Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема_1._Русь_и_русские_земли_в_IX_—_первой_трети_XIII_вв..DOCX
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
62.92 Кб
Скачать

8 Призвание варягов в самой известной древней летописи — «Повести

временных лет», датируется 862 г., и эта дата считается условным началом русской государственности.

Летописный рассказ о Рюрике вызывал острые споры среди ученых еще в XVIII в., когда в Российской империи еще только начиналось становление научной истории. Тогда считалось, будто основание княжеской династии означает и образование государства. «Норманисты» (от слова «норманны», как в Средние века называли скандинавов, буквально: «северные люди») исходили из того, что если княжеский род потомков Рюрика, Рюриковичей, правивших в Русском государстве до 1598 г., был варяжским по происхождению, раз «племена» Севера Руси призвали на княжение именно варягов, то и основателями Русского государства надо считать пришлых иноземцев — скандинавов. «Антинорманисты» в ответ на это всеми силами стремились доказать, что и первые русские князья, и сами летописные «варяги» были нескандинавского происхождения (по поводу происхождения варягов антинорманистами выдвигались разные версии).

Однако уже во второй половине XIX — начале XX вв. эта дискуссия утратила актуальность. Стало ясно, что от происхождения династии образование государства не зависит. Его формирование происходит не по чьему-либо желанию, а в результате долгого исторического развития, для которого должны сложиться экономические, социальные и политические условия. Такие условия формировались в «славиниях». То, что варяги не сыграли в образовании государства первостепенной роли, хорошо видно из того, что устройство государства Русь оказалось больше похожим на устройство других славянских государств (Польши, Чехии), чем на устройство государств скандинавских (Швеции, Норвегии, Дании). С другой стороны, данные лингвистики однозначно указывают на то, что имена первых русских князей (Рюрика, Аскольда, Дира, Олега, Игоря, Ольги) были скандинавскими, и значительная часть элиты ранней Руси также носила скандинавские имена. Археологические раскопки выявили на территории Руси IX—X вв. скандинавское присутствие, в том числе в таких важнейших ключевых местах, как районы Новгорода и Ладоги на Севере, Смоленска на Западе, Киева и Чернигова в Среднем Поднепровье. Важно при этом, что были обнаружены погребения тяжеловооруженных воинов скандинавского происхождения, а это соответствует сообщениям письменных источников о варяжских дружинах на Руси.

Отдельный вопрос — происхождение слова «Русь», которое использовалось как для обозначения государства, так и народа, его населявшего. Его этимология (происхождение) до сих пор точно не установлено: учеными предлагались разные версии. Большинство исследователей склоняется к скандинавской версии, но есть и другие: славянская и иранская. Таким образом, противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» в настоящее время утратило значение; доказано, что древняя Русь развивалась, прежде всего, на восточнославянской основе; вклад в ее развитие других народов, в том числе варягов-скандинавов, должен рассматриваться предметно и конкретно, на научной основе, без политизации и идеологизации.

Кем был Рюрик, из какой части Скандинавии он пришел, точно

неизвестно. Есть точка зрения, что это был оказавшийся в Восточной Европе датский конунг (князь) Рёрик (Рюрик), правивший до этого во Фрисландии (историческая область, бóльшая часть которой сейчас входит в состав Нидерландов). Но прямых доказательств нет: имя Hrœrikr, к которому восходит летописное «Рюрик», неоднократно встречается в скандинавских источниках.

Довольно быстро бóльшая часть пришедших с Рюриком варягов слилась со славянами: стала говорить на восточнославянском (древнерусском языке), верить в славянских богов (восточные славяне были многобожниками-язычниками) и соблюдать обычаи славян. Уже внук Рюрика носил славянское имя — Святослав. Определенную роль в формировании государственности на Руси появление варяжских дружин, тем не менее, сыграло: они резко усилили военно-политические возможности княжеской власти. В результате восточнославянские «племена» были объединены под властью одной династии, чего не произошло ни у западных, ни у южных славян, на землях которых возникло несколько государств.