Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Три психотерапевтических занятия в группе творческого самовыражения для пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами: уч...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
399.89 Кб
Скачать

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М.Е. БУРНО, И.Ю. КАЛМЫКОВА

ТРИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ В

ГРУППЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ

ПАЦИЕНТОВ С ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Москва

2015

Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДЕНО

Решением Ученого совета

ГБОУ ДПО РМАПО

Минздрава России

«27» января 2015 г.

M.E. БУРНО, И.Ю. КАЛМЫКОВА

ТРИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Учебное пособие-практикум

Москва

2015

УДК 616.895.8

ББК 56.1

Б 915

Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Три психотерапевтических занятия в группе творческого самовыражения для пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами: учебное пособие-практикум / ME. Бурно, И.Ю. Калмыкова; ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования». - М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2015. - 30 с.

ISBN 978-5-7249-2295-1

Учебное пособие-практикум являет собою продолжение уже опубликованного в нашей Академии учебного пособия-практикума этих же авторов «Групповые психотерапевтические занятия с тревожно-депрессивными пациентами в терапии творческим самовыражением» (2013).

Содержание учебного пособия-практикума соответствует содержанию основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования по специальности «Психотерапия» (раздел 4.14 - Терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно)).

Цель учебного пособия-практикума, как и предыдущего издания, - способствовать самостоятельной подготовке к симуляционно-групповой работе обучающихся под руководством преподавателя, способствовать подготовке к проведению лечебных групп с пациентами.

Данное учебное пособие-практикум разработано сотрудниками кафедры психотерапии и сексологии РМАПО с участием сотрудников Учебно-методического управления в соответствии с системой стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу и предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, медицинских психологов, слушателей циклов дополнительного профессионального образования по специальности «Психотерапия».

УДК 616.895.8

ББК 56.1

Ил. 23. Библиогр.: 12 назв.

Рецензенты: Ю.С. Шевченко - д.м.н., профессор, зав. кафедрой детской психиатрии и психотерапии РМАПО.

В.В. Васильев - д.м.н., доцент кафедры психиатрии Ижевской государственной медицинской академии.

ISBN 978-5-7249-2295-1 © Российская медицинская академия

последипломного образования, 2015

Список сокращений

ТТСБ - терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно)

ТТС - терапия творческим самовыражением

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

5

1. Занятие по очерку Глеба Успенского "«Выпрямила» (Отрывок из записок Тяпушкина)" (1885)…………………………………………………………………

6

2. Занятие по новелле Борхеса «Роза Парацельса»……………………………….

11

3. Занятие по русской народной сказке «Курочка» («Курочка Ряба») …………

20

Заключение…………………………………………………………………………..

26

Глоссарий……………………………………………………………………………..

27

Список литературы…………………………………………………………………

28

Основная………………………………………………………………………….

28

Дополнительная………………………………………………………………….

28

Интернет-ресурсы………………………………………………………………..

29

Введение

Терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно) (ТТСБ) - отечественный клинико-психотерапевтический метод-школа. Существуют десятки модификаций (вариантов) метода, предназначенных для психотерапевтической помощи при различных заболеваниях, для профилактики душевных расстройств, для помощи душевно здоровым людям с переживанием своей неполноценности, для поиска своего неповторимого, творческого, общественно полезного пути в жизни, что целительно в высоком смысле.

Занятия по данному методу в группе творческого самовыражения, составляющие пособие, способны существенно помочь, прежде всего, пациентам с хроническими тревожно-депрессивными расстройствами.

Это - в основном пациенты с шизотипическим расстройством, с шубообразной шизофренией вне острой психотики (шуба), пациенты с расстройствами личности. Объединяет их дефензивность (расстройство, по своему содержанию противоположное болезненной агрессивности).

Дефензивность обнаруживается, прежде всего, переживанием своей неполноценности, неуверенности в себе, нерешительностью, склонностью к тревожным сомнениям, болезненной ранимостью. Всё это может быть более или менее патологически углублено, усложнено, преломлено душевным страданием, чувством бессмысленности существования. ТТСБ помогает с помощью особых приёмов содержательно постичь свои психопатологические, личностные, характерологические переживания в разнообразном творческом самовыражении, почувствовать себя вдохновенно-творческим собою со своими радостями жизни и смыслом существования.

