Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
курс лекцій джерелознавство.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
768 Кб
Скачать

2. Источники по истории позднего Рима.

Характер источников был одинаков – и на западе, и на востоке.

В V в. в вестготском, остготском, бургундском государствах законы германцев сосуществовали с римским правом. История писалась главным образом христианскими епископами, происходившими из местного римского населения. Язык официальных документов – латинский; греческий язык – только в азиатских провинциях и в Египте. Повествовательные источники – на обоих языках, поэтому образованные люди знали и тот, и другой.

Степень сохранения источников – разная. Из документального материала лучше всего сохранились тексты надписей на камне (сообщения о победах, надгробные надписи), т. е. эпиграфика. Основной писчий материал той поры был папирус, но он сохранился плохо (только в Египте), особенно документы. Тексты же античных авторов, своды законов – лучше, т. к. в IV-VII вв. они были переписаны на пергамен: материал из овечьей, козьей, телячьей кожи.

Огромное значение для этой эпохи приобретают правовые источники – о положении рабов и колонов, рабочих в мастерских, налоговом обложении. Особенно важен Кодекс Феодосия, где указы были расположены в хронологическом порядке; а также акты церковных соборов, т. к. христианская церковь приобретает огромное значение.

Было также несколько значительных нарративных источников:

Аммиан Марцеллин (330-кон. IV в.) – грек. Участвовал в войнах Юлиана на Востоке и в Галлии. Написал «Деяния» в 31 книге – как продолжение Тацита. Дошли до нас 18 книг (охватывают 353-378 гг.) – записаны ок. 390 г. Это единственный рассказ о войнах империи с персами, готами, аламаннами, франками, бургундами.

Зосим (вторая половина V в.) – «История Римской империи» - конец IV - начало V вв.- до 410 г. – на основе хороших, ныне утраченных источников.

Также были римские консульские фасты – римский официальный список консулов. Туда добавлялись краткие записи о важнейших государственных событиях, случившихся в том или ином году в Риме, Равенне, Константинополе, до конца VI в. (далее редактировались, получали всё новые и новые продолжения).

В IV-V вв. сложился новый тип исторического произведения, оказавший огромное влияние на всю раннюю средневековую историографию. Это всемирные хроники, составленные христианскими историками. Они возникли в пору распространения христианства и его утверждения в качестве государственной религии, когда явилась «потребность дополнить мировую империю мировой религией». Ядром римской историографии была история Рима, завоевавшего всё Средиземноморье. К IV в. эта концепция уже утратила своё прежнее значение. Рим перестал быть центром средиземноморского мира и столицей империи. Сама империя раскололась на две части, с преобладанием восточной, где были наиболее передовые области эллинистического Востока. Именно там и зародилась новая историографическая концепция, в основе которой была не история римской державы, а история всего Средиземноморья, т. е. в том числе и народов ближнего Востока. Т. о. хронологические и территориальные рамки исторического процесса оказались широко раздвинутыми и римская история не только стала последним по времени звеном, но и уступила своё прежнее первенствующее место т. н. «священной истории» – т. е. истории еврейского народа, христианства и христианской церкви.

Своё первое воплощение этот новый взгляд на историю получил в трудах епископа Кесарийского Евсевия (ок. 267-338). У него – огромная библиотека (античные и церковные книги), следовательно, использовал огромное количество не дошедших до нас сочинений. Главное – «Хроника»: 1 ч.- о хронологических системах античности, Древнего Востока, библейской системы; 2 ч.- всемирная история от сотворения мира (5507 г. до н. э. – по расчётам на Библии) до 325 г. н. э. – всё синхронически в параллельных столбцах на основе хронологических расчётов, произведённых в первой части.

Другой труд Евсевия – «Церковная история» – до 325 г. – это одно из главнейших произведений по истории ранней христианской церкви – за вычетом легендарных элементов.

Сочинения Евсевия Кесарийского явились родоначальниками широко развившейся в IV-V вв. христианской историографии. Её плюс – вместо узких рамок римской историографии – расширила исторический горизонт, включив восточные народы; но был и минус – в противовес античному истолкованию истории, при котором главную роль принадлежала людям, христианская концепция выдвинула на первый план в качестве движущей силы божественное провидение (провиденциализм).

В сочинениях Евсевия появилась ещё одна важная историко-политическая мысль. Римскую империю изображал преемницей и наследницей великих древних империй, развивая схему 4-х монархий, последовательно сменявших друг друга:

Ассиро-вавилонской;

Мидо-персидской;

Греко-македонской;

Римской.

Римская империя не противопоставлялась христианству, наоборот, она поддерживалась и освящалась церковью, т. е. должна была обосновать и укрепить союз империи с церковью.

На Западе, в Западной Римской империи, где не было народов, имевших до римского завоевания своей развитой и записанной истории, концепция Евсевия не могла прижиться в чистом своём виде. Для Запада Рим и его история продолжали сохранять большее значение, чем на Востоке. Поэтому на Западе продолжали переписывать и комментировать труды римских историков и в IV-V вв. Самая популярная – сокращённая история Рима Евтропия (до 363 г.) – затем в VIII в. её переработал лангобардский историк Павел Диакон, и она стала основным источником, из которого средневековье черпало свои знания по истории Рима.

Августин Аврелий, епископ Гиппонский – «О граде Божьем» – которое оказало огромное воздействие на богословскую, философскую, историческую мысль западноевропейского общества. Написано оно было в 410-426 гг. Главное – провиденциализм. Земное государство подвержено различным бедствиям (например, языческому Риму уготована гибель. Но христианская церковь не должна связывать своей судьбы с Римом. Со времён Константина возникло новое христианское государство (Византия), следовательно, будет победа божьего царства, победа добра над злом. История человечества – это история божьего промысла. Т. о. главное – это христианская церковь.

