- •1. Введение.
- •3 Раздел. Территориальное развитие приневья, санкт-петербурга и санкт-петербургской агломерации.
- •3.2. Территориальное развитие системы расселения Приневья, Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской агломерации.
- •§1.3. Шведско-Протопетербургский цикл. Территория Приневья и Приладожья в 1580-1703-1711 годы. Система расселения Приневья конца XVII века реконструируется на основе материалов шведской картографии.
- •§2.1703-1724 Годы. Особого внимания заслуживают 1703-1711, 1712-1724 годы, когда происходил переход от допетербургской системы расселения к петербургской столичной городской застройке.
- •4 Раздел. Градостроительно-функциональное развитие санкт-петербурга и санкт-петербургской агломерации.
- •5 Раздел. Градостроительно-композиционное развитие санкт-петербурга и санкт-петербургской агломерации.
- •6 Раздел. Закономерности формирования и развития системы управления градостроительными процессами и системы градостроительного законодательства в санкт-петербурге в 1703 – 2000-е годы.
- •7 Раздел. Градостроительный генетический код санкт-петербурга и проблемы сохранения и развития города.
3.2. Территориальное развитие системы расселения Приневья, Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской агломерации.
Допетербургский период. VI в.н.э. - 1703-1711 годы. Исследование опирается на данные Древнерусских летописей (Новгородской I летописи младшего извода - НПЛ, Лаврентьевской летописи - ЛЛ, Ипатьевской летописи - ИЛ), Скандинавских саг, московских Писцовых книг 1498-1501 гг., на материалы шведской картографии XVII в. Рассмотрены территории, занимаемые в настоящее время Большим Санкт-Петербургом и пригородной зоной.
§1.1. Древнерусский цикл. Территория Приневья и Приладожья с VI века нашей эры до 1322 года. Рассматриваемые нами территории: Приневье и Приладожье, и более масштабно - побережье Восточного (Варяжского, Балтийского) моря с древнейших времен находились в эпицентре исторических и политических событий и процессов международного масштаба. В работе рассмотрены летописные тексты по периодам: VIII-Х вв.(до 1000 г.), ХI в. (1001-1100 гг.), ХII в. (1101-1200 гг.), 1-я половина ХIII в. (1201-1250 гг.). В НПЛ упомянуты в целом 138 поселений, в ЛЛ - 178 поселений, в ИЛ – 360 поселений Древней Руси и других государств. Сводый список включил 421 поселения Древней Руси и других государств. На территориях Приневья, Прибалтики, Приладожья выявлены 42 поселения, в том числе: 32 новгородских, 6 городов "в Чуди", 1 город в Латгаллии, 1 город в земле ливов, 1 немецкий город. До 1000 года отмечены 38 поселений Древней Руси (28 поселений) и других государств (10 поселений). На территориях древнерусского Северо-Запада упомянуты 5 поселений. В 1001 - 1100 годы упомянуты уже 78 поселений. На Северо-Западе Древней Руси и в Прибалтике обозначены 5 поселений. В 1101 - 1200 годы даны известия о 295 поселений, а на территориях Северо-Запада Древней Руси и сопредельным территориям Прибалтики отмечены 22 поселения. Новгород в каждой из трех летописей в отдельности и в суммарном общелетописном поле воспринимался одним из двух главных центров всей Древнерусской государственности. В 1201-1250 годы есть сведения о 197 поселениях. Среди них - 20 поселений Новгородской земли и 8 поселений территорий Чуди, Латгаллии и Ливов.
Взгляд на Новгородскую землю изнутри, с позиций древнерусской ментальности, может быть дополнен взглядом извне, с позиций сопредельных государств и народов. Скандинавские источники, включившие материалы о Восточной Европе, хронологически подразделяются на следующие группы: Конец X-XI вв. - рунические надписи; IX-XI вв. - скальдические стихи (сохранились в составе саг XII-XIII вв.); XII-XIII вв. - саги (сохранились в составе текстов XIII-XV вв); XII-XIV вв. - географические сочинения (в составе текстов более поздних времен); XIII-XV вв. - саги о древних временах, древнейшие рифмованные хроники. К концу XIII века значительно расширилось географическое "видение" авторов саг и других древнескандинавских источников. С точки зрения скандинавов, Новгород становился равноправным конкурентом Киеву, с XII в. постепенно превосходя его в социальной и экономической иерархии древнерусских городов. О такой оценке Нвгорода есть упоминания в "Саге об Эймунде", в "Саге о Тидреке Бернском". Для скандинавских источников Новгородская земля была важнейшей древнерусской территорией. Для летописей Новгородская земля традиционно была одной из главных территорий Древней Руси. А в иерархии древнерусского общественного сознания Новгород с XII в. вышел на первую позицию.
