Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пьер Трико. тканевой подход в остеопатии..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
81.71 Mб
Скачать

Освобождение внутренних органов живота.

Особенности подхода.

Использование пальпаторной модели на висцеральной сфере потребовало изменения выхода на параметры. Синхронизация с плотностью на этом уровне осложнена тем, что область живота является очень чувствительной зоной: пациентам неприятно глубокое проникновение. Решением этой проблемы стал акцент на параметр напряжения. Объяснение вполне логично. С одной стороны, висцеральная сфера живота, главным образом, состоит из полых органов. Поэтому периферический тонус, или напряжение, преобладает над плотностью (качество материи). С другой стороны, эта зона особенно подвержена стрессам. А мы говорили о связи стресса и напряжения.

Заметим, что на уровне живота могут располагаться очень мощные задержки энергии. Поэтому зоны нарушений могут иметь очень высокую плотность/напряжение, хотя внешне казаться мягкими.

И, наконец, отметим, что с механической точки зрения, внутренние органы живота особенно подвержены хлыстовым травмам. Эти поражения несут большое количество энергии, с которым структуры не могут справиться. К тому же, на этом уровне существует множество прикреплений, которые из-за своей неоднородной структуры легче задерживают энергию.

Техника на области печени.

Мы уже описали эту технику в главе про глобальные техники. мы не станем повторяться.

Глобальная техника на области живота.

Показания тканей.

От черепа: ощущение длинной тяги, идущей к передней поверхности тела. От крестца: вертикальная короткая тяга. Положительный ответ в тесте, когда одна рука на стоит крестце, а другая компримирует внутренние органы живота по направлению к крестцу. Так же обратите внимание на жалобы пациента.

Как всегда, мы предпочитаем начинать с глобальной техники, которая позволит более легко проделать специфическое лечение.

Положение рук.

Пациент лежит на спине. Если мышцы живота напряжены или болезненны, нужно подложить под колени подушку. Врач стоит сбоку. Он укладывает одну руку плашмя на живот. Вторая рука становится на первую, усиливая ее. Локти разведены.

Альтернативное положение рук.

Можно поставить на живот кулак. Вторая рука укладывается сверху.

Точки опоры и рычаги.

Точка опоры на полу.

С убъективные параметры.

Врач должен укорениться и установить присутствие (ослабление захвата). Врач должен четко представить свои точки опоры и рычаги воздействия. Внимание и интенция сконцентрированы на внутренних органах области живота. Основная интенция – начать общаться с тканями, чтобы освободить задержанную энергию. Более локальные интенции позволят вам синхронизироваться с объективными параметрами.

Объективные параметры.

Напомним, что нас больше всего интересует параметр напряжения. Мы создаем напряжение за счет постепенного сжатия рук между собой до ощущения движения. Мы должны следовать в направлении, указанном нам тканями.

Замечание.

Нужно начинать технику, будучи полностью расслабленным. Затем нужно постепенно прижимать руки одну к другой. Информация о движении может появиться с первых же секунд напряжения. Нужно следовать за этими движениями, увеличивая напряжение до максимума.

Выполнение техники.

Врач следует за движением структур, которое означает их освобождение. Нужно идти за ним до возврата в нейтральную точку. После этого наступит точка покоя и экспансия, сопровождающаяся ощущением расслабления.

Очень часто врач чувствует ,что его зовет какая-либо плотная зона. В этом случае, он следует за тканями, адаптируясь к напряжению. Дойдя до зовущей его зоны, врач чувствует увеличение плотности. Он следует за тканями до максимальной ретракции. Врач должен следовать за маленькими движениями освобождения до полного расслабления. Расслабление наступает, когда рука врача возвращается к центру живота (ее больше не притягивает задержка энергии). Наступает точка покоя, затем небольшая экспансия. Если ткани блокируются в напряжении, нужно использовать вспомогательные средства: апноэ на выдохе и усиление отказа.