Если ТТСБ сочетается с лекарственным лечением, она так же помогает обрести это вышеуказанное личностное содержательное просветление, смысл и любовь (в широком понимании), т.е. то, чего не может дать страдающему человеку только лекарство.

Для углублённого изучения ТТСБ даётся список литературы в конце пособия.

1. Занятие по очерку глеба успенского "«выпрямила» (отрывок из записок тяпушкина)" (1885)

Цель настоящего занятия - помочь пациенту найти своё и только своё по природе своей произведение искусства, позволяющее освободиться от тягостной робости и зажатости, смягчающее тревожную депрессивность.

Глеб Иванович Успенский (1843-1902), сын чиновника, с детства страдал депрессивными, тревожными расстройствами, часто плакал без причины. Вспыльчивый, раздражительный, нерешительный, робкий, болезненно впечатлительный, безалаберный, непрактичный, не способный решительно действовать. Попойки, женщины во множестве. С 1883 г. - проявления прогрессивного паралича. См. о болезни Г.И. Успенского у А.В. Шувалова (2004).

Из очерка - важное для нас

Тяпушкин - сельский учитель. «...сижу в холодной, по всем углам промёрзшей избёнке», «у меня благодаря негодяю старосте развалившаяся печка набита сырыми, шипящими и распространяющими угар дровами», «сплю на голых досках под рваным полушубком». Вокруг ложь, фальшь. Чувствует себя самым несчастным. Вся жизнь - «ряд <...> тяжёлых сердечных ощущений, беспрестанных терзаний, без просвета, <...> и впереди ровно ничего ласкового». Улёгся в переживаниях своих «лицом в набитую соломой подушку». «Я заснул, но спал, чувствуя каждую минуту, что «несчастие» сверлит мой мозг, что горе моей жизни точит меня всего каждую секунду». И вдруг во сне понял, что с ним «происходит что-то хорошее», «что-то горячее вспыхнуло таким сильным и радостным пламенем», что «открыл глаза». «Сознания несчастия как не бывало <...>». Стал постигать, откуда это. Постепенно пришёл к тому, что это Венера Милосская, которую лет 12 назад видел в Лувре.

Его взяли тогда в Париж как учителя детей богатые люди (1872 г.). И там тоже ему плохо. «Что-то горькое, что-то страшное и в то же время несомненно подлое угнетало мою душу»; исходил Париж, «без малейшей нравственной потребности» вошел в Лувр, «машинально смотрел на античную» скульптуру, в которой, разумеется, по моему, тяпушкинскому, положению ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках; и вдруг в полном недоумении, сам не зная почему, пораженный чем-то необычным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской <...>». Как только увидел статую - «со мною случилась большая радость... До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. Похожа ли она видом на руку человеческую? Нет, это просто какой-то кожаный комок. Но вот я дунул в неё, и она стала похожа на человеческую руку. Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, <...>». Нет «слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа». Эта «каменная загадка» заставляла «ощутить радость сознания себя человеком». Дело не в красоте женского тела, «калека безрукая». Вон какие у других «Венер» женские черты! Для любителя «женской прелести», чтобы «помлеть». «Посмотрите, повторяю, на этот нос, на этот лоб, на эти... право, сказать совестно, почти мужицкие завитки волос по углам лба...». Нет, «творец этого художественного произведения имел какую-то другую, высшую цель». «Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека - мужчину, женщину, ребёнка, старика - с ощущением счастья быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными - вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой». «Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живя в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили». Только если нарушить его Красоту... Но т.к. «скомкать» эту красоту «в теперешний человеческий тип» невозможно, «мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» (долина страдания - М.Б и И.К.) настоящего, не может не уноситься мечтою в какое-то бесконечно светлое будущее. И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определённых не имеющего, радостно возникает в душе».

