Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0912f505b08a08944e000000.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
733.18 Кб
Скачать

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

На правах рукописи

УДК 321 (569.1)(043.3)

Филиппов Александр Анатольевич политические идеи мишеля афляка в формировании сирийской политической системы

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата политических наук

по специальности 23.00.02 – политические институты, процессы и технологии

Научный руководитель

доктор философских наук

Криштапович Л.Е.

Минск, 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………….

3

Общая характеристика работы………………………………

8

Глава 1 Идеи «арабского возрождения» и «вечного арабского Послания» в трудах Мишеля Афляка И ИХ РОЛЬ В ЛЕГИТИМИЗАЦИИ ВЛАСТИ ПАРТИИ БААС …………….

1.1 Партия Баас и ее идеолог Мишель Афляк…………………………

1.2 Особенности современной арабской политической терминологии и методика исследования………………………………..

1.3 Концепция «арабского возрождения» в трудах Мишеля Афляка: партия как инструмент политической борьбы………………………….

1.4 Концепция «вечного арабского Послания» и роль религии в идеологии Мишеля Афляка………………………………………………

13

13

16

22

30

Глава 2 Проблема революции в трудах Мишеля Афляка и ее роль в формировании особенностей политической системы в СИРИИ…………………………..

2.1 Концепция революции Мишеля Афляка в контексте формирования сирийской политической системы……………………..

2.2 Сравнительный анализ концепций революций М. Афляка и Г.А. Насера……………………………………………………………...............

40

40

51

Глава 3 Арабский национализм и арабский социализм в трудах Мишеля Афляка И их роль в Укреплении власти партии Баас……………………………

3.1 Арабская нация и арабский национализм в трудах Мишеля Афляка……………………………………………………………………..

3.2 Концепция арабского социализма в трудах Мишеля Афляка……………………………………………………………………...

54

54

67

Глава 4 Концепция власти меньшинства в политической системе Сирии………………………….........

4.1 Специфика формирования сирийской политической элиты…….

4.2 Идеология партии Баас как инструмент консолидации сирийской политической элиты……………………………………........

77

77

83

Заключение……………………………………………………………

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………

ПриЛОЖЕНИя……………………………………………………………

98

102

112

Введение

Изучение процессов модернизации стало одним из ведущих направлений в развитии политической науки. Особую актуальность имеют работы, посвященные национальным моделям модернизации, которые в максимальной степени учитывали бы специфику отдельно взятой страны. Результаты таких исследований используются при изучении теории модернизации, научных проблем, связанных с процессами глобализации и антиглобализации, формированием государственной идеологии.

Политические процессы в современном мире находятся под все возрастающим влиянием стран арабского Востока. Это обусловлено не только экономическими причинами. Арабские страны, оказывая все большее демографическое давление на европейские государства и США, постепенно преодолевают последствия колониального прошлого, становясь все более и более равноправными участниками мировых политических процессов, предлагая свои – альтернативные – модели общественного устройства.

В XIX веке арабская (а шире – исламская) общественно-политическая мысль была поставлена перед необходимостью определить место арабского мира в условиях его явного поражения перед лицом европейских стран. Сложность этого процесса объясняется еще и тем, что длительное время мусульманские государства доминировали при столкновениях с Европой. Было предложено три группы вариантов преодоления де-факто зафиксированной отсталости арабского мира. На одном полюсе находились всевозможные направления общественно-политической мысли, в которых Западная цивилизация идеализировалась, а основной путь преодоления отсталости и зависимости виделся во всеобъемлющей вестернизации арабского общества. Уже к концу Первой мировой войны значительная часть элиты арабских стран разочаровалась в идеях вестернизации. На другом полюсе возникли течения, получившие общее название «исламский фундаментализм». Его сторонники утверждали, что все бедствия исламского (в том числе и арабского) мира возникли из-за нарушения норм шариата. Следовательно, утверждают фундаменталисты, необходимо вернуться к чистому, исконному исламу времен пророка Мухаммада. Однако «исконность» и «чистота» ислама разнятся от движения к движению. Несмотря на значительное политическое влияние фундаменталистов, они не смогли предложить, а тем более осуществить жизнеспособный политический проект.

Промежуточное место между вестернизаторским проектом и фундаментализмом занимают многочисленные движения и направления в общественно-политической мысли, объединенные под условным названием «модернистские». Общая суть сводится к тому, что в этих движениях тем или иным образом сочетаются традиционалистские и модернизаторские (то есть, новые, как правило, заимствованные на Западе) идеи.

