- •Раздел 2. Обеспечение национальной безопасности в зарубежных странах
- •Тема 5. Подходы к обеспечению национальной безопасности в сша
- •5.1. Внешнеполитические традиции сша
- •5.2. Геополитические модели, определяющие политику национальной безопасности сша
- •5.3. Теоретические положения национальной безопасности сша
- •Альтернативные варианты национальной стратегии сша
- •5.4. Субъекты и объекты национальной безопасности сша и их взгляды на обеспечение безопасности
- •5.5. Система обеспечения национальной безопасности
- •5.6. Особенности функционирования системы обеспечения национальной безопасности сша
- •Глава 6. Подходы основных европейских стран к обеспечению национальной безопасности
Региональная и национальная безопасность,
Тема №5: Нац. Безопасность США
____________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2. Обеспечение национальной безопасности в зарубежных странах
Тема 5. Подходы к обеспечению национальной безопасности в сша
Учебные вопросы:
5.1. Внешнеполитические традиции США
5.2. Геополитические модели, определяющие политику национальной безопасности США
5.3. Теоретические положения национальной безопасности США
5.4. Субъекты и объекты национальной безопасности США и их взгляды на обеспечение безопасности
5.5. Система обеспечения национальной безопасности
5.6. Особенности функционирования системы обеспечения национальной безопасности США
Литература:
Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник. — с. 432, 2009
5.1. Внешнеполитические традиции сша
В основе любых подходов, к обеспечению безопасности в США лежат так называемые фундаментальные ценности, в наиболее общем виде сформулированные в преамбуле к американской конституции: «Создать более совершенный союз штатов... спокойствие внутри страны... единая оборонная система... всеобщее благосостояние и свобода граждан страны и их потомков». Эти же постулаты отражены в таких документах, как «Декларация независимости» и «Билль о правах». Поэтому стержнем определения национальных интересов США служит триада «Свобода — Выживание — Процветание», отражающая идеологию явного предначертания, лежащую в основе развития Соединенных Штатов.
Явное предначертание («Manifest Destiny», окончательно сформулирована в 1845 г.) как доктрина выступает в единстве трех составных частей — доктринальных установок.
Американоцентричность есть главная и первоначальная установка «явного предначертания» или тезиса о «предустановленной судьбе» — уникальной миссии, предначертанной Америке свыше. Эта доктрина сформулирована первыми президентами Дж. Вашингтоном, Дж. Адамсом, Т. Джефферсоном, Дж. Монро, Т. Пейном, И. Алленом, А. Гамильтоном как исход пилигримов-пуритан из Старой Англии в Новую — Землю обетованную. В 1620 г. судно «Мэйфлауэр» привезло «отцов-пилигримов», которые и заложили основы нового мировоззрения — мировоззрения народа, освоившего целый континент, создавшего принципиально новое, «правильное» государство на основе демократии и религиозности.
«Раздвигающаяся граница» - идея, сформулированная, как считается, американским историком Ф. Тернером. Она выступает второй составляющей явного предначертания. Доминирующим фактором развития Америки является движение и постоянная экспансия. Американская энергия все время требует более широкого поприща для своего применения. Идеи Тернера, Мэхена и братьев Адамсов лежат в основе американского глобализма1.
3. «Просвещенный эгоизм». Эта доктринальная установка сформулирована А. Гамильтоном как «необходимость следовать разумному и свободному от предрассудков расчету». Дж. Вашингтон подчеркивал, что «наша истинная политика — держаться подальше от постоянных союзов с любой частью зарубежного мира». Эти слова зачитываются при открытии каждой новой сессии Конгресса. Эта третья составная часть явного предначертания состоит в необходимости следовать только национальной выгоде. Предпочтение должно отдаваться лишь долгосрочному, фундаментальному, стратегическому выигрышу, а не сиюминутным выгодам и соблазнам.
В результате «явное предначертание» предполагает, что «избранная» нация именно в силу своей «избранности» и «уникальности» имеет право на эгоистический подход во внешней политике, так как остальные нации «не столь совершенны» и могут служить средством для достижения американских целей.
Перечисленные достаточно тривиальные шовинистические установки в то же время сбалансированы и монолитны, отражая культурно-цивилизационную целостность США.
Явное предначертание подкрепляется целым рядом принципов поведения США как страны на международной арене. К ним относятся:
1. Принцип «мирового порядка». На гербовой печати американского государства вырезан девиз «Novus Ordo Seculorum» — «Новый порядок веков». Этот принцип лежит в основе того, что в политологии получило наименование «мира по-американски» — «Peac Americana».
2. Принцип «открытых дверей» (принцип «равных возможностей»). Предложен США на Берлинской конференции 1884 г., где решалась в том числе и судьба контроля над Бельгийским Конго. Развит в 1899 г., когда США предложили великим державам на равных основаниях конкурировать в Китае. Закреплен в 1922 г. на Вашингтонской конференции. Означает распределение зон внешнего влияния не на основе силовых (военно-административных), но на основе экономических (конкурентных) методов. (Развивается в принципах формирования благоприятной для интересов США обстановки).
3. Принцип «баланса сил». Этот принцип определяется стремлением США использовать имеющиеся противоречия между государствами на международной арене в своих интересах. В отличие от «открытых дверей» этот принцип действует во взаимоотношениях США не со слабыми, но с ведущими государствами. (Развивается в принципах управления ликвидностью, трансляции рисков, управления кризисами).
4. Принцип «американоморфизма». Этот принцип состоит в том, что США всегда стремились поддерживать те страны, которые разделяют американские ценности — демократию и права человека («свобода»), рынок (единственный путь к «процветанию») и американский образ жизни (индивидуализм, трудолюбие, рациональность и умеренность).
Перечисленные идеологемы сформировали активно-наступательную линию поведения США при отстаивании своих национальных интересов, т.е. стремление прежде всего к гегемонии или лидерству, в крайнем случае — к конкуренции. Это предопределило и крайнюю идеологизированность американских концепций национальной безопасности, которые навязывают свое, эгоистичное видение мира, который необходимо подчинить интересам США, сделав его «миром по-американски».
Таким образом, обеспечение национальной безопасности США осуществляется в жестком соответствии с национальной идеологией.
