Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пьер Трико. тканевой подход в остеопатии..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
81.71 Mб
Скачать

Глава 7. Выжить.

«Каждый стресс оставляет после себя неизгладимый шрам. После большого стресса организм платит за свое выживание, становясь немного более старым».

Hans Selye, The Stress of Life, стр. 429.

Так как для того, чтобы поддерживать осознание своего существования, организм обязан обмениваться со своей окружающей средой, мы можем назвать его реляционной системой от природы. Он постоянно находится в состоянии дилеммы: ему нужно обмениваться со средой (чтобы поддерживать ощущение жизни) и, в то же время, сохранять свою индивидуальность (поддерживать состояние отдельности). Эта двойственность делает его уязвимым и приводит к появлению особенных поведенческих реакций. Итак, мы рассмотрим способы реагирования на трудности, возникающие в ходе отношений организма с жизнью. «Физически, ментально и эмоционально тело находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей его средой. Эта внешняя среда включает в себя как самое близкое к индивидууму окружение, так и самые отдаленные части вселенной. В этом случае, зачем отделять внутреннюю окружающую среду от наружной окружающей среды? Выражение «человек и окружающая его среда» можно заменить одним термином: биосфера». (Wales ed., 1997, 204).

Современное понимание этих феноменов – это результат медленной эволюции, состоящей из различных этапов, каждый из которых приносит один или несколько ответов, которые немедленно создают новые вопросы, которые в свою очередь нуждаются в ответах…

Путь фасций.

В самом начале моего обучения остеопатии, я видел, как Виола Фрайман работала техниками на фасциях. Мне казалось удивительным, как она раскручивает какую-либо часть тела, прежде чем взяться за череп пациента и продолжить лечение. К сожалению, я не мог стать подопытным кроликом, и мне оставалось лишь спрашивать у тех счастливцев, которые прошли лечение и могли понять, что произошло: «Ну, как это?» Пациенты описывали глубокие приятные ощущения расслабления.

С виду выполнение этих техник похоже на колдовство. Вершиной этого действа было глобальное раскручивание позвоночника. Виола Фрайман сидела позади пациента и держала его за голову и плечи. Некоторые зрители этого действа были так поражены увиденным, что начинали бредить. Я же, скорее, был разочарован. Нет, я не сомневался в реальности происходящего. Даже то малое, что мы знали о Виоле Фрайман, убеждало нас в том, что всё это не обман и не надувательство. А ощущения пациентов не оставляли никаких сомнений в действенности техники. Я с сожалением понял, что никогда ни смогу выполнить ничего похожего. Не будем забывать, что это было в 70-х годах, и что для нас это было совершенным новшеством. Виола говорила, что и нам это удастся, что в этом нет ничего сложного: «Если с первого раза не получится, пробуйте ещё и ещё». (Frymann, 1998, 196). Я снова и снова пробовал и однажды, как по волшебству, почувствовал, что рука пациента оживилась каким-то внутренним движением, неопределенным движением, не соответствовавшим ни чему известному, с механической точки зрения. Удивительно, но первым моим ощущением был страх. Этот страх немедленно оборвал ощущения. Долгое время основной трудностью для меня было позволить вести себя туда, куда, как казалось, хочет пойти структура, не задавая вопросов о правильности движения или его природе. Мало помалу я приобрел некоторые навыки, но ощущения пациентов не были настолько поразительными, как те, что описывали «подопытные» после техники Фрайман.

Когда я смотрел на работу других остеопатов, меня поражало, насколько разными были движения. У некоторых врачей движения были очень быстрыми и с большой амплитудой, у других – более медленными и с меньшей амплитудой и т.п. Когда я сам становился пациентом, мои ощущение тоже очень менялись, в зависимости от того, кто выполнял технику.

И, наконец, я начал легче ощущать что-либо с помощью этих техник, чем с помощью краниальных. Теперь я думаю, что эта легкость была связана с тем, что в фасциальных техниках мне разрешалось следовать за тем, что я чувствую, не задавая вопросов о том, что я чувствую. Так ощущения появлялись проще.

Откуда это движение?

Очень быстро появился вопрос, как и почему ткани начинали двигаться таким образом, и почему эти движения служили для освобождения? Виола Фрайман указала нам путь, используя метафору с телефонным проводом: «Представьте себе телефонный провод, который долгое время пролежал в скрученном состоянии. Есть очень простой способ раскрутить этот провод. Техника очень простая: один конец провода нужно взять в руку, а другой его конец, к которому прикреплена трубка, оставить свободно свисающим. Собственный вес провода создаст силу тракции. Трубка начинает вращаться, и узлы раскручиваются. Сначала движение идет в одну сторону, затем в другую, до момента, пока провод не станет прямым. С помощью какой силы это происходит? С помощью освобожденной внутренней энергии провода, который подвергся силе тракции под своим собственным весом. С помощью того же принципа можно освободить естественные силы и уравновесить структуры тела». (Frymann, 1998, 299). В этом рассказе происходит освобождение энергии с помощью движения. Сегодня этот феномен кажется мне основным в подходе, который я называю тканевым: освобождение энергии с помощью движения.

Почему эта энергия блокируется?

Второй вопрос, который возник очень быстро был следующим. Почему и как энергия накоплялась в структурах тела? Базовые парамедицинские знания не давали никакого