В сочинении марсельского священника Сальвиана (ум. ок. 480) «Об управлении божьем» – написано ок. 440-450 гг. – уже восторженно приветствуются варвары как освободители от ига Римской империи. В патетическом духе Сальвиан резко критиковал рабовладельческий строй и римские порядки в Галлии, обличал тех, кто от бедных людей отнимал последнее добро для удовлетворения жадности богачей. Он восхищался чистотой нравов германцев, особенно готов, восхвалял их образ жизни. Он – последователь Августина, но иначе разрешал вопрос о будущем христианской церкви. Спасение – не в союзе с Византией, а в союзе с германцами.

Всемирная хроника Евсевия Кесарийского послужила основой для изображения в христианском духе истории не только прошлых веков. Постепенно продолжения «хроники» имели всё менее и менее «всемирный» характер, превратившись, в конце концов, в политическую историю начального периода того или иного германского государства. Именно эти последние части и имеют наибольшую ценность.

В IV-V вв. появляются первые жития святых (агиография), главным образом христианских мучеников, погибших во время гонений на христиан. Они большей частью легендарны, следовательно, источник недостоверный. Но в них есть очень ценные сведения об отдельных событиях или по истории быта. Расцвет житийной историографии относится к раннему средневековью.

Лекция 3.

Источники по истории Византии VI-VII вв.

В Византии разложение античных традиций шло медленнее, следовательно, связь с античной культурой оставалась достаточно большой. Причём эта связь постоянно подчёркивалась византийскими культурными деятелями не только в V-VI вв., но и на протяжении всей истории Византии.

Главным источником по социально-экономической истории Византийской империи VI в. является свод римского права, составленный в 528-534 гг. при Юстиниане и носящий его имя (кодекс Юстиниана, состоящий из 4 частей). Ценность Кодекса Юстиниана как источника в том, что в нём проявились черты, характерные для кризиса рабовладения, например, обширный материал по истории колоната и вообще по истории крестьянства.

Для характеристики социально-экономического строя Империи наибольшее значение имеют «Новеллы» Юстиниана, а также последующих императоров, касающиеся разных вопросов – землевладения, рабовладения, колоната, управления провинциями, налогового обложения, административного и военного управления, международных отношений.

Кодекс Юстиниана в XII в. получил название «Свод гражданского права». Когда в странах Западной Европы началось развитие товарно-денежных отношений, он стал главным источником для ознакомления юристов (легистов) с римским гражданским правом. Они его изучали, комментировали, преподавали в школах.

В византийских повествовательных источниках VI в. содержались сведения главным образом по политической истории империи. Особенно важны сведения трёх, продолжавших друг друга историков: Прокопия Кесарийского, Агафия Миринейского «О царствовании Юстиниана» и Менандра Протиктора, сочинения которых связаны между собой.

Прокопий Кесарийский (конец V в.- ок. 562 г.) принадлежал к высшей бюрократии империи, занимая должность секретаря и советника по юридической части при полководце Велисарии. Т. е. положение у него было высокое, и он был достаточно хорошо осведомлён обо всём, что происходило в империи, был очевидцем многих событий, отличался большой наблюдательностью.

Главное его сочинение – «История войн» в 8 книгах: 1, 2 – с персами, 3, 4 – с вандалами, 5, 6, 7 – с готами, 8 – обзор событий (до 554 г.). В сочинении очень много географических и этнографических данных, а также сведений о внутренней политике, о восстании «Ника» (532 г.).

Перу Юстиниана принадлежат ещё 2 значительных работы. Одна – «О постройках» – в панегирическом духе описывается строительная политика Юстиниана, города и крепости, что были возведены по его приказу. Другое произведение – «Тайная история» (550 г.), где подробно освещено внутреннее положение империи, написано в резко враждебном Юстиниану тоне – и у народа тяжёлое положение, и огромные налоги, и злоупотребления администрации. Всё это – от жестокой и корыстолюбивой политики правительства. Сам Юстиниан и его жена Феодора, и некоторые высшие чиновники обрисованы Прокопием как злобные, порочные люди.

Т. е. вроде бы описано всё верно, но на первом плане – личная вражда автора к императору, поэтому картина получается несколько искажённая. Некоторые исследователи даже сомневались – истинно ли?! Поэтому на первого публикатора (1623 г.) пало подозрение в подлоге. Но на основе анализа памятника и сведений, сохранившихся об этом сочинении Прокопия у позднейших византийских писателей, доказали авторство Прокопия.

Следует упомянуть сочинение о военном искусстве «Стратегикон», которое ранее приписывалось императору Маврикию (582-602), но на самом деле написанное кем-то из его современников (обычно автора называют Псевдо-Маврикием). Этот трактат содержит сведения о военной тактике, вооружении славян, о чертах их быта. По богатству сведений военного характера трактат не имеет себе равных и для последующих столетий. Главная его цель – изучить способы ведения войны, научиться бороться со славянами.

В VI в. от общего русла всемирных хроник отделились византийские всемирные хроники (т. н. хронографы), имевшие некоторые особенности. Авторами их были в основном монахи, в то время как труды по современности были написаны в основном представителями константинопольской знати. Монахи – люди не очень образованные, писали свои хроники на обычном разговорном языке. Историю древнего мира они излагали на основе Библии и церковной истории с некоторыми добавлениями из греческой мифологии, истории Египта, Ассирии, Рима. Произведения античной литературы они часто перерабатывали, что приводило к грубым ошибкам.

Но эти хронографы в течение многих веков были излюбленным чтением греческого монашества, а часто и народа (особенно в городах), поэтому многие из этих хронографов сохранились в многочисленных списках, и, начиная с IX в., стали переводиться на другие языки.