Затем врач начинает новый цикл освобождения. И вновь он чувствует, как его притягивает какая-нибудь зона (или та же самая, если она не до конца освободилась). Врач должен будет выполнить столько циклов освобождения, сколько потребуется.

Окончание техники.

Ткани живота возвращаются в нейтральное положение, положение равновесия и окончания освобождения. Наступает точка покоя. Затем происходит экспансия тканей. Врач ощущает спокойствие и расслабленность тканей. Иногда пациент глубоко вздыхает. А иногда вздыхает и врач.

Новые циклы освобождения запустить не удается.

После техники.

Выполните технику череп/крестец/череп. Движения тканей черепа после освобождения висцеральной сферы доказывают важность внутренних органов во всей системе тела.

На наших семинарах, чтобы слушатели более четко почувствовали эту связь, мы выполняем технику на животе втроем. Пациент лежит на спине. Один врач стоит на голове, другой – на висцеральной сфере. Врач, стоящий на животе, выполняет технику, как описано выше. Врач, стоящий на черепе, выполняет глобальную технику на черепе, сконцентрировав внимание на висцеральной сфере живота. Движения и изменения, происходящие в системе во время выполнения этих техник поражают наших студентов…

Вопросы и ответы.

Мне мешает работать на животе пульсация аорты.

У некоторых пациентов наблюдается это явление. Чем меньшую плотность вы приложите, тем меньше вам будет мешать пульсация. Не давите! Сконцентрируйтесь на напряжении.

Мне трудно работать с напряжением.

Я знаю, что это трудно, потому что до этого мы все время работали с плотностью. Но пробуйте, пробуйте и еще раз пробуйте. Вы увидите, что эта техника отлично работает. Главное, начинайте работать в расслабленном состоянии, и создавайте напряжение очень медленно. Чаще всего информация от тканей приходит к нам с первых же секунд создания напряжения. Если вы не установите хороший контакт с тканями, вы пропустите эту информацию. А затем, вы уже ничего не почувствуете. В этом случае, начните работу заново.

Пациенту больно. Что делать?

Проанализируйте, что это за боль. Чаще всего, это просто неприятные ощущения, дискомфорт. Это свойственно работе на животе и освобождению задержек на уровне внутренних органов. Так как абдоминальная сфера связана с тревогой и страхом, пациенту становится страшно, что будет еще больнее. Расскажите пациенту, с чем связана эта боль. Договоритесь с ним, что если станет совсем невыносимо, вы прекратите технику. Чаще всего, после одного цикла освобождения боль уменьшается или пропадает вовсе.

Если же боль острая, и невыносима для пациента, прекратите технику. Скорее всего, вы стоите не на настоящей задержке энергии (которая никогда не бывает болезненной). Вы стоите около нее. Либо вы неправильно установили параметры синхронизации. Чаще всего врачи работают слишком быстро и слишком сильно. А работа на висцеральной сфере требует нежности.

Судя по тому, что вы предлагаете так мало техник на уровне живота, вы не считаете эту зону очень важной.

Я считаю, что она не более и не менее важна, чем любая другая зона тела.

Мое отношение к внутренним органам основано на моем опыте в поиске подхода одновременно простого и эффективного. Естественно, висцеральная сфера – это очень сложно устроенная сфера. Как и в случае с другими областями тела, я начал применять тканевую концепцию к внутренним органам живота, основываясь на знаниях, которыми мог оперировать в то время. В частности, я основывался на данных Бараля и Мерсье – пионеров в данной области. До них остеопаты придавали мало значения внутренним органам. Некоторым из вас, конечно, известны более ранние работы Брандта и Стапфера (Thure Brandt, Henry Stapfer). Но эти ученые не были остеопатами и не признавали концепцию мотильности.

Итак, начав заниматься висцеральной сферой, я очень быстро столкнулся с сомнениями, вопросами и неуверенностью, касавшимися движений внутренних органов и их локализации. Я долго трудился и, наконец, почувствовал движения, описанные Баралем и Мерсье. Но очень скоро я начал сомневаться в том, что чувствую. Действительно ли я ощущаю движения внутренних органов, или моя перцепция – это результат проекции известной мне модели на ткани? Мне так и не удалось выяснить это. К тому же, этот подход оказался терапевтически малоэффективным.

