Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Assadullina_S_X.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.3 Mб
Скачать

Заключение

Работа закончена, но не завершены исследования в области психологии виртуального конфликта.

Основатель виртуалистики, отечественный исследователь, доктор психологических наук, профессор Н.А. Носов ввел понятие «виртуальный конфликт», но успел исследовать только виртуальный конфликт в области медицины. Но он отметил, что виртуальный конфликт пронизывает жизнь современного общества, человека в самых различных областях: в производстве, в армии, в медицине, в образовании, в международных отношениях.

Мы исследовали сами условия возникновения виртуального конфликта и установили, что виртуальный конфликт появляется как следствие полиреальности человека, и только в том случае, когда нарушается принцип полионтизма, принцип развития его полноценной соби. Развитие полиреальности человека в филогенезе, возникшее еще в эпоху первобытности, продолжается и в настоящее время. Специфика современного человека с точки зрения виртуального подхода состоит в том, что для полноценной жизни необходимо развитие всех реальностей его индивидуальной соби, отсутствие слияния их с реальностями любой группы или другого человека. В этом процессе отделения реальностей каждого человека от реальностей семьи, рода, социума, могут возникать любые аномии виртуальных реальностей, и появляются условия для возникновения виртуальных конфликтов.

Полиреальность каждого человека формируется в онтогенезе. В виртуальном подходе мы понимаем развитие человека как возникновение новых реальностей. Виртуальный конфликт появляется в любых областях жизни человека, связанным с целенаправленным воздействием на него в целях обучения, воспитания, развития. Именно поэтому виртуальный конфликт появляется во всех институтах социализации: семье, образовательных учреждениях, в трудовых организациях и т.д.

Мы исследовали проблему виртуального конфликта в ее психологическом измерении: в семье, в образовании, внутри самого человека, в его реальностях, решая вопрос об условиях и механизмах возникновения виртуальных конфликтов, о признаках наличия виртуальных конфликтов в образовании и в семье, начато исследование проблемы гигиены виртуальных реальностей.

Исследование типичной российской семьи показывает, что в настоящее время виртуальный конфликт в типичной российской семье является ее непременным атрибутом, так как трехпоколенная российская семья является остатком родового строя с узурпацией реальностей человека. Кризис семьи в России является не кризисом семьи, как социального института, а кризисом родовой семьи с узурпацией реальностей человека. Интересы рода и интересы современного человека, который хочет и может иметь полноценную собь, полноценные реальности супружества, несовместимы. Этот конфликт неразрешим в принципе никакими психотерапевтическими средствами. Тенденция развития семьи в России показывает движение в сторону самостоятельной полиреальной семьи, которая заменяет прежнюю трехпоколенную родовую семью. Процесс этот драматичен, дает большое количество разводов, разрушенных семей из-за неразрешенного виртуального конфликта.

Виртуальный конфликт пронизывает образование, как начальное и среднее, так и высшее. Подлинной причиной кризисных явлений в образовании является виртуальный конфликт, казус которого лежит в реальности воли. Традиционное обучение имеет те же нарушения принципа полионтизма, что и типичная российская трехпоколенная семья: собь учащегося заполняют своими реальностями не только ученики, но и педагоги в начальной и средней школе, не только студенты, но и преподаватели в высшей школе. Так нарушается принцип полионтизма, так в соби ученика или студента появляются чужие реальности: учителя или преподавателя. Традиционное образование сходно с типичной российской семьей по критерию вторжения в собь человека реальностей другого: оно непрерывно порождает виртуальный конфликт, казус которого в реальности воли, а проявления – в реальности личности и сознания.

Однако уже разработаны новые технологии, такие, как психодидактика (А.З. Рахимов, 1999), которые виртуальный конфликт не порождают, они соответствуют полиреальной природе человека, в них формируется полноценная собь ученика, и собь эта заполняется реальностями только самого ученика.

Вторжение чужих реальностей наблюдается и в соби самого человека, и виртуальный конфликт появляется также внутри самого человека, в его соби или совокупности всех его реальностей. Мы в своем исследовании выявили, что виртуальный конфликт внутри самого человека может быть двух родов: 1) аномия или несоответствие виртуальных реальностей человека в его соби друг другу, 2) загрязнение виртуальных реальностей человека фрагментами реальностей других людей. Происхождение этого явления пока можно объяснить только гипотетически, требуются новые исследования в этой области. Слияние всех реальностей в роду может проявлять себя как смешение реальностей людей, в плане их виртуальных реальностей, даже виртуальных тел. Следует предполагать, что такое явление может наблюдаться и в других реальностях человека: в реальности сознания, воли, внутреннего человека.

Вторжение чужих реальностей может быть в виртуальном теле человека. Виртуальное тело невидимо, оно проявляется только как изменения в физическом теле и как ощущение самого человека по отношению к своему телу. Аномии виртуального тела выявляются через осознание образов виртуального тела у самого человека, синомия идет тоже через образы. В работе с физическим телом придется касаться тела для актуализации и осознания виртуального тела. Причины возникновения аномий виртуального тела пока неизвестны. Следует предполагать – это результат межличностных отношений. Возможно, более старые люди рода пытаются удержать свое физическое тело в тонусе за счет сброса нормального для них виртуального старого тела на молодых членов рода.

И этот конфликт порожден тем же кризисом российской родовой семьи с ее слитностью реальностей людей в роду.

Как и любое другое научное исследование, наше исследование, решив определенные задачи, поставило много новых научных проблем.

И в первую очередь, что делать, если большинство современных россиян придерживается моноонтичной картины мира и просто не в силах осознать наличие виртуального конфликта в собственной жизни? Что делать, если медицина решает вопросы диагностики и лечения только на уровне реальности телесности, хотя казус большинства болезней лежит много выше по уровню реальности? Как решить проблемы образования, если студента вуза учат на том же уровне реальности, что и ученика младших классов? Как быть семейным психотерапевтам, если корни семейных проблем лежат в остатках родового строя и порождают бесконечные виртуальные конфликты, которые просто невозможно решить с помощью средств психотерапии? Как воспитывать и обучать детей, в семье и в школе, студентов в вузе, если в этом же процессе возникают виртуальные конфликты? И есть ли у нас право навязывать другим уважаемым нами людям полионтичную картину мира и показать причину виртуальных проблем, например, в образовании?

Полионтичная картина мира, ментальность постнеклассического этапа развития науки пока не стала преобладающей в нашем обществе. И пока не будет обнаружен факт противоречия между моноонтичной картиной мира, и полионтичностью природы человека, виртуальные конфликты будут возникать, пронизывая всю жизнь современного человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]