Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пьер Трико. тканевой подход в остеопатии..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
81.71 Mб
Скачать

Техника на печени.

История.

Когда мы развивали наш подход, мы начали систематически использовать технику затылочной компрессии в начале сеанса, когда ткани советовали нам это сделать. Это в большинстве случаев позволяло раскрыть систему тела пациента. Но однажды возник вопрос, который надо было как-то решить. Что делать, когда компрессия затылочной кости не помогает? То есть, что делать, когда плотность, напряжение и инерция настолько велики, что эта техника не позволяет открыть систему? Нужно было найти выход из ситуации. Я понял, что у всех таких пациентов область диафрагмы была очень ригидной и инертной, и что работа над этой области позволяла немного разблокировать общение системы. Я начал работать на диафрагме и понял, что плотность происходила не от диафрагмы, а от печени. Я сконцентрировал свою работу на печени и добился возврата системы к общению.

Почему печень?

Не анатомо-физиологические рассуждения привели меня к необходимости работать над областью печени, а метод проб и ошибок. В то время, до-Баралевское время, мы рассматривали проблемы висцеральной сферы как следствие, а не как причину. Мы считали, что проблемы внутренних органов были следствием механической или нейровегетативной дисфункции. Вопрос возник сам собой: почему работа на печени позволяет открыть систему? Мне вполне хватило знаний о механических, нервных, циркуляторных и метаболических связях печени, чтобы объяснить влияние этого органа на все тело. К тому же, я располагал эффективным протоколом воздействия, что позволяло мне не задумываться больше над этими вопросами. Тем не менее, этот вопрос очень заинтересовал Клер Аймерик (Claire Aymeric). В ту пору она была студенткой, и взяла эту тему за основу для своей дипломной работы: Влияет ли печень на кранио-сакральную ось? Она стала искать связи, которые могли бы существовать на анатомическом, нейровегетативном, циркуляторном, гормональном и эмбриологическом уровне. И нашла их. Я советую читателям изучить ее работу (Aymeric, 1998).

Показания к технике.

Основное показание было описано выше. Это слишком мощная плотность, напряжение и инерция, которые являются показанием к выполнению техники компрессии затылочной кости. Но параметры настолько мощны, что не позволяют технике компрессии затылочной кости вернуть систему к состоянию общения. Вот тогда нужно делать технику на печени.

Существуют и другие показания: тракция к области печени от черепа, от таза, или от висцеральной сферы. Локальная плотность при работе на грудной клетке и диафрагме.

Так же показанием может быть симптоматика пациента. Но прежде чем браться за работу, в этом случае, нужно убедиться, что эта зона действительно уплотнена.

Установка рук.

П ациент лежит на столе. Врач стоит с права от него. Он укладывает левую руку на область печени: плашмя на реберную решетку пациента, большой палец повернут в сторону таза (см. фото). Правая рука встает на противоположную сторону реберной решетки, становясь на ее латеральную и заднюю часть. Если пациент не снимает майку, мы можем своей ладонью захватить ткань его одежды. Это сделает наш захват более мощным.

Руки врача выпрямлены. Точка опоры – пол. Нужно, чтобы врач осознавал, что является точкой его опоры, и работал относительно пола. Важно выждать время и укорениться.

С убъективные параметры.

Врач укореняется: ощущение веса тела в ногах. Затем он создает присутствие (ослабление захвата).

Внимание врача направлено на область печени. Вначале техника глобальная, затем она может быть направлена более локально туда, куда укажут ткани.

Распределение интенции: вначале это глобальная интенция – синтонизироваться с объективными параметрами структуры печени, затем – создать точку опоры для данной области, которая будет механической координатой. Заем интенция – освободить зоны задержки энергии, где бы на уровне печени они не располагались.

Более точная интенция позволяет постепенно выполнять технику, концентрируясь сначала на синхронизации с плотностью, затем с напряжением, затем с движением структуры печени. Затем нам нужно будет адаптировать эти параметры к изменениям, происходящим в тканях.

Объективные параметры.

Установка плотности происходит в два этапа. Вначале врач очень постепенно и очень медленно совершает компрессию области печени своей левой рукой. Его движение направлено к позвоночнику пациента. Нужно чтобы усилие исходило от всего тела врача, а не только от руки. Точка опоры – пол. Врач должен анализировать спонтанные ответы тканей с момента начала своего давления. Он должен следовать за ответом тканей туда, куда они хотят идти. Ткани приведут врача прямо к плотной зоне.

Во вторых врач компримирует другую сторону реберной решетки, толкая ее в сторону печени. Движение должно идти от точки опоры на полу, а не от кисти или предплечья. Этой рукой врач тоже следует за движением тканей.

