Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пьер Трико. тканевой подход в остеопатии..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
81.71 Mб
Скачать

Работа на нижнем полюсе твердой мозговой оболочки.

Показания к технике.

Показание к данной технике дают нам сами ткани при выполнении глобальной техники на тазе. Река под крестцом ощущает чрезмерную плотность крестца. Крестец, а особенно его срединная часть кажутся каменными.

Ход техники.

Положение рук.

Пациент лежит на животе. Врач стоит сбоку, на уровне таза. Каудальная рука врача контактирует к крестцовым гребнем первыми фалангами выпрямленного среднего пальца. Цефалическая рука встает сверху каудальной. Именно цефалическая рука будет вести нас в направлении плотности, а каудальная рука будет только ощущать.

Точки опоры и рычаги.

Точка опоры врача – его ноги, плотно стоящие на полу.

Субъективные параметры.

В рач укореняется и устанавливает присутствие. Внимание и интенция врача вербализованы и направлены на нижний полюс твердой мозговой оболочки. Основная интенция – вернуть структуру в состояние общения, синхронизируясь с ее плотностью и напряжением. Дополнительные интенции – выход на объективные параметры.

Объективные параметры.

Чтобы выйти на плотность, врач разводит локти и подает свое тело кпереди. Вес тела врача постепенно компримирует ткани крестца пациента. Врач постепенно увеличивает напряжение, прижимая цефалическую руку к каудальной. Он проделывает все это до появления ощущения пластичности.

В ыполнение техники.

Врач выходит на параметры и следует за ответом тканей под его руками. Он идет в сторону максимальной плотности. Движения, которые он ощущает, медленные, вязкие и тяжелые. Врач следует за структурами до их возврата в нейтральное положение, останавливается вмести с ними в точке покоя. Затем врач ощущает экспансию тканей. если экспансия кажется ему не достаточно амплитудной, он старается начать новый цикл освобождения. Если ткани останавливаются в состоянии напряжения, врач должен применить дополнительные средства: апноэ на выдохе и усиление отказа.

Окончание техники.

После нескольких циклов освобождения ткани возвращаются в нейтральное положение. Наступает более продолжительная точка покоя, а затем происходит экспансия с большой амплитудой. Это сопровождается выделением тепла, ощущением таяния и размягчения тканей. часто пациент делает глубокий вдох.

Замечание.

Не забывайте менять объективные параметры: подстраивайте их под те изменения, которые происходят в тканях.

После техники.

Выполните технику череп/крестец/череп, и только потом продолжаетй дальнейшее обследование и лечение.

Крестцово-копчиковая техника.

Вышеописанная техника может быть использована для лечения копчика и крестцово-копчикового сустава. Отличие только в положении рук врача. На этот раз, цефалическая рука врача контактирует непосредственно со структурами. Каудальная рука укладывается поверх цефалической. Выполнение техники идентично вышеописанной.

Глобальная техника на позвоночнике.

Эту технику показала нам Виола Фрайман в 70х годах. Она относится к позвоночнику и твердой мозговой оболочке, как к единому целому. Она проходит в несколько последовательных циклов, которые выполняются на различных отделах позвоночника. В этой технике пациент вертится вокруг своей оси, иногда с большой скоростью. Именно это навело нас на мысль назвать эту технику техникой дервиша.

Ход техники.

Положение рук.

Пациент сидит на краю стола, его ноги стоят на табуретке. Есть лучшее положение: верхом на столе, как можно ближе к краю стола (его возможно использовать, если кушетка не слишком широкая).

Врач стоит позади пациента. Стол должен быть отрегулирован так, чтобы плечи пациента были примерно на одном уровне с плечами врача. Врач укладывает свои локти на латеральные поверхности плеч пациента. Пальцы рук врача перекрещиваются на голове пациента, в области вертекса. Врач просит пациента привести подбородок к груди, чтобы тем самым натянуть мышцы задней поверхности шеи.

Точки опоры и рычаги.

Точкой опоры врача является пол. Рычаг воздействия очень большой, поэтому движения освобождения могут иметь очень большую амплитуду.

Важно, чтобы перекрещенные пальцы врача стояли не передней части головы пациента. Врач не должен допустить запрокидывания головы пациента. Это движение выведет ткани из нужного напряжения и остановит освобождение. Тем не менее, опора о вертекс должна быть совсем легкой: наши руки просто лежат на голове пациента.

Субъективные параметры.

Врач укореняется и устанавливает свое присутствие (ослабление захвата). Внимание и интенция направлены на весь позвоночник: от вертекса до копчика.

Объективные параметры.

Выход на плотность осуществляется в два этапа. Первый: врач немного сжимает плечи пациента своими локтями. Врач следует за движениями структур. Затем он совершает легкую компрессию на область вертекса. Этого импульса будет достаточно, чтобы запустить цикл освобождения. Врач следует за появившимися движениями.

