Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФинУчет.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
403 Кб
Скачать
☆

3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными документами.

Для оплаты труда работников за отработанное время применяют следующие системы:

Системы оплаты труда:

1. Тарифная система – совокупность различных нормативов, с помощью которых устанавливается уровень ЗП работника в зависимости от сложности, условий труда и отраслевой специфики. Основные элементы:

- тарифная ставка

- тарифная сетка

- тарифно-квалификационный справочник

- штатное расписание

2. Бестарифная система – ЗП зависит от:

- квалификационный уровень

- коэффициент трудового участия (оценка вклада каждого работника в общий результат)

- отработанное время

Формы оплаты труда:

1. Повременная – форма оплаты труда, при которой з/п зависит от количества затраченного времени с учетом классификации работника и условий труда.

          • Простая повременная (тарифная ставка * количество отраб. времени)

          • Повременно –премиальная (+премия)

2. Сдельная – з/п зависит от количества произведенных единиц продукции с учетом их качества, сложности и условий труда

          • Прямая сдельная (расценка * количество произв. продукции)

          • Сдельно-прогрессивная (повышенные расценки при перевыполнении плана)

          • Сдельно-премиальная (+премия, устанавливаемая самим п/п)

          • Аккордная (расценка на весь объем работ)

          • Косвенно-сдельная (ОТ вспом. рабочих)

Начисление зарплаты отражается:

Д 20,23,25,26,44 - К 70 – начислена зарплата;

Д 08 - К70–начислена зарплата работникам, занятым в капитальном строительстве;

Д 91 - К 70 – выделено из собственных средств на премирование (доплату);

Выплата ЗП:

Д 70 - К 76 – перечислена на счет депонентов невыданная в срок з/пл;

Д 70 - К 50,51 – выдана з/пл работникам, произведены перечисления на пластиковые карты;

Д 20,25,26 - К 70 – начислены отпускные.

Основные правила предоставления, расчета и оплаты отпуска закреплены в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ).        В соответствии со статьей 114 ТК РФ работникам гарантируется предоставление ежегодных отпусков с сохранением места работы и оплаты среднего заработка.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и в других случаях.

       Расчет продолжительности отпуска производится в календарных днях и максимальным пределом оплата отпуска не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации.        Очередность предоставления отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.        Расчет и оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до начала отпуска.       Средний дневной заработок для расчета отпускных определяется по формуле:

В случае если расчетный период отработан полностью: Сумма выплат за расчетный период /( 29,4*12)

В случае если расчетный период отработан не полностью: Сумма выплат за расчетный период /Кол-во календарных дней в периоде

Количество календарных дней в периоде рассчитывается как 29,4 за каждый полностью отработанный месяц и кол-во отработанных календарных дней в месяце*29,4/кол-во календарных дней в месяце за каждый не полностью отработанный месяц.

Расчет отпускных определяется по формуле: Средний дневной заработок * Количество дней отпуска

Пособие по временной нетрудоспособности начисляется работнику в случае его болезни или травмы, выплачивается из двух источников: первые 3 дня – за счет средств работодателя, с 4 дня – ФСС. Пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка по основному месту работы за 2 календарных года, предшествующих наступлению нетрудоспособности, с учетом непрерывного трудового стажа: если стаж до 5 лет - 60% среднего заработка, 5-8 лет - 80%, свыше 8 лет - 100%. Основанием для начисления пособия является больничный лист.

Заработок, исходя из которого в 2012 году определяются пособия, рассчитывается за каждый календарный год расчетного периода. При этом заработок не может превысить предельную величину базы для начисления страховых взносов. Если страховой случай наступил в 2012 году, в расчетный период войдут 2010 и 2011 годы. Заработок, учитываемый для расчета пособий в 2010, не мог быть выше 415000 рублей, в 2011 - 463000 руб. Для его исчисления нужно учесть те выплаты, на которые в 2010 и 2011 годах были начислены страховые взносы.

Расчет производится по схеме: определяется, имеет ли право работник на получение пособия исходя из среднего заработка; определяется фактический заработок и фактически отработанное время в расчетном периоде; рассчитывается среднедневной или среднечасовой заработок; определяется размер дневного пособия в зависимости от стажа; рассчитывается максимальная величина дневного пособия; определяется сумма пособия.

Д 69-К 70- Начислено пособие по временной нетрудоспособности.

Из начисленной работникам организации оплаты труда производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц (удержан НДФЛ Д70-К68), по исполнительным листам (удержаны алименты Д70-К76) и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц. По инициативе организации из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания:

Дт 70 - Кт 73 - долг за работником;

Дт 70 - Кт 50 - ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период;

Дт 70 - Кт 71 - в погашение задолженности по подотчетным суммам;

Дт 70 - Кт 73 - за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю мат ценностей;

Дт 70 - Кт 76 - за брак; Дт 70 Кт 76 - за товары, купленные в кредит и др.

Учет расчетов по страховым взносам

ПФР – 22%. (До 1966 года и старше, 22% перечисляется на страховую часть, 1967 года и младше – 16% на страховую часть, 6% на накопительную)

ФСС - 2,9 %;

ФФОМС - 5,1%;

ТФОМС – 0%.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка составляет 30%, в 2011 – 34%, в 2010 – 26%.

В бухучете страховые взносы отражаются на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Аналитический учет ведется отдельно по каждому виду страховых взносов, для этого к счету 69 открываются субсчета:

- "Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии";

- "Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии";

- "Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование";

- "Расчеты с ФФОМС";

- "Расчеты с ТФОМС".

Начисление страховых взносов производится в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось вознаграждение, с суммы которого рассчитаны взносы:

Д 20,08,23,25,26,91-К69 – начислены пенсионные взносы на фин-ие страховой части или накопительную часть пенсии

Д69-К70 – начислены пособия по временной нетрудоспособности и прочие начисления за счет внебюджетных фондов

Д69-К51 – уплата страховых взносов