- •Глава IV.
- •1. Вопросы, подлежащие выяснению путем разведки
- •2. Организация разведки. План сбора разведывательных данных и приказы
- •3. Обработка полученных сведений. Сводка обработанных разведывательных данных
- •Глава V.
- •1. Командиры подчиненных крупных соединений
- •2. Начальники специальных родов войск
- •3. Начальники служб
- •4. Прочие органы разведки
- •5. Распространение разведывательных данных
4. Прочие органы разведки
К перечисленным сведениям, доставляемым начальнику, подчиненными ему: органами, присоединяются еще другие сведения от органов, ему не подвластных, которые, тем не менее, могут подкреплять его осведомленность документальными данными.
Сюда относятся: высшая командная инстанция, соседние начальники и вообще все органы, так или иначе прикосновенные к разведке.
Высшая командная инстанция.
Как правило, каждая командная инстанция располагает нужными ей органами разведки, но иногда последних может не хватать.{16}
Например, это может случиться с дивизией, лишенной эскадрильи, необходимой для точного определения места какого-либо органа неприятельской обороны, невидимого с наземных наблюдательных пунктов и с привязного воздушного шара. [91]
В этом случае подчиненная инстанция — в данном примере дивизия — учтет эту потребность в своем плане сбора разведывательных данных, а высшая инстанция, будучи надлежащим образом уведомлена (тут — корпус), озаботится доставкой просимого сведения.
Кроме таких сведений, которые низшая инстанция просит у высшей или которые последняя по собственной инициативе добывает для первой, есть еще одно чрезвычайно важное сведение, которое начальник непременно должен сообщить своему подчиненному: это общее положение противника, действующего в районе маневра.
В самом деле, на основании всех сведений, доставленных всеми подчиненными разведывательными органами, начальник мог воспроизвести общее положение противника, в которое неизбежно входят и частные положения, специально интересующие каждого отдельного из его подчиненных.
Внутри очерченной таким образом рамки, ограничивающей поле его возможных ошибок, подчиненному остается лишь определить детали, относящиеся к потребностям идеи маневра, которая сама все более и более направляется на детали.
Соседние начальники. Во время собственных разведок соседние начальники получают относительно противостоящего противника такие сведения, которые могут иной раз почти в такой же мере интересовать сражающиеся рядом с ними войска. Например, предположим, что мы хотим определить плотность занятия неприятельского фронта на нашем участке, и что нам удалось установить впереди нас разграничительную линию какой-либо неприятельской дивизии. Если соседний начальник сообщит нам, что на его участке находится другая разграничительная линия той же дивизии, то мы будем располагать данной, способной в значительной мере облегчить разрешение нашей задачи.
Таким же способом, как и выше, наша потребность будет указана в плане сбора разведывательных данных, и соседний начальник, будучи сам заинтересован в этом открытии, не замедлит сообщить нам требуемое сведение по его выяснении.
Органы разведки.
Наконец опыт разведки на войне показывает, насколько общее значение имеет басня «Петух нашел жемчужное зерно». Отыскивая пищу, петух нашел жемчужину, с которой не знает, что делать. То же происходит и в области разведки, когда в поисках чего-либо другого открывают жемчужину, которая лично не нужна. Но мы знаем, кому ее следует послать, — начальнику или подчиненному, ближнему или дальнему соседу, чтобы она приобрела всю свою ценность жемчужины, и тогда она направляется как можно скорее к заинтересованному получателю. [92]