Выполнение техники. Первое ощущение врача: ему кажется, что все ткани, начиная от вертекса, сжимаются под действием его компрессии. Затем он чувствует, как появляется движение. Это движение рождается в какой-либо зоне позвоночника. Врач заранее не может знать, где именно оно появится. У каждого пациента по-разному. Как только врач чувствует начало этого движения, он должен внимательно отследить, откуда именно оно исходит. Как только он понимает, с какого отдела позвоночника идет движение, он направляет на него свое внимание. Затем врач следует за движением структур.

Чаще всего происходит несколько циклов движения. Каждый цикл заканчивается возвратом структур в нейтральное положение. Затем следует точка покоя. Во время still-point врач ощущает, что пациент, как бы, вырастает. Затем начинается новый цикл. Обычно новый цикл соответствует расслаблению новой зоны на позвоночнике.

Остановка в напряжении.

Иногда ткани замирают в состоянии напряжения. Лучший выход из этой ситуации – попросить пациента задержать дыхание на выдохе. Движение начнется, когда пациент вдохнет.

Пациент заваливается назад.

Часто врачи чувствуют, что их пациенты начинают падать назад. Если врач позволит ему это сделать, то пациент завалится и движение прекратится. Чтобы этого избежать, врач должен позволить телу пациента войти в тело врача. Врач чуть сильнее опирается о пациента и препятствует заваливанию его тела.

Окончание техники.

После возврата в нейтральное положение и точки покоя врач чувствует, будто его пациент начинает расти. Это ощущение часто сопровождается глубоким вдохом пациента (а иногда и самого врача). Это ощущение соответствует экспансии тканей, описанной во всех техниках. Пациент иногда описывает, что ему кажется, что он вырос, стал выше ростом. Если врач захочет запустить новый цикл освобождения, у него ничего не получится.

После техники.

После этой манипуляции обязательно выполните технику череп/крестец/череп. Только потом переходите к следующей фазе лечения. Движения, которые вы почувствуете от черепа, покажут вам, насколько вы изменили систему тела пациента.

Вопросы и ответы.

У меня не получается эта техника. Я быстро теряю движение.

На самом деле, довольно трудно сохранять синхронизацию с движением, амплитуда которого настолько велика. Одна из причин неудачи: вместо того, чтобы следовать за тканями пациента, врач задается вопросом, на самом ли деле ткани ведут его в этом направлении… Этого сомнения уже достаточно, чтобы остановить весь процесс. Потому что сомнение вызывает разрыв, препятствие между врачом и тем, что он ощущает. Неосознанно, мы перестаем доверять ощущениям, и они исчезают. Поэтому, как только появляется движение, нужно на самом деле следовать за ним во всех направлениях, и не задавать вопросов. Будете сомневаться – движение остановится.

Мне не удается сохранять все параметры. Я быстро путаюсь и перестаю что-либо ощущать.

Параметры очень важны. Они позволят структуре освободиться от энергии через движение. Но как только началось движение, важно только оно само. Только движение свидетельствует об освобождении. Плотность и напряжение в этот момент отходят на второй план. Единственное, что важно: сохранять направление внимания на ту зону, откуда началось движение.

У меня проблема с размером рук. Когда я кладу свои локти на плечи пациента, мне не удается свести пальцы на вертексе.

В этом случае, вы можете установить кисти на латеральные поверхности черепа. Не забывайте, что пациент должен привести подбородок к груди, чтобы растянуть под-затылочные мышцы.

Мне понятно сравнение твердой мозговой оболочки с ниткой бус. Но если мы говорим, что твердая мозговая оболочка нерастяжима, как же она может сжаться?

На этот вопрос есть несколько ответов. Первый: ни одна живая структура не является по-настоящему нерастяжимой. Таким образом, твердая мозговая оболочка лишь относительно нерастяжима, т.е. по сравнению с другими структурами тела. Но, так как она живая, она действует по принципам нашей модели, касающейся всего живого: она общается, может отказаться от общения и может сжаться (ретракция).

К тому же, на твердой мозговой оболочке, как и на других структурах тела, задержки энергии возникают в местах ее прикрепления. Это происходит из-за неоднородности плотности в зоне перехода от белее мягких структур, к более плотным (кость). Задержка энергии в зоне прикрепления структуры тем более влияет на структуру, чем менее эластична эта структура.

И наконец, говорят, что твердая мозговая оболочка не имеет прикреплений на всем протяжении: от первых шейных позвонков, до крестца. Но мнения ученых по этому поводу расходятся. Даже если это так для основного ствола твердой мозговой оболочки, то дополнительные стволы, т.е. другие элементы оболочек мозга, имеют прикрепления: они соединены с содержащими их структурами. Это особенно верно для листков твердой мозговой оболочки, сопровождающих корешки нервов.