Что же касается расположения внутренних органов, то я всегда с восхищением наблюдал за врачами, которые могли с уверенностью сказать, что контактируют именно с той или иной областью живота. Я никогда не был уверен в этом. Когда я вижу, какая пропасть лежит между книжным описанием анатомического расположения органов, фотографиями препарированных трупов с одной стороны и живым человеком, с другой, у меня появляются сомнения. Короче говоря, я никогда не был полностью уверен в том, что контактирую с конкретным органом, даже если имел представления о его локализации. Мне нужно было найти решение: нужно было справиться с этими сомнениями, и продолжать работать эффективно.

На уровне внутренних органов живот существует великое множество различных и разнонаправленных движений; это связано с жизнью и ее проявлениями. Каждое из движений является проявлением состояния здоровья структуры. Но различия и разнонаправленность движений создает сложность. Будучи преданным своей модели, я пришел к выводу, что, как и в случае с другими частями тела, физиология – это проявление здоровья. Поэтому, главное не концентрироваться на движениях, являющихся проявлением жизни органов, в искать ограничения движений, которые мешают этому появлению.

Итак, я применил к области живота ту же концепцию, что и к остальному телу. То есть, модель задержки энергии, которая притягивает соседние ткани. Освобождение, происходящее за счет движения, восстанавливает различные типы движений, являющихся проявлением здоровья. Труднее всего было принять простоту этого подхода. Я еще раз говорю, что возможно использовать другие подходы или техники, объединив их с принципами тканевой концепции.

Считаете ли вы внутренним органом центральную нервную систему?

Да, конечно. Ее мотильность широко изучена краниальными остеопатами. Эти специалисты объясняют наличие движений внутренних органов эмбриологическим развитием центральной нервной системы. «Третий принцип первичного дыхательного механизма включает в себя головной и спинной мозг. В первые дни жизни эмбриона эти система представляет собой трубку. Эта форма сохраняется на протяжении всей жизни. Само по себе это показывает простоту системы. Очень просто понять мозг, если рассматривать его как нейральную трубку. Когда полушария головного мозга доходят до вершины головы, они разворачиваются назад. Вот и все. Но есть и другой фактор – мотильность. Физиологическая деятельность приводит к появлению движений клеток и всего мозга. Эти движения имеют механические характеристики. Это мотильность. Эта подвижность играет механическую роль в функционировании первичного дыхательного механизма». (Wales ed., 1990, 18-19).

Кажется, что такое видение центральной нервной системы вдохновило Бараля и Мерсье. Они распространили эту концепцию на всю висцеральную сферу: «В своих исследованиях мы отталкивались от экспериментального клинического опыта. Каждый орган был изучен с точки зрения его мобильности и мотильности. Мы увидели, что все эти движения происходят по определенным осям. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что эти оси совпадают с осями эмбриологического развития!» (Baral, Mercier, 1983, 19). В работу на черепе я включаю и работу на центральной нервной системе, хотя и не заостряю на этом внимания. Эта система тоже может содержать задержки энергии. Это позволяет лучше понять некоторые концепции, которые всеми считаются ересью. Например концепцию доктора Гемера (Dr.Hamer). В свете модели сознания и задержек энергии эта теория кажется не такой уж безумной.

Если вы имеете возможность работать с центральной нервной системой, как с органом, я вам советую поступать следующим образом:

- Сначала выполнить глобальную технику на черепе и проанализировать ваши ощущения от нее.

- Продолжить выполнять циклы техники, включив в поле вашего внимания центральную нервную систему. Проанализировать, как изменятся ваши ощущения от черепа.

- Продолжить выполнять глобальную технику, сконцентрировав внимание и интенцию специфически на центральной нервной системе.