В настоящее время изучение модернистских течений считается в арабистике и исламоведении наиболее перспективным направлением, позволяющим понять реальные механизмы осуществления политической власти в арабских (исламских) странах и основные тенденции их развития. Именно в рамках модернизма были предложены устойчивые и долговременные политические проекты в арабском мире. Однако полноценное изучение этого феномена невозможно без детальной отработки одного из значимых модернистских проектов. Этот тезис можно проиллюстрировать на примере работ З.И. Левина. Начиная свою научную карьеру с детального изучения воззрений одного из идеологов арабского национализма – Абд ар-Рахмана аль-Кавакиби – он, выработав определенную методологию исследования и собрав значительный фактический материал, смог постепенно расширить объект своих штудий сначала на Сирию и Египет, а затем и на другие страны Азии и Африки. В настоящее время З.И. Левин является крупнейшим русскоязычным специалистом по общественно-политической мысли стран Востока.

Одним из наиболее значимых модернистских проектов стал проект, предложенный и осуществленный на практике Партией арабского социалистического возрождения (Баас).

Партия Баас находится у власти в Сирийской Арабской Республике с 1963 г., что позволяет говорить о том, что партия смогла выработать устойчивую идеологию, отвечающую актуальным потребностям страны. Это особо примечательно в свете того, что кроме Сирии (и Ирака, где Баас длительное время находилась у власти) немногие страны арабского мира смогли создать собственную уникальную государственную идеологию.

В силу близости политических позиций, а также в силу наличия существенных экономических интересов, Республика Беларусь поддерживает тесные и дружественные связи с Сирийской Арабской Республикой, что делает необходимым изучение социально-политических и идеологических процессов, которые происходят в одном из ключевых партнеров Республики Беларусь на Ближнем Востоке. Это позволит активизировать сотрудничество между государствами и повысить его эффективность.

Кроме того, опыт государственного строительства в постколониальных странах представляет собой несомненный интерес и с точки зрения практики построения политической системы и государственного аппарата в условиях формирования нового политического поля, образованного в результате воздействия внешних сил. Исследования такого рода будут все более и более востребованы в ходе постепенного вывода войск США из Ирака и Афганистана. Ведь, как и в случае с колониальными странами (в частности, с Сирией), сложившаяся там политическая система была уничтожена иностранным вторжением, а новой еще предстоит доказать свою жизнеспособность, когда опора на внешний военный ресурс станет невозможной. Учитывая реальные перспективы восстановления полноценного сотрудничества Беларуси и Ирака, это придает настоящему исследованию дополнительную актуальность.

Безусловно, настоящее исследование далеко не первая работа, посвященная этой проблематике. Общественно-политические процессы на арабском Востоке находились и продолжают находиться в центре внимания многочисленных ученых со всего мира. Многие из этих трудов были направлены непосредственно на научно-методическое сопровождение деятельности своих государств в изучаемых странах. Это придает подобным работам определенную «операционность», четко выраженную практическую ориентацию. Так, в трудах нидерландского ученого-дипломата Н. Ван Дама основное внимание уделено механизму и ходу внутрипартийной борьбы внутри Баас, а крупнейший современный российский специалист по Сирии В.А. Ахмедов в своих работах подробно рассматривает практику осуществления политической власти при Х. Асаде, механизм ее передачи Б. Асаду. Черкесский исследователь А. Кушхабиев дает уникальный материал о месте и роли черкесов в сирийской политической системе. Сотрудник МИД Ирана М. Амами подготовил прекрасный справочник по политическому устройству Сирии и т.д. Для многих таких исследований на первое место выходят экономические аспекты, связанные с необходимостью закрепиться на рынке той или иной страны. Кроме того, авторы «операционных» работ достаточно тесно связаны с соответствующими государственными структурами, что открывает для них доступ к богатейшему фактическому материалу. Именно сведения такого рода легли в основу уникальной книги Г.Г. Косача «Красный флаг над Ближним Востоком?». Обратной стороной медали в этой группе исследований стало то, что вопросы государственной идеологии (шире – общественно-политической мысли) фактически отодвигались на второй план.

