Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭОР часть 3.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
505.34 Кб
Скачать

3.2. Понятие субстанции в философии.

Все формы объективированного мировоззрения стремятся объяснить происхождение мира, который окружает человека. Философский подход принципиально отличается от мифологического и религиозного. Миф по аналогии с появлением на свет человека рассматривает рождение мира некоторым сверхъестественным началом. Религия отдает предпочтение творению мира богом. Философия с самого начала стремится объяснить происхождение мира естественным путем. Так складывается учение о субстанции (основе). Подобно тому, как прочность здания обеспечивается фундаментом, в философии субстанция обеспечивает появление мира и гарантирует его существования. Субстанция представляет собой неизменное и устойчивое единство, которое служит причиной появления всего в мире. Она автономна, вечна и бесконечна.

В истории философии складываются следующие общие подходы к субстанции:

  • субстратное (субстрат – вещество) понимание субстанции. Субстанция предстает самостоятельно наряду с миром, при этом в своей сути пассивна и вся ее значимость в возможности обеспечения однородности возникающего мира. В Милетской школе у Фалеса – это вода, у Анаксимена – воздух. Сюда же относится безличный апейрон Анаксимандра. Наиболее последовательно идея субстанции как материального субстрата в античной философии представлена в учениях Демокрита и Эпикура. В качестве субстанции выступают неизменные атомы, которые находятся в постоянном движении, именно их движение обеспечивает существование всех вещей и явлений в мире. Даже душа состоит из атомов.

  • понимание субстанции в качестве активного начала. Субстанция – это некая организующая активная сила, благодаря чему и образовано все сущее. Это не пассивный объект воздействия и не субстрат, из которого состоят все вещи, а сознательное и волевое начало, субъект действия. Ярким примером служит монадология Лейбница. Субстанцией у него выступает монада (единица). Монада проста, неделима, следовательно, монада идеальна. Главным свойством монады выступает деятельность. Сама деятельность – это представление и стремление. Монады лежат в основе всего сущего. Монада с чувствами есть душа, с разумом – Дух. Монады предопределяют иерархию мира, которая включает в себя градацию – минералы, растения, животные, человек, Бог.

  • рассмотрение субстанции в своеобразном синтезе первого и второго подходов. Субстанция рассматривается как порождающая неизменная основа всего конкретного множества своих модусов (состояний) и условие взаимодействия последних. Субстанция здесь замкнута сама на себя, одновременно она есть причина самой себя. Она же причина всех вещей и явлений. Такова субстанция в пантеизме Спинозы.

Предельно широко все в мире делится на материальное и идеальное, поэтому субстанция, как правило, бывает либо материальной, либо идеальной. На этом основании в философии складываются концепции соответственно идеалистического или материалистического типа. Материализм – это учение, согласно которому субстанция материальна, а все идеальное является следствием ее развертывания. Концепции материалистического типа разнообразны и обусловлены сведением всего многообразия мира к материи, которая, в свою очередь, выступает либо:

  • как конкретно-чувственное вещество (вода у Фалеса, земля у Ксенофана);

  • как вещественные образования, не данные в чувственном опыте, однородные, дискретные, далее неделимые (атомы Демокрита, в школах французского материализма)

  • как бесконечно делимое, непрерывное начало (в дуализме Декарта такого материальное начало характеризуется протяженностью, которая и обеспечивает непрерывность и прерывность)

Общим недостатком материалистического подхода в метафизических школах является игнорирование самостоятельности и активности идеального начала. Невозможно логично, рационально объяснить и его появление.

В идеализме выделяют объективный и субъективный идеализм.

В объективно-идеалистических подходах можно выделить следующее понимание субстанции:

  • абсолютная идея (Гегель);

  • мировой разум (Анаксагор);

  • идеи как сосредоточие общего (Платон);

  • мировая воля (Шопенгауэр).

Такое начало весьма похоже на Бога. Помимо этого в философии существуют и теистические версии объективного идеализма, где началом и концом мира признается божественный абсолют (Ф.Аквинский, Шеллинг). В объективном идеализме все в мире рассматривается как развертывание объективного идеального начала и, как правило, описывает все части мира.

В субъективном идеализме понятие субстанции как активного начала бытия интерпретируется с индивидуалистических позиций и приобретает форму солипсизма. Наиболее откровенно и последовательно идеи субъективного идеализма отстаивал Дж. Беркли. Поскольку в этом мире мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием, и нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания, то быть – это значит быть воспринимаемым. Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем. Достоверно существуют лишь разнообразные идеи нашего внутреннего мира. Поэтому таких понятий как дух или материя не может быть, так как они не могут быть непосредственно восприняты нами. Здесь человеческое индивидуальное «я» фактически превращается в единственную порождающую субстанцию мироздания.

