Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Берни РАЗВЕДКА НА ВОЙНЕ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
209.92 Кб
Скачать

Берни

РАЗВЕДКА НА ВОЙНЕ

Глава IV.

Как определяется положение противника

Сбор сведений и обработка их

Достаточно малейшего опыта разведки на войне, чтобы показать, что в каждом сведении всегда можно найти кое-что полезное.

Из этого — вывод, что ни одним сведением не следует пренебрегать.

Но нетрудно установить, что интерес, возбуждаемый известным сведением, резко изменяется в зависимости от того, с какой [62] командной инстанцией мы имеем дело. Например, для пехотного полка весьма важно узнать точное место неприятельского пулемета и обстреливаемую им зону; то же самое сведение, еще имеющее важность для артиллерийского дивизиона, обязанного нейтрализовать или уничтожить этот пулемет, будет почти безразлично для того крупного подразделения армии, в состав которого входит данный полк или данный дивизион. Наоборот, для армии будет интересно узнать расположение базы — снабжения или распределительной станции крупного войскового соединения противника, тогда как это сведение не будет иметь никакого значения для полка, которому приказано взять опорный пункт на неприятельском фронте.

Легко понять, что сведения, нужные для известного начальника, — так же как и его предположения, — имеют тем более общий характер и идут тем дальше, чем выше положение этого начальника на ступенях служебной иерархии. На деле это проявится даже в безучастии, в котором он неизбежно останется по поводу неприятельских действий дальше известного периода времени, ограничивающего его предположения.

Отсюда легко понять, что в числе сведений, интересующих определенного начальника, будут более или менее важные. Для командующего армией интереснее узнать, что на его фронте противник сможет завтра выдвинуть новую дивизию, чем найти место для органов снабжения одной из дивизий, уже введенных в дело.

Соображение относительно различной ценности сведений о неприятеле, интересующих разные командные инстанции, очень важно потому, что при ограниченности средств разведки, нужно сосредоточивать максимум усилий на добывании более важных сведений. Следовательно, прежде всего, нужно определить в порядке их важности вопросы, подлежащие выяснению, а когда последнее сделано, то организовать сбор сведений, нужных для этого выяснения.

Составление перечня нужных сведений ведет к установлению общего плана разведки, а организация самой разведки — к установлению плана сбора этих сведений.

1. Вопросы, подлежащие выяснению путем разведки

Общий план разведки.

Понятно, что начальник, получивший определенное задание, должен предусмотреть в идее своего маневра, каким образом противник сможет помешать успеху последнего, и разобрать, каковы возможности неприятеля, имеющие значение для задуманного маневра.

Правда, начальник не всегда в состоянии предвидеть все те разнообразные задачи, которые на него могут быть возложены, а следовательно, [63] и определить à priori те сведения, которые позволили бы ему рассчитать с известной точностью возможности противника для противодействия разрешению каждой из этих задач.

Однако, если он составит себе более или менее верное представление о противнике, действующем в его районе, то будет в состоянии во всякий) момент предопределить, хотя бы в общих чертах, те возможности, которыми этот противник располагает в различных случаях.

Нужные сведения, позволяющие нам составить себе представление о вашем противнике, могут быть установлены à priori. Поэтому понятно, что той ведомости, в которой они собраны, присваивается название: общий план разведки такого-то войскового соединения. Действительно этот план соответствует общности случаев, могущих представиться. Его назначение — доставлять основы для общего ознакомления с противником.

Частные планы разведки.

Теперь рассмотрим положение начальника крупного войскового соединения, который только что получил задачу для выполнения. Тут могут быть два случая в смысле сроков исполнения: решение должно быть принято немедленно, или наоборот оно может быть отложено.

А. Решение должно быть принято немедленно. Если речь идет об очень простой задаче, исполнение которой потребует немного времени и распространится лишь на ограниченный район, то возможно, что имеющиеся сведения дадут начальнику достаточное знакомство с возможностями противника. Основываясь на них, он будет в состоянии установить от начала до конца весь маневр, отвечающий всем этим возможностям и, следовательно, способный привести его прямое к цели без необходимости вносить в маневр какие-либо изменения

Однако это будет исключением. Гораздо чаще, — особенно когда речь идет о более сложной задаче, имеющей в виду цель, более далекую во времени и пространстве, — начальник сможет точно установить маневр лишь в своих первоначальных распоряжениях. Затем во время самого хода маневра возможности противника будут способны видоизменяться в такой мере, что дальнейшее развитие операций можно будет предусмотреть лишь в крупных чертах.

Тогда начальник сохранит за собой свободу уточнять свой маневр, т. е. точнее приноравливать его к обстановке по мере того, как из получаемых сведений будут лучше выясняться возможности противника.

Несмотря на все разнообразие этих возможностей, начальник всегда в состоянии сгруппировать их à priori в несколько широких гипотез, так, чтобы в каждую гипотезу вошли возможности, оказывающие на развитие его маневра однородное влияние. [64]

Следовательно, при дальнейшем ходе маневра дело сведется к тому, чтобы собрать сведения, которые позволят начальнику определить, какие из рассмотренных гипотез существуют и какие должны быть отброшены.

