Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
истр при2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
13.66 Mб
Скачать

§ 11.2. Микроскопы в России

В 70-х годах XVII века был переведен на русский (церковнославянский) язык трактат гданьского астронома Иоганна Гевелиуса «Селенография, или описание луны», изданный в Гданьске на латинском языке в 1647 году. Перевод этот был осуществлен в качестве учебника по астрономии и оптике для царских детей. Рукописный экземпляр перевода находился в библиотеке царевича Федора Алексеевича, а после его смерти был отдан в числе других учебных книг юному Петру I.

Перевод «Селенографии» впервые давал основы инструментальной оптики, изложенные на русском языке. Именно этому неизвестному переводчику мы обязаны введением в русский язык терминов «зрительная труба», «телескопия» и «микроскопия».

В 1692 году Петр Васильевич Постников, питомец Московской славяно-греко-латинской академии, был Петром отправлен учиться в Падую. В Падуанском университете Постников изучал медицинские и философские науки. Как раз в это время во всех медицинских центрах Европы, а тем более в Италии, живо обсуждались замечательные открытия микроскопистов. Не приходится сомневаться в том, что Посников слышал и о Гуке, и о Левенгуке. Петр I неоднократно поручал Постникову закупку инструментов в Англии, Франции и Голландии.

§ 11.3. Петр I и Левенгук

Путешествуя по Европе, беседуя с учеными и рассматривая различные собрания редкостей, Петр I с его поразительной зоркостью и дальновидностью понял роль экспериментов и физических приборов. По его распоряжению Андреем Нартовым (1693 — 1756) и др. закупались и заказывались впрок воздушные насосы, телескопы, микроскопы и другие оптические приборы. Постепенно создалась коллекция физических приборов, размещенных в одной из комнат Кунсткамеры, которая была открыта в 1714 году.

Петр I специально посетил Дельфт, чтобы познакомиться с Левенгуком и увидеть собственными глазами его микроскопы. Чтобы избежать зевак, Петр, пригласив к себе Левенгука, сел в яхту и отплыл на середину реки. Царь с большим удовольствием занялся вместе с ним наблюдениями в микроскопы. Особенное впечатление произвела на него циркуляция крови в хвосте угря. Более двух часов оставался с царем этот знаменитый голландский ученый, заслужив самое лестное одобрение монарха. Со своей стороны, Левенгук с удивлением рассказывал впоследствии о необыкновенной любознательности царя.

§ 11.4. Дворцовая мастерская Петра I

В 1698 году в Россию был приглашен Логин Шеппер, который сначала в Москве, а затем в Петербурге организовал при дворе Петра I оптические мастерские. В мастерских производились подзорные трубы, микроскопы и другие оптические инструменты. Шеппер был высококвалифицированным и образованным мастером. Он воспитал несколько учеников, наиболее талантливым из которых был Иван Елисеевич Беляев. После смерти Шеппера в 1718 году именно Беляев возглавил дворцовую мастерскую.

В дворцовой токарной мастерской работал А.К. Нартов

(1693 - 1756) в качестве высококвалифицированного токаря (рис. 11.1.)

Рис. 11.1. Андрей Константинович Нартов (1693—1756).

Нартов работал токарем в Московской школе математических и навигацких наук, основанной в 1701 году по велению Петра I. В 1712 как высококвалифицированного токаря Петр I вызвал Андрея Нартова в Петербург, где определил его в собственную дворцовую «токарню». Около 1718 г. он был послан царем в Пруссию, Голландию, Францию и Англию для усовершенствования в токарном искусстве и «приобретения знаний в механике и математике». По возвращении из-за границы Петр поручил ему заведовать своей токарней, которую Нартов расширил и пополнил новыми машинами, вывезенными и выписанными им из-за границы. Петр очень хорошо относился к Нартову. Токарня была расположена рядом с царскими покоями и часто служила Петру кабинетом.

В 1735 году Нартов был вызван в Академию «к токарным станкам», для заведования слесарями и учениками токарного и механического дела.