Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пятиречье_1999.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
218.37 Кб
Скачать

2 Августа 1999 года.

Ильин день. День тайменя. Для меня второе августа теперь навсегда праздник – «День тайменя».

По программе этот день отводился на сбор корня. Утром встали опять довольно поздно, но и легли накануне тоже не рано. Мужики уже рыбу, которая висела на вешалах под тентом, собрали и на ящиках-столах как на носилках унесли в коптильню. На ветру рыба провялилась так, что звенела. Повесили её в Марсову коптильню, и Сергей первым заступил на «коптильную» вахту.

Завтрак состоял из рыбы жареной, прекрасно приготовленной дежурными – Володей и Сашей, и остатков вчерашних обильных рыбных блюд. Дежурная пара должна была встать рано – рыбу пришлось жарить не за один заход. Но они всё сделали качественно, одним словом, ублажили.

Весь день был посвящён сбору корня. Вышли толпой вверх по ручью. Володя с Сашей были дежурными и к обеду вернулись в лагерь. Мы же с Львовичем просидели в зарослях ещё больше двух часов. Сява предложил похулиганить и набрать больше Алика. Но это задача из разряда невыполнимых. И не потому, что плохо собираем, а потому что его жадность нам не перекрыть никакими потугами. Корня много, копали на участке сто на сто метров, и накопали, и накопались. Растёт корень в боковых старицах ручья, которые заполняются водой после больших дождей или в половодье. Старицы заросли мхом, во мху корень и растёт. Растёт корень и в каменных отмелях по ручью и его притокам. Даже по внешнему виду эти растения различны. Возможно, что и по лечебным свойствам они отличаются. При сборе корня ещё, и не раз, помянули добрым словом накомарники. У меня были надеты нитяные перчатки. Но и под ними на руках сплошной укус! Вся физиономия распухла, да ещё кто-то так в верхнюю губу ужалил, что она распухла до неимоверных размеров и кровь очень долго текла. Кусает нечисть и в затылок через шляпу накомарника. Но если бы этой защиты не было, то вообще бы был полный каюк. Так что, ещё раз спасибо ему, дорогому накомарничку. Вернулись мы со Славой, набив целый рюкзак приличного веса, я думаю, больше десяти килограммов.

Пришли и сели промывать. Народ своё уже промыл и наблюдал за нашей деятельностью. Алик же публично демонстрировал свои успехи: не прятал, как обычно, свою добычу, а выставил на всеобщее обозрение картофельный мешок корня. Наверное, хотел показать, что у него всё равно больше... 43

Погода не очень. Холодно. Пронизывающий ветер. Северный. Несутся низко свинцовые облака. Вчера со скалы, где мы ловили, было видно, что за Пятиречьем в верховьях Бур-Хойлы и обеих Пайор шёл очень сильный дождь. Мы думали, что он нас достанет и замочит. Нас он не настиг, всё обошлось. До дождя на горах ясно были видны большие языки снежников. После дождя они исчезли. Всё смыл ливень. Сегодня река вышла из берегов. Уровень воды увеличился метра на полтора. Скорость течения здорово возросла, и днём мимо лагеря пронесло две огромные лиственницы. Возникла опасность, что река может затопить поляну, на которой стоят наши палатки. Вода в реке стала очень холодная, если на Бур-Хойле с удовольствием купались, то здесь даже посуду мыть тяжело – руки замерзают. Эта вода прямо из ледников, а на Бур-Хойле была из прогретых болот. Ночью холодно. Я сегодня вытащил из мешка упаковку от байдарки – ночью накроюсь ей дополнительно.

Клёв хариуса прекратился. Оно и понятно: вода мутная.44

Совсем к вечеру дежурные Володя и Саша сготовили ужин. На обед они сварили ещё супчик из вермишели с пассеровочкой. Так что в ужин все запасы доедали. За ужином шла бесконечная дискуссия на тему дальнейшего продвижения по маршруту: как идти – два дня или три дня. В рассуждениях главенствует Алик. Его главная цель – на уровне эмоций и дамской логики втолковать всем, что непременно нужно поступать так, как он, Альберт, хочет. Но преподносит он всё это под соусом, что так надо.45 После ужина сходили посмотреть, как идёт процесс холодного копчения хариуса.

За день случились две неприятности. Сначала Сява сломал молнию на палаточном тенте. Резко дёрнул, и замок выскочил совсем. Правда, молния при этом осталась в застёгнутом состоянии. Ремонт отложили на завтра, а спать забирались с заднего торца, проползая по боку палатки. А утром дежурные доложили, что у среднего котелка с одной стороны отвалилась ручка. Львович сам всё и исправил. Молнию зашил, а ручку приклепал заклёпками, которые выделил Алик. Салихов залез в палатку, долго там копался и вытащил фирменные дюралевые заклёпки нужного диаметра.46 А Львович заклепал котелок так: один топор воткнули в корягу, и на его обухе другим Слава ручку аккуратно заклепал. Котелок теперь как новенький. Слава сказал, что дома надо сделать капитально, но я думаю, что это до следующей поломки.47

Вот так и прошёл этот очень короткий день с точки зрения «событийности». Вместе с тем полезных дел было сделано много. Одного корня набрали и намыли (не до конца) столько, что в Ярославле его настаивать водки не хватит. Престольный праздник – Ильин день прошёл без водки. Стоять здесь будем ещё долго. Хариус ещё абсолютно не готов. По уму так нужно коптить ещё минимум дня три. Это минимум! Пока у продукта нет ни цвета, ни соответствующей консистенции «коптеца». Алик одно кричит: «Умеете коптить? Коптите сами!» Наш великий коптильщик!

На кассете у меня осталось совсем немного плёнки, спать пока не очень хочется, поэтому попробую зафиксировать несколько дневных рассказов из серии «бойцы вспоминают минувшие дни». Рассказы, правда, иногда повторяются, но это не беда.*