Философские школы различаются и по количеству субстанций, которые выдвигаются в качестве оснований мира. В онтологии различают монизм, дуализм и плюрализм. Те философы, которые кладут в основу мира одну субстанцию, одно начало, называются монистами. Монистическое понимание единства мира в истории философии реализовалось в двух основных направлениях, о которых говорилось выше: в идеалистическом и материалистическом монизме. Наиболее последовательным вариантом идеалистического монизма является абсолютный идеализм Гегеля. Материалистический монизм в своей классической форме представлен трудами французских материалистов XVIII века. Главным недостатком всех монистических теорий является превращение выбранного начала в абсолют, существующий наряду с миром. С самого начала получается, что субстанция, которая выступает гарантом реальности существования, сама испытывает трудности в бытийной плоскости: мир характеризуется бытием, а то, что на него непохоже – это что? Помимо этого, трудно, иногда фактически невозможно объяснить переход от единого начала к реальному качественному разнообразию. Как правило, в таких системах потерян человек.

Это приводит к возникновению плюралистических учений. Плюрализм в онтологии исходит из множества независимых начал, обладающих активностью и самодетерминацией, т. е. выступающих причинами самих себя. Он может быть и идеалистическим (Лейбниц), и материалистическим (Демокрит). Последовательный плюрализм удачно объясняет активность и внутреннюю свободу человека, но, в свою очередь, сталкивается с трудностями – с невозможностью объяснить происхождение множества деятельных индивидуальных субстанций, а также факт их очевидного телесного и духовного единства. Кроме того, чтобы избежать хаоса и обеспечить равноправие всем субстанциям, в плюралистических школах неизбежно присутствует Бог, на которого и возложены эти функции.

Попыткой преодоления материализма и идеализма в философии является дуализм, считающий материальную и духовную субстанции – дух и материю – равноправными началами. Классический пример дуализма – учение Р. Декарта. Сотворенный мир образован, по Декарту, двумя такими несводимыми друг к другу субстанциями: духовной и материальной. Духовная субстанция неделима, вечна, ее атрибутом (главным неотделяемым свойством) выступает мышление, от которого производны все иные модусами: чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальной субстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте. К ним относится, прежде всего, идея Бога, идея числа, ряд общих понятий типа протяженности и др. Главным принципом бытия становится: Выдвинув свой знаменитый исходный принцип «Мыслю, следовательно, существую». Вторая субстанция – это материя, у которой атрибутом выступает протяженность. Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны модусы протяжения: геометрические и физические свойства мира. Протяженность проявляется как пространство и движение, а разнообразие явлений мира связано с количеством движения, которое само по себе неизменно. Иначе говоря, движение представляет собой перемещение одной части материи или тела в другое место, т. е. движение сводится к механическому пространственному перемещению. В таком физическом мире господствуют принципы и законы механики. Это принцип сохранения, означающий, что количество энергии в мире постоянно. И принцип инерции, означающий, что поскольку материя пассивна, то любое тело нуждается в толчке со стороны других тел. Два этих принципа с неизбежностью подводят Декарта к идее первотолчка. И первотолчок, и необходимость равноправия двух автономных субстанций, каждая из которых абсолютна, заставляет Декарта вводить Бога в качестве истинного первоначала мира. Таким образом, главной проблемой дуализма в объяснении мира становится вопрос о взаимодействии и взаимопроникновении противоположных субстанций, особенно применительно к человеку как к целостному существу.

Другой попыткой объединения материализма и идеализма выступает пантеизм, где природа обожествляется, а Бог натурализуется. В пантеизме природа трактуется как организм, чаще всего, она еще и одушевлена. Классическим примером пантеистического объяснения мира можно считать философию Б. Спинозы, у которого субстанция является причиной самой себя, а Бог отождествляется с субстанцией. Если Бог Декарта рассматривался как внеприродное существо, привносящее в природу активность, то для Спинозы это скорее мыслящий, интеллектуальный Бог, имманентная первопричина вещей. Субстанция у Спинозы обладает двумя атрибутами: мышлением и протяженностью, что позволяет с единых позиций объяснять и природу, и разумное бытие человека. Метафизика и философия природы у него неразрывны, почти тождественны. Конечные вещи и явления – это модусы субстанции, ее проявления, свойства. Мир оказывается единым, субстанцию и модусы субстанции связывают бесконечные модусы: движение и покой; бесконечный интеллект. Мир – это необходимое следствие Бога. Трудностями пантеизма выступают: введение Бога, который подчеркивает не только абсолютность субстанции, но и ее запредельность миру; фактическое отождествление физических и психических процессов, что лишает их уникальности.

Становлению современного понимания субстанции в философии во многом способствовали процессы накопления знаний в науке. При становлении естествознания атрибутами материи с необходимостью становятся наиболее устойчивые физические характеристики мира. Материя начинает мыслиться как нечто телесное, которому присущи законы притяжения, сохранения; обладающее массой покоя, инерцией. Материя вечна, бесконечна, состоит из неделимых атомов. При этом она автономна, причина самой себя. Однако, на рубеже XIX-XX веков физика ставит под сомнение универсальность таких свойств мира: рентген убедительно показывает, что вещество проницаемо, радиоактивность видимо «нарушает» закон сохранения энергии, атом разделился – открытие электрона и т.д. Но, если нет свойств, то нет и материи, которой они принадлежали. В философии это означало полное разрушение метафизического понимания субстанции. В современных философских школах субстанция мыслится не наряду с миром, а как основа, существующая через мир и обеспечивающая его единство. Например, материя реальна в общности свойства материальности.