Водные и сухопутные трассы. При изучении материалов летописей и саг можно предположить, что древнейшей в данном регионе была трасса: исток Невы (позднее –зона Орешка) – Выборг, возможно, по крайней мере с середины XIII века имевшая ответвление к устью реки Охты, где последовательно новгородцы, шведы, москвичи стремились создать крупный военный или торгово-ремесленный центр (шведская крепость Ландскрона, система крупных селений «на усть Охты», Новый Торг, Венчище). Возможно, именно по этой трассе передвигались от Ладожского озера и Невы к сооруженной шведами Ландскроне новгородские дружины в 6809(1301) г. Древнейшим населенным пунктом в дельте Невы, который может быть локализован, можно назвать военную заставу Пельгусия, размещавшуюся в 1240 г., по описанию летописного текста на суше между двумя фарватерами. Трассировка фарватеров выявлена по данным шведской картографии. Это могли быть известные фарватеры Старый и Средний. А территория между ними – западная оконечность будущего Крестовского острова.
§1.2. Новгородский и Московский циклы. Территория Приневья и Приладожья в 1323-1616 годы. Перепись 1498-1501 гг. позволяет выявить особенности землевладения, землепользования и системы расселения трех этапов:
А. До 1470-х годов Годы существования Новгородской республики до ее присоединения к Великому Московскому Княжеству. Материалы этапа представлены фрагментарно.
Б. 1470-е-1490-е годы (так называемое «Старое письмо»). Годы после присоединения Великого Новгорода к Великому Московскому Княжеству, время массового переселения населения и конфискаций земель. Подробные материалы позволяют выявить каждый населенный пункт с точным количеством дворов и численностью мужского населения. В Водской пятине было 6 уездов: Новгородский (25 погостов), Ладожский (3), Ореховецкий (Ореховский) (5), Копорский (15), Ямской (3), Корельский (7 погостов).
В. 1498-1501 годы (так называемое «Новое письмо»). Годы окончания массовых конфискаций и стабилизации нового населения, прибывшего из Подмосковья вместо вывезенных новгородцев. Приведены столь же подробные описания поселений. В 1501 г. по решению Великого Князя Московского «пятном и душегубством» проведена реформа. Из Новгородского уезда изъяты 5 погостов и переданы в управление Ореховского и Ладожского уездов. К Ореховскому уезду отошли Введенской Дудоровской, Никольской Ижерской и Никольской Ярвосольской погосты. В Новгородском уезде стало 20 погостов, в Ладожском – 5 погостов, в Ореховском – 8 погостов, а в остальных уездах количество погостов осталось прежним.
Рассматриваемые территории во времена Великого Новгорода и Великого Московского княжества (XV-XVI вв.) включали 5 погостов Ореховецкого (Ореховского) уезда - Спасской Городской, Воздвиженской Корбосельской, Ильинской Колтушской, Введенской Дудеровской, Никольской Ижерской погосты, а также 3 погостов Копорского уезда - Покровской Дятелинской, Дмитриевской Кипенской, Богородицкой Дягилевской погосты. Административное деление: пятина, уезд, погост, волость. Шкала поселений: города с многофункциональными посадами (торговыми, ремесленными, военными), города-крепости, рядки (торгово-ремесленные поселения и центры), погосты (центральные селения погостов с погостскими церквями), села («вопчие»), сельцы, починки, деревни («вопчие», оброчные, своеземские, монастырские), ямы, пустоши.
Для каждого из этих 8 погостов (для всех трех этапов) выявлены количество и осуществлена, по возможности, территориальная локализация всех упомянутых в переписи волостей и поселений, их социально-иерархический и владельческий статус, площади освоенных земель, количество дворов, численный, социальный и профессиональный состав населения.
