Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уг-пр-с с сылками(ответы).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
332.33 Кб
Скачать

2 Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)

Уголовный процесс – это деятельность государственных органов и должностных лиц (суд, следователь, дознаватель, прокурор) и др. участников (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, свидетель), направленная на выявление, расследование преступлений и рассмотрение уголовных дел в суде.

Под содержанием понимается деятельность в форме уголовно-процессуальных отношений.

Элементы, входящие в содержание:

  • Деятельность (система упорядоченных действий), которая четко определена в законе государственных органов, их должностных лиц и иных, участвующих в процессе.

  • Отношения (правоотношения), возникающие в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам) и проявляющимся в реализации прав и обязанностей соответствующих органов и лиц, участвующих в таких отношениях.

  • Обязательная и тщательная правовая регламентация деятельности и возникающих на ее основе отношений

УПК РФ ст. 5 п.56 уголовное судопроизводство – это досудебное и судебное производство по уголовному делу.

  1. Назначение уголовного процесса.

УПК РФ ст. 6 Задачи:

1. защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших преступления;

2. защита личностей от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод;

3. уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания;

4. отказ от уголовного преследования невиновных, освобождения их от наказания, реабилитации каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Производство по уголовным делам и законодательство, его регламентирующее имеют свои задачи (цели), в состав которых входят две группы задач: задачи непосредственные (произведены в ст. 6) и задачи общесоциальные – охрана прав и свобод человека и гражданина, а равно других многоплановых интересов общества и государства.

3 Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности

Ч. 2 ст. 163 УПК предусматривает привлечение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы. Согласно ч. 2 ст. 95 УПК, в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи оперативных сотрудников с подозреваемым и обвиняемым, содержащимися под стражей, с письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК после направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания самостоятельно обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Во-вторых, уголовно-процессуальная регламентация осуществления оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений означает, что материалы, полученные в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, теряют свойства «не подлежащих разглашению данных» или «материалов, добытых негласным путем и не имеющих доказательственной перспективы». Напротив, теперь многие из них могут иметь значение данных, полученных в предусмотренном законом порядке. На этой основе им открывается путь в уголовно-процессуальное доказывание. Положительно может решаться вопрос об их допустимости в процессе производства по уголовному делу.

В-третьих, впервые в истории уголовного процесса законодатель допускает использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям» предъявляемым к доказательствам УПК (ст. 89 УПК).

Кроме того, законодатель впервые сформулировал непосредственно в УПК определение понятия «результатов оперативно-розыскной деятельности», обозначив их как «сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» (п. 36 ст. 5 УПК).

Таким образом, в современных условиях становится все более актуальным вопрос о природе и сущности соотношения уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, особенно применительно к стадиям досудебного производства.

Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности представляет собой систему, в которой можно выделить следующие основные элементы:

1) соотношение организационных и процессуальных форм взаимодействия оперативных и следственных аппаратов при решении уголовно-процессуальных задач;

2) соотношение процессов познания в следственной и оперативно-розыскной деятельности;

3) соотношение оперативного документирования и процессуального оформления доказывания;

4) соотношение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных правоотношений.

Практика борьбы с преступностью накопила значительный опыт организации взаимодействия следственных и оперативных аппаратов. Основное назначение такого взаимодействия сводится к обеспечению наиболее эффективного сочетания сил, средств и методов правоохранительных органов для достижения единой цели в борьбе с преступностью — всестороннего и полного раскрытия и расследования совершенных преступлений.

Представляется, что взаимодействие следователя и оперативного работника целесообразно рассматривать в качестве неразрывного процесса на протяжении всего досудебного производства, т.е. в рамках оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования, а при необходимости — и судебного разбирательства.

Теория оперативно-розыскной деятельности, выражая свое отношение к данному институту, исходит из того, что одним из субъектов взаимодействия является оперативный аппарат, в частности его конкретный сотрудник, а не орган дознания вообще. Применительно к рассматриваемому виду деятельности субъектом взаимодействия выступает правоохранительный орган, наделенный специальными полномочиями, т.е. правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность и иметь для этого специальные силы и средства в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».