Напряжение устанавливается в то же время за счет сокращения собственных мышц кистей рук.

Выполнение техники.

Врач следует за движением тканей, направляясь в сторону наибольшей плотности. Таким образом, следуя за тканями, врач сближает свои руки и выходит на зону наибольшей плотности. Врач концентрирует свое внимание и силу компрессии на этой плотной зоне и следует за изменениями объективных параметров по мере освобождения и происхдящих изменений.

Несколько точек покоя.

В фазе компрессии, как и в фазе экспансии может возникать несколько точек покоя. Во время компрессии ткани могут останавливаться, а затем продолжать двигаться в сторону компрессии. Нужно следовать за ними. Во время экспансии ткани тоже могут останавливаться, и затем снова продолжать движение. Таким образом, экспансия может происходить в несколько этапов.

Остановка в состоянии напряжения. Некоторые остановки тканей могут выглядеть как still-point, но не быть заключительной фазой. Такие остановки происходят не после возврата в нейтральное положение, но в состоянии напряжения. Когда ткани оказываются на самом деле заблокированными в напряжении, нужно помочь им возобновить освобождение. Для этого можно использовать описанные выше дополнительные средства: апноэ на выдохе, увеличение отказа, диалог с тканями.

Повторяющиеся циклы. Мы настаиваем на том, что освобождение никогда не происходит сразу. Оно происходит постепенно, за несколько циклов. С каждым новым циклом структура становится все более и более пластичной и мягкой.

Окончание техники.

Каждый цикл освобождения заканчивается своим still-point, за которым следуем экспансия тканей. Но в определенный момент врач почувствует особенно мощную экспансию, следующую за точкой покоя. Врач почувствует, как ткани плавятся под его рукой, как они внезапно расслабляются. При этом выделяется большое количество тепла, которое чувствует и врач и пациент. Пациент глубоко вдыхает. После этого явления все попытки врача начать новый цикл освобождения ни к чему не приводят. Ему не удается больше найти плотность в тканях.

Альтернативные подходы.

Когда врач чувствует, что наибольшая плотность на уровне печени располагается на задней ее поверхности, он может использовать альтернативный захват. Пациент лежит на боку, врач стоит позади него.

Для контакта с печенью врач устанавливает свою руку на заднюю поверхность реберной решетки. Гипотенар устанавливается вплотную к остистым отросткам позвонков. Другая рука встает на нижнюю часть реберной решетки спереди.

Положение врача, рычаги. Врач разводит локти, чтобы использовать инерцию и вес своего тела. Центр тяжести на ногах, плотно стоящих на полу.

Выход на параметры. Он осуществляется уже описанным способом. Внимание концентрируется на области печени, чтобы позволить печени освободить накопленную энергию. Последовательная установка интенции позволяет выйти на объективные параметры (сначала плотность, затем напряжение, и движение).

Выполнение техники. Врач осуществляет легкую постепенную компрессию обеими руками. Его руки двигаются по направлению друг к другу, следуя за движениями, которые появляются в тканях при компрессии. Нужно вести свои руки в сторону наибольшей плотности. Врач концентрирует внимание на области наибольшей плотности. Как всегда, освобождение происходит в несколько циклов. Если общение с плотной зоной затруднено, можно использовать вспомогательные средства, описанные выше: апноэ на выдохе, увеличение отказа, диалог с тканями.

Другие альтернативные подходы. Мы описываем только те манипуляции, которые используем сами. Но любая известная вам техника может быть использована с применением субъективных и объективных параметров. Нужно лишь правильно установить рычаги воздействия, чтобы работать с наименьшими усилиями.

Важные замечания.

Глобальная техника. Мы начинаем выполнять технику, работая на всей области – глобально. Затем, в соответствии с указаниями тканей, мы концентрируемся на конкретной зоне. А затем, когда эта зона освобождена, снова на всей области. Ткани снова выдают нам плотную зону, мы концентрируемся на ней, и продолжаем… Глобальный подход часто позволяет расслабить вторичные задержки, и не работать на них локально.

С опытом врач сможет проделывать все больше и больше циклов освобождения. Но каким бы опытным не был врач, он не должен прерывать технику, не окончив цикл. Остановка тканей может напоминать окончание цикла. Но если за ней не происходит экспансия, то цикл не окончен. Нужно будет применить вспомогательные средства.

После техники.

Поведение врача после выполнения техники может зависеть от тех показаний тканей, которые заставили его выполнить ее. Если врач начал делать технику на печени, потому что не смог без нее осуществить затылочную компрессию, то нужно доделать эту компрессию и довести ее до конца. Нужно позволить технике завершиться, чтобы начавшаяся работа тканей дошла до конца. Затем, нужно завершить ту технику, невозможность выполнения которой навела на мысль о необходимости затылочной компрессии.

