Восклицательный знак
Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже — понижения) голоса. По мысли Станиславского, интонация восклицательного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста»
Восклицательное предложение может выражать какое-либо намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу — вообще сильное чувство.
Например:
«Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него, какая была минута!» (А. Пушкин. «Метель».)
«В о й н и ц к и й.
Не замолчу! Постой, я не кончил! Ты погубил мою жизнь! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг!» (А. Чехов. «Дядя Ваня».)
В обоих наших примерах по нескольку восклицательных предложений, полных активного действия.
Многоточие
Многоточие обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое. Станиславский говорит, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе»
Многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.
Например:
«Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня...» (И.Тургенев. «Свидание», финал рассказа.)
Еще один пример:
«С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я еще не прожила в настоящую минуту...» (Л.Толстой. «Семейное счастье», финал повести.)
В обоих примерах, представляющих собой заключительные слова рассказа Тургенева и повести Толстого, многоточие говорит о том, что события, изложенные в этих произведениях, окончены, а о дальнейших автор не будет говорить.
Часто встречается также многоточие перед началом абзаца. В этом случае оно показывает начало нового сюжетного куска.
Например:
«Жизнь впоследствии отучает от гордой веры, наказывает за нее; оттого-то юность и отважна и полна героизма, а в летах человек осторожен и редко увлекается. ...Через четверть часа мы были на берегу подле стен казанского Кремля, передрогшие и вымоченные». (А. Герцен. «Былое и думы».)
В этом примере многоточие и абзац показывают, что автор от философских размышлений переходит к рассказу о конкретных событиях.
Многоточие в середине предложения подразумевает паузу прерванной речи — паузу умолчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием.
Например:
«Он сжал бумажник в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел… Отошел несколько шагов, остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было». (А.Пушкин)
Тут пауза умолчания как бы сливается с психологической паузой.
Еще один пример:
«Смотритель спал под тулупом, мой приезд разбудил его; он привстал... I это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!» (А.Пушкин. «Станционный смотритель».)
Тут Пушкин заменяет многоточием то, что мог бы сказать об изменившейся внешности смотрителя. В обоих случаях голос на ударном слове перед многоточием нельзя понижать как на точке. Когда многоточием обозначена психологическая пауза, то ударения на словах, предшествующих многоточию, могут быть очень разнообразны по высоте. Тут все зависит от воли исполнителя, от сценической задачи, оценок, видений, словесных действий.
СКОБКИ
Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Существует особая интонация вводности, которая обязательна при чтении скобок. Обычно перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок несколько понижается, а после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок или которая была бы после паузы, если бы скобок тут не было. Скобки всегда окружены паузами.
Вот несколько примеров скобок:
«И сейчас I (в карете) I ни одна жилка на лице I не дрогнула». (А. Толстой. «Петр Первый.)
«Величественность реки, I да и близость моря I (мало ли что может зайти сюда из Финского залива!) I разожгли любопытство». (В. Солоухин. «На Колокше».)
«Но всех более занята была им дочь англомана моего, Лиза (или Бетси, как звал ее обыкновенно Григорий Иванович». (А.Пушкин)
Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон — безударность, или, как говорил Станиславский, «бескрасочная» интонация. Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса.
