего);
Литературная необработанность записей;
Безадресность или неопределенность адресата многих дневников;
Интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей.
Чтобы понять условия и причины создания дневника нужно разобраться в самой личности автора.
Ольга Берргольц родилась в 1910 г. в семье врача-хирурга. Ее детство выпало не на самое легкое время в истории: в 1914 г. началась Первая Мировая война, в 1917 г. произошла революция, а затем – гражданская война(1917-1923 гг.). Конечно, все это время она была с семьей, которая ее защищала и поддерживала, но все эти события, как мне кажется, не могли просто пройти незаметно для будущей поэтессы. В 1925 г. она начинает печататься и в ступает в молодежный кружок литераторов «Смена» - наверно, это одно из приятных для нее моментов жизни. Последующие годы наполнены почти что одними жизненными потрясениями:
1928 г. – выходит замуж за Бориса Корнилова, но разводится с ним через 2 года. В браке появляется родилась дочь Ирина.
1932 г. – родила дочь Майю от нового мужа Николая Молчанова, но через год девочка умирает.
1936 г. – умирает ее семилетняя дочь Ирина
1937 г. – исключена из Союза Советских писателей, восстановлена в 1938, но снова исключена в конце года.
1938 г. – была арестована по обвинению «в связи с врагами народа». После пыток прямо в тюрьме родила мертвого ребенка. В 1939 г. была освобождена
1942 г. – ее муж Николай Молчанов умирает от голода в блокадном Ленинграде, где находилась и сама Берггольц.
Эта далеко не все трагедии ее жизни. Конечно, такое освещении жизни О. Берггольц не кажется объективным. Хочется задать вопрос: «Неужели в ее жизни было так мало хорошего?» Это «хорошее» было, но в биографии оно меркнет на фоне этих трагедий. Однако, если смотреть на ее произведения в целом, то сказать, что она была пессимистом не получится. У нее очень много стихов, которые наполнены радостью и надеждой на лучшее. Но, в случае с дневниковыми записками прослеживается как раз пессимизм, а не его отсутствие. Поэтесса часто переживает о своих отношениях с мужем – она постоянно думает о том, что он разлюбил ее(хотя, октябрьская запись полностью опровергает ее сомнения). Да и сама О. Берггольц говорит о своем душевном состоянии: «Удивительное безмолвие в душе»2.
Стоит отдельно сказать, что все политические процессы, в которые была вовлечена поэтесса, заставили ее ненавидеть правительство. Это проявляется в некоторых ее работах, неопубликованных на момент написания, и, в частности, в «Записках о Старом Рахине». Она критикует власть за то, как несправедливо она обходится с людьми, которые воевали за эту страну и теперь отдают все силы на то, чтобы восстановить ее после ВОВ.
Но, ее отце был революционером, что, естественно, не могло не отразится на его дочери. И не смотря на гонения О. Ф. Берггольц оставалась верна идее построения коммунизма.
Сама коммунистическая идеология создавало социальную среду, в которой жила и творила Ольга Федоровна, Эта среда оказывала определенное влияние на ее творческую деятельность. Идеи социальной справедливости, свободы и равенства, которые свойственны социалистическому(коммунистическому) обществу, отчетливо проявляются в «Записке о Старом Рахине». Она описывает то, как начальство требует от подчиненных выполнять план, даже когда нет никаких на это ресурсов, как у рабочих колхоза отбирают паспорта, чтобы те никуда не уехали, как «лиц, разлагающих колхоз» выселяют и увозят куда-то … Все эти моменты несправедливости, несвободы, неравенства отмечены Ольгой Берггольц.
