Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Налоговый учет (лекции, задачи, тесты).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
240 Кб
Скачать
☆

Тема 1. Учетная политика организации

В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «учетная политика для целей налогообложения», а подходы к ее формированию представлены достаточно разрозненно (п.12 ст.167, статьи 313 и 314 НК РФ).

Учетная политика для целей налогообложения должна обеспечивать получение данных налогового учета, которые отражают (ст.313 НК РФ):

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;

  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;

  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

  2. аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра;

  • период (дату) составления;

  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

  • наименование хозяйственных операций;

  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

В соответствии с п.4 ПБУ 1/2008, учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложено ведение бухучета, и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;

  • формы первичных учетных документов;

  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; - способы оценки активов и обязательств;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями;

  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Вопросы для обсуждения по теме:

  1. Понятие, цели и задачи учетной политики для налогообложения.

  2. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения.

  3. Перечень и формы аналитических регистров.

Тема 2. Основные средства

2.1. Сооружение (изготовление) объекта основных средств

Для сооружения (строительства) объекта основных средств организация имеет право привлечь стороннюю специализированную организацию и заключить с ней договор подряда.

Для целей бухгалтерского учета и налогообложения наличие или отсутствие лицензии у подрядчика роли не играет.

В главе 25 НК РФ не предусмотрено, что затраты относятся на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль в зависимости от того, есть ли у организации, оказавшей данные услуги, лицензия на соответствующий вид деятельности.

Задача 1. Выполнение работ по договору подряда из материалов подрядчика

ООО «Альфа» заключило договор на строительство объекта со строительной организацией. Стоимость работ в целом по договору – 10 620 000 руб., в том числе НДС – 1 620 000 руб.

По условиям договора сдачу работ подрядчик производит после выполнения работ по всему объекту на основании подписанного акта приемки-передачи выполненных работ.

Оплата строительно-монтажных работ производится путем перечисления аванса в размере 50% от стоимости объекта и перечисления остальных 50% не позднее 10 дней после сдачи объекта.

Срок начала работ – 5 июня. Окончания работ – 20 сентября.

Решение:

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Д-т

К-т

Перечисление 5 июня аванса подрядчику:

перечислен аванс под выполнение работ

Согласно п.9 ст.172 НК РФ, сумма налога, предъявленная подрядной организацией при проведении капитального строительства, принимается к вычету при перечислении предоплаты и получении счета-фактуры от подрядчика:

отражен в составе налоговых вычетов НДС с аванса

Подписание акта приемки-передачи выполненных работ будет отражено записями за 20 сентября:

приняты строительно-монтажные работы от подрядчика

отражена сумма налога на добавленную стоимость по принятым работам

Согласно п.5 ст.172 НК РФ, на основании счета-фактуры подрядчика после подписания акта приемки-передачи работ мы можем принять к вычету предъявленный подрядчиком НДС. При этом частично сумма этого НДС уже была принята к вычету после перечисления аванса (на основании выписанного подрядчиком счета-фактуры на аванс). На основании пп.3 п.3 ст.170 НК РФ принятую ранее к вычету сумму НДС по авансу необходимо восстановить:

восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС с аванса (п.12 ст.171 НК РФ и пп.3 п.3 ст.170 НК РФ)

После этого принимаем всю сумму НДС по счету-фактуре, выставленному поставщику (исполнителем работ) после подписания акта приемки-передачи:

зачтен НДС по принятым работам

Перечисление 30 сентября оставшихся 50% стоимости работ по объекту:

погашена задолженность за выполненные работы

Допустим, что объект после выполнения всех сопутствующих процедур (приемки госкомиссией, регистрации и т. д.) будет введен в эксплуатацию в сентябре:

отражен ввод объекта в эксплуатацию

При строительстве объекта устанавливаемое в нем оборудование чаще всего приобретает заказчик. В монтаж подрядчику оно передается по сохранной расписке и принимается после монтажа по акту выполненных работ.

В акте подрядчик указывает только стоимость выполненных монтажных и пуско-наладочных работ, без стоимости оборудования.

Задача 2. Строительство объекта основных средств хозяйственно-подрядным способом

ООО «Альфа» ведет строительство объекта своими силами и с привлечением подрядчиков.

В первом месяце строительства объекта выполнения СМР производилось силами подрядчика. В этом периоде ООО «Альфа» осуществляло контроль за ведением строительства силами своего ОКСа, затраты на содержание которого составили 50 000 руб., и произвело передачу материалов подрядчику для их дальнейшего использования.

Стоимость переданных подрядчику материалов составила 180 000 руб.

От подрядчика принято работ на 590 000 руб., в том числе НДС – 90 000 руб.

В следующем месяце затраты на содержание ОКСа составили 55 000 руб., подрядчику передано материалов на сумму 200 000 руб., принято от него работ на сумму 826 000 руб., в том числе НДС – 126 000 руб. В этом же месяце выполнено СМР собственными силами на сумму 150 000 руб.

Решение:

Затраты на строительство объекта надлежит отразить в следующем порядке.

Всего фактические затраты на строительство объекта за истекший месяц составили ……………… руб. (………………руб. + ………………руб. +

………………руб.)

СМР собственными силами (хозспособом) не выполнялись.

Отдел капитального строительства оказывал услуги по осуществлению технического контроля (что никоим образом не признается работами), передача материалов подрядчику под определение работ также не подпадает.

1-й месяц

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Д-т

К-т

Отражены затраты на содержание отдела капитального строительства, осуществляющего контроль за строительством объекта

Переданы материалы подрядчику для производства СМР

Приняты от подрядчика выполненные им строительномонтажные работы

НДС по принятым от подрядчика СМР

Стоимость переданных подрядчику материалов отнесена на затраты по строительству объекта

НДС по выполненным подрядчиком СМР принят к вычету

2-й месяц

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

Д-т

К-т

Отражены затраты на содержание отдела капитального строительства, осуществляющего контроль за строительством объекта

Выполнены СМР силами работников организации

Начислен НДС от выполнения СМР собственными силами

Переданы материалы подрядчику для производства СМР

Приняты от подрядчика выполненные им строительно-монтажные работы

НДС по принятым подрядчиком СМР

Стоимость переданных подрядчику материалов отнесена на затраты по строительству объекта

НДС по выполненным подрядчиком и хозспособом СМР принят к вычету

За второй месяц затраты по строительству объекта увеличились еще на ……………… руб. (………………руб. + ………………руб. + ………………руб. + ………………руб.).

Из них СМР собственными силами выполнено на сумму ………………руб.

Это привело к увеличению начисленного налога на добавленную стоимость на ………………руб.