В любом случае, нужно уравновесить систему техникой череп/крестец/череп. Ее нужно выполнить либо сразу же после техники на печени, либо после техники компрессии затылочной кости, если вы ее выполняете. Движения тканей, которые вы почувствуете на уровне черепа после выполнения техники на печени, ни оставляют никаких сомнений в важности печени в системе тела.

Чтобы связь печени с системой тела была очевидной, на наших семинарах мы выполняем технику на печени втроем. Пациент лежит на столе, один врач стоит на черепе, а второй – на печени. Второй врач выполняет технику на печени так, как было описано выше. Врач, стоящий на черепе, выполняет глобальную технику на черепе, которая тоже была описана нами выше. При этом его внимание сосредоточено на печени. Врач, стоящий на черепе, обычно бывает поражен теми изменениями и движениями, которые появляются на черепе при работе на печени…

Вопросы и ответы.

Я не совсем понял, что означает «спроецировать внимание» на определенную область? Это значит создать ментальный образ данной области?

Нет. Если мы создадим образ области в нашем мозгу и направите ваше внимание на этот образ, то вы спроецируете этот образ на данную область. Вы будете общаться с образом, а не с самой областью и ее сознаниями. Процесс проекции внимания точно такой же, как при общении с человеком. Вы проецируете свое внимание на вашего собеседника. Вы не создаете никаких образов этого человека. Таким образом, говоря о проекции внимания, мы говорим о пространстве. Мы должны спроецировать наше сознание, самого себя на данное пространство. Вы ведь можете спроецировать ваше сознание на человека. Значит, сможете спроецировать его и на выбранную область тела. Это только вопрос тренировки. Нужно научить осознанно выполнять то, что обычно вы проделываете несознательно.

Кажется, вы не обращаете внимания на мобильность и мотильность печени, описанную в висцеральном разделе остеопатии.

На этот счет у меня такое же мнение, как и на счет механики черепа: здоровье проявляется нормальной механикой. Но нарушают эту механику именно зоны задержки энергии. таким образом, меня волнует только поиск и освобождение этих зон. Когда я проделаю это, механика снова станет нормальной. Напоминаю вам, что мы работаем с сознанием. а механика отходит на второй план.

Чтобы убедить вас в этом, советую вам проделать два легких теста. Проанализировать мобильность печени у пациента, запомнить ее характеристики, а затем выполнить технику на печени, описанную выше. Затем уравновесьте систему техникой череп/крестец/череп. Снова проделайте тест мобильности. Вы увидите изменения.

Всегда ли нужно выполнять затылочную компрессию после техники на печени?

Нет. Только тогда, когда невозможно выполнить затылочную компрессию без предварительного выполнения техники на печени. А вот технику череп/крестец/череп нужно выполнять всегда.

Если область печени играет такую большую роль в системе тела, почему бы не начинать с работы на ней? Мы могли бы систематически делать эту технику? Это пошло бы только на пользу.

Избегайте систематизации. Общайтесь со структурой тканей вашего пациента. Работайте, следуя указаниями тканей. Вы ведь работаете с сознанием, которому что-то необходимо. Дайте ему то, что ему необходимо, а не то, что предполагает систематический подход.

Что делать, если плотность и напряжения слишком велики, и техника не работает?

Такое возможно. Но я не смогу предложить вам чудодейственной техники для таких случаев. В таких случаях эффективными будут техники на печени и компрессии затылка. Освободите то, что может освободиться. Одна из техник хоть немного, но обязательно сработает. Это удивительно, но даже незначительное на первый взгляд расслабление бывает достаточным для того, чтобы в системе произошли значительные изменения. Если вы ощущаете хотя бы малейшее движение, оно означает освобождение энергии. Дайте ему дойти до конца. Не бросайте незавершенными циклы освобождения.

Вот чем мы займемся сейчас.

Мы продолжим описание техник. Теперь мы рассмотрим техники на черепе и на позвоночнике.

«Начинающие врачи хотят получить как можно больше техник. Зная, что они знают мало, они стараются заполнить недостаток знаний объемом техник. Они не могут просто посидеть и послушать. В результате, они не могут «подключиться», чтобы информация дошла до их существа. Поработав пять минут над одной техникой, думая, что они овладели ею, они просят показать новую. Они как дети просят «новую игрушку». Они не стремятся достигнуть более глубокого уровня. Почему? Может быть потому, что они боятся собственной тени? Боль нашего пациента напоминает нам о нашей собственной. Сидя неподвижно, спокойно слушая, мы встречаемся лицом к лицу с самим собой». (Milne, 1995, 9).