Искомые сведения отвечают гипотезам, которые с одной стороны, тесно связаны с тем, что мы уже знаем о противнике, а с другой стороны — с предусмотренным развитием маневра.

Итак, представляется естественным дать той ведомости, которая перечисляет эти сведения и определяет в зависимости от потребностей самого маневра момент, когда они должны быть соединены, название — частный план разведки, так как он соответствует выполнению частного, вполне определенного маневра.

Он связан с существованием общего плана маневра, установленного в крупных чертах. Иными словами в этом случае частный план вытекает из плана маневра.

Б. Срок исполнения таков, что решение может быть отложено. Это не помешает начальнику рассмотреть, но лишь в форме предположений, каким образом он сможет выполнить свою задачу, принимая в расчет имеющиеся сведения о противнике.

Ему будет трудно углублять эту проблему, так как противник располагает тем же сроком, в течение которого его возможности подвержены изменениям, что сделает некоторые проекты невыполнимыми и наоборот — будет благоприятствовать осуществлению других.

Итак, нужно использовать имеющийся срок для сбора данных, позволяющих уточнить возможности противника, и проследить их изменения в связи с рассмотренными проектами. Как и в предыдущем случае, эти сведения отвечают гипотезам, тесно связанным, с одной стороны, с тем, что уже известно о противнике, а с другой — с имеющимися проектами. Эти сведения позволят начальнику с должным знанием дела сделать выбор среди различных проектов и, может быть, даже создать новые, а во всяком случае, когда потребуется решение, остановиться на том проекте, который будет обещать максимум шансов на успех.

Тут также будет естественным назвать документ, в котором будут фигурировать эти искомые сведения и срок, когда они должны быть собраны, частным планом разведки. Действительно последний отвечает выполнению, частной, вполне определенной задачи.

Однако этот план будет отличаться от предыдущего в том смысле, что он не связан с исполнением маневра, уже фиксированного в плане. В этом случае частный план разведки будет предшествовать плану маневра, представляя для него как бы базу.

Из этих трех планов разведки: 1) общего плана, 2) частного плана, вытекающего из плана маневра, и 3) частного плана, образующего базу [65] для плана маневра, французская Инструкция дли использования крупных войсковых соединений; рассматривает лишь второй, т. е. частный план разведки, вытекающий из плана маневра. Нет ли в этом опасного пропуска?

Может быть, таким путем хотели избежать всего, что могло бы склонить начальника к постепенному подчинению своей воли воле противника?

Но ведь если вполне логично желание прежде всего побить противника, то разве известное знание этого противника не является необходимостью для того, чтобы сказать, как именно его следует побить, т. е. для того, чтобы предписать определенный маневр? Маневр является функцией противника, иначе он представляет собой лишь одно движение. Каковы бы ни были разновидности маневра, но если конкретное представление об определенном противнике в них отсутствует, то маневр столь же мало заслуживает этого имени, как и те эволюции, которые производились в Шалонском лагере до 1870 г.

Во всяком случае, какова бы ни была обстановка, сведения о противнике, которого нужно разбить, лежат в основе решения; следовательно, разведка должна предшествовать решению...

Приложение IV к французской Инструкции о тактическом использовании крупных войсковых соединений различает частный план разведки, но, по-видимому, это различие не опирается на вполне точный критерий.

С того момента, когда начальник приступает к выполнению определенной задачи, он нуждается в сведениях, которые связаны или с различными рассмотренными им проектами, или с идеей уже установленного маневра, немедленно вызывающей соответствующие приказания.

Следовательно, от начальника зависит дать своему штабу необходимые указания для установления плана разведки, если только он не пожелает сам с большей точностью указать те сведения, которые он желает получить.

Так очень часто перед началом кампании Наполеон сам ставил свои вопросы органам разведки.

В. Форма, распространение и срок действия плана разведки. Форма плана разведки есть дело штаба и не имеет особого значения. Лучше простой перечень трех или четырех существенных сведений, отвечающих точной идее данного маневра, чем ведомости с параграфами, озаглавленными и занумерованными, но содержащие лишь банальные вопросы общего характера безотносительно к идее определенного маневра.

С другой стороны указанная в нем разведка «намерений» противника как одна из целей плана разведки возбуждает смутное воспоминание о довольно вредном германском методе. [66]

Хотя этот перечень трех или четырех ведений, отвечающих точной идее данного маневра, грозит даже без особых пояснений разоблачить тайную мысль начальника, тем не менее, этот перечень полезно сообщить начальника главных органов разведки. Они яснее увидят, в каком смысле должны направляться их усилия, и лучше поймут необходимость некоторых требований, включенных в план разведки, о котором мы скажем дальше.

Ограниченное указанными пределами распространение документа, который должен оставаться секретным, не представит никакого неудобства, так как получатели плана разведки будут те же, что и плана маневра.

Срок действий плана разведки, очевидно, зависит от хода событий, а, следовательно, всегда возможно установить его.

Этот план действует до того момента, пока начальник ввиду новых потребностей не сочтет нужным его изменить или заменить новым.