- Запустить новый цикл глобальной техники, концентрируя внимание избирательно то на одной, то на другой части центральной нервной системы (полушария, доли и т.п.). Проанализировать ответы тканей под вашими руками…

Райк Гирд Гемер (Ryke Geerd Hamer) – немецкий ученый, который в 1935 году выдвинул гипотезу о том, что существует тесная связь между психологическим конфликтом, мозгом и органом. Серьезный конфликт, который человек пережил в одиночестве и изоляции, запускает автоматическую биологическую реакцию, которая воздействует на определенный орган. По мнению Гемера, существует анатомо-биологическая связь между природой конфликта и локализацией пораженного сегмента мозга, а так же между сегментом мозга и пораженным внутренним органом.

Сегодня во Франции идеи Гемера продолжают развиваться в учении о символической интерпретации заболевания. Это течение называется «Новая медицина».

По теории Бараля и Мерсье, каждый орган имеет свою собственную мотильность. С точки зрения предложенной вами модели тканевого сознания, включающей присутствие и синхронизацию, каждый орган имеет свой фулькрум. Будет ли у каждого органа своей ритм?

Можно сказать так: «В органе существует пассивная мобильность, а так же активная мобильность, являющаяся результатом внутренней способности структуры к движению, которую мы называем мотильностью. Органы двигаются сами по себе. Это медленное движение, со слабой амплитудой, оно невидимо». (Barral, Mercier, 1983, 17).

Однажды я особенно заинтересовался этим вопросом. Например, я пришел к тому, что с помощью концентрации и вербализации внимания и интенции на центральной нервной системе, я ощущал совершенной иные движения, чем простые движения экспансии/ретракции черепа. Затем, концентрируя внимание и интенцию на других органах, я начал ощущать другие ритмы: более медленные или более быстрые. Но все это относится к сфере ощущений, различные фоновые перцепции накладываются друг на друга, и поэтому очень сложно разобраться что к чему. Тем не менее, это привело меня к концепции тканевого сознания: ритм, который я ощущал, соответствовал сознанию, с которым я синхронизировался. Но все это лишь умозрительные заключения: они не привели меня к открытию новой действенной техники. поэтому я забросил это направление своих исследований.

Но все же, мен интересует идея о том, что каждый орган обладает своим центром сознания, который служит ему нематериальным фулькрумом. Эта мысль интересна, потому что совпадает со многими другими подходами, например, с китайской энергетической концепцией. Скорее всего, мы не понимаем, что китайские мастера энергетического подхода работают не с материальным органом, а с сознанием, лежащим в его центре. Такой взгляд делает наши подходы схожими: мы находимся на другом уровне конуса знания, на нематериальном уровне, уровне энергии и жизненной силы, уровне сознания. Здесь речь идет о том, что сознания обмениваются энергией. Таким образом, китайские врачи только от пульса пациента могут получить много данных. Мы получали такие ответы при работе с воздушным шариком, когда проецировали наше внимание на тот или иной участок тела. Я не работаю в этом направлении, но думаю, что он обладает когерентностью, которую мы упускаем из виду.

Эти рассуждения укрепили мои представления и центрах тканевых сознаний. Мне кажется, что только эти знания могут объяснить явление био-коммуникации, позволяют понять, что простая концентрация внимания и интенции на области тела меняют наши ощущения от тканей. Эти изменения возможны только потому, что существует сознание. Так же это позволяет нас по-другому общаться с тканями. Этот способ общения, диалог, будет описан в главе о диалоге с тканями.

Вот чем мы займемся теперь.

Мы представим вам техники на конечностях.

«Если тело – это империя живого человека, то какого роста должен быть ее император? Должен ли он быть так же высок, как и вся империя? Ведь дом намного выше, чем его хозяйка. Если мы признаем это правдой, то мы сделаем вывод, что живое существо, человек или животное, - это организм, обладающий чистейшей материальной и духовной составляющей. Он имеет такие огромные возможности, что ему достаточно лишь маленького уголка в теле. Мне кажется, что жизнь внутри человека или животного очень мала, но что именно она является той мощью, которая стоит за физическим телом человека». (Still, 2001, 301).