«Вот, стало быть, и я, Тяпушкин, всею моею жизнью обречённый на то, чтобы не жить личной жизнью, а исчезнуть, пропасть в каком-то не моём, но трудном деле ближнего, - был глубоко рад, что великое художественное произведение укрепляет меня в моём тогдашнем желании идти в тёмную массу народа. Теперь благодаря всему, чему великое художественное произведение научило меня, я знаю, что мне по моим силам и можно и должно «идти туда». «Теперь я употреблю все старания, чтобы мне не утратить проснувшегося ощущения как можно дольше; я куплю себе фотографию, повешу её тут на стене, и когда меня задавит, обессилит тяжкая деревенская жизнь, взгляну на неё, вспомню всё, ободрюсь и ... такую сделаю «овацию» (громкий вызов, приветствие - М.Б. и И.К.) волостному старшине Полуптичкину, что он у меня обеими руками начнёт строчить донесения! ...».

Вопросы психотерапевта группе:

1. Что за характер (в широком смысле) у Тяпушкина? (Видимо, в Тяпушкине немало самого Глеба Успенского).

2. Почему таким особенным образом подействовала на Тяпушкина статуя Венеры Милосской? В чём особенность воздействия этой статуи на Тяпушкина?

3. Чему Вы могли бы поучиться у Тяпушкина?

Примерные, сложившиеся в групповой работе за многие годы ответы на эти вопросы:

1. Характер Тяпушкина (Г. Успенского) тревожно-сомневающийся (в широком смысле). Это может быть и полифонический характер с сильными дефензивными - астеническим и психастеническим - радикалами в характерологической полифонии. Астеническим радикалом объясняется душевная ранимость, уязвимость, болезненно-тонкое чувство фальши, тягостное переживание несправедливости, болезненная робость, нерешительность и прочая душевная слабость, жизненная, житейская непрактичность, беспомощность. Психастеническим радикалом объясняется склонность, способность к подробному тонкому «переживательному» анализу происходящего в самом себе и вокруг, склонность к углублённому нравственно-этическому размышлению.

2. Тяпушкин своей «дрожащей», «мучающейся» дефензивностью усмотрел в Венере Милосской, этой «каменной загадке» мощь общечеловеческой (не мужской, не женской, не детской и т.д.) Красоты, в которой сквозила смелость, прямота, независимость, сила, достоинство, решительность. Это та Красота, которая, в сущности, делает дефензивного человека более человеком. Помогает ему (робкому, нерешительному, самолюбивому, оскорблённому) почувствовать в себе подлинно человеческое (стремление к живой активной деятельности) и таким образом побуждает, окрыляет к смелой благородной работе, деятельности, борьбе со злом, побуждает Тяпушкина вершить в этой борьбе добро для обделённых сельских детей и учителей. Тяпушкин, таким образом, в созвучии с Венерой Милосской не просто почувствовал себя собою, а именно таким собою, каким хотел бы быть и, вероятно, может стать. Так вдохновить, побудить к живой творческой активности может подобного человека и небольшое стихотворение, музыкальное произведение, картина художника, даже научное произведение, в котором как-то сказывается личность учёного, и т.д.

3. Каждый из нас, робких, нерешительных страдальцев, может найти в истории духовной культуры человечества свою Венеру Милосскую (а то и несколько таких «венер»), дабы «выпрямляться» для активной жизни. Творческое знание характеров (характерологических радикалов) в ТТС помогает искать своё - активирующее тебя - искусство, сообщающее тебе чувство красоты-свободы, решительность, силу жизни, способность к справедливой борьбе, освобождает от тягостной робкой скрюченности-зажатости. Итак, Красота Венеры Милосской есть Красота обоснованной, разумной уверенности в себе, Красота обретённой силы, способности решительно действовать.

Помним, что одно из основных положений ТТС - для каждого своё по природе своей. Иной человек в Венере Милосской почувствует Божественное (не мужское, не женское, а выше этого - как у Христа), иного эта статуя не только не вдохновляет, а просто даже неприятна или непонятна. Но дефензивного человека Венера Милосская нередко заражает, укрепляет силой-решительностью.

Сопровождение занятия слайдами, музыкой и т.п.