Ко второй группе исследований можно отнести работы обзорного характера. Весьма показательны в этом отношении труды З.И. Левина, Х. Энайата, А. Давиши, Й. Чуейри и т.д. Однако основной недостаток обзорных работ заключается в поверхностном, иллюстративном рассмотрении некоторых вопросов. К сожалению, такая судьба неизменно постигала идеологию М. Афляка. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, специфика работ основателя партии, их стилистика и некоторая туманность, по-видимому, отталкивали исследователей, предпочитавших заниматься более конкретными и ясными текстами. Во-вторых, в цельное собрание сочинений труды М. Афляка были собраны только в 1980-х гг. До этого они представляли собой по-существу разнородный комплекс текстов, созданных в разное время и посвященных разным сюжетам. Все это, вкупе с часто встречающейся туманностью изложения, затрудняло строго научное изучение подобных сочинений. В-третьих, многие ученые (например, Г.Г. Мирский, С. Хаим) считали, что раз М. Афляк проиграл во внутрипартийной борьбе, то его воззрения более не представляют интерес для изучения партийной идеологии, хотя и задавались риторическим вопросом, почему пришедшее к власти военное крыло Баас полностью сохранило партийную структуру и ни разу не отмежевалось от предшествующей идеологии. Более того, даже беглый взгляд на официальные партийные документы показывает, что там фигурируют те же самые концепты, что и в трудах М. Афляка.

Следует учитывать, что советская наука уделяла основное внимание социально-экономическим процессам в странах Азии и Африки. Среди же политических сил приоритет в исследованиях отдавался деятельности коммунистических партий. Политика других сил рассматривалась практически исключительно в русле ленинского тезиса о неизбежности перерастания национально-освободительной борьбы в социалистическую революцию.

По-существу, речь идет о разных направлениях политической науки. Первая группа исследований ориентируется на изучение реальных практик осуществления политической власти. Вторая группа делает основной акцент на истории идей, обращая мало внимания на то, в какой степени те или иные политические идеи были (и были ли вообще) внедрены на практике.

Таким образом, специфика трудов М. Афляка, отсутствие в течение длительного времени систематизированного свода этих работ и зачастую узкопрактическая направленность исследований обусловили недостаточное внимание со стороны ученых к произведениям основателя партии Баас.

С другой стороны, партия Баас является прекрасным примером воплощения политических идей и государственной идеологии на практике. Становление же партийной идеологии до прихода партии к власти обеспечило гораздо более широкий доступ к источникам, чем при обратном процессе. В настоящей работе предпринята попытка соединить историю идей с изучением реальных политических процессов, показать на примере Сирии взаимосвязь между ними.

Основой настоящего исследования стал анализ основных политических концептов, используемых в политических трудах основателя партии Баас М. Афляка. Это позволяет размежевать понимание тех или иных концептов в сирийском и европейском политическом дискурсе. Выбор этих концептов обусловлен структурой первого – теоретического – тома собрания сочинений М. Афляка.

Методологической основой настоящего исследования послужили труды Р. Шенка, Л. Бирнбаума, Дж. Мея, Дж. Лакоффа, Т. ван Дейка, В. Кинча и др., обосновавших методы сценарного и фреймового анализа. Полученные ими результаты позволяли точно описывать значение того или иного понятия с точки зрения носителя той культуры, где это понятие функционирует. Названные исследователи подробно изучили взаимосвязь между лексическим содержанием понятия и его культурно-историческим наполнением. Это имеет важное прикладное значение с точки зрения влияния идеологии на сознание и настроения населения. На основании этого в настоящей работе была предложена методика семантико-прагматического описания используемых в современной арабской политической мысли концептов с учетом региональной специфики. Структурной единицей анализа выступает концепт – условная ментальная структура, соответствующая представлению о тех значениях, образах, этноспецифике, на которые человек опирается и которыми оперирует в процессе мышления. Строгое научное определение концепта – многомерное дискретное культурно-значимое социопсихическое образование в коллективном сознании, опредмеченное в той или иной языковой форме.

Настоящая работа построена на материале сочинений основателя и главного идеолога партии Баас М. Афляка, ранее на русский язык не переводившихся, что придает диссертационному исследованию особую новизну.

Исследование идеологии Баас позволяет описать механизм взаимодействия идеологии и практики политического управления, отработать предложенный автором метод анализа современной арабской политической терминологии, а также построить релевантную модель для последующего изучения арабской общественно-политической мысли. Кроме того, это расширит возможности Республики Беларусь для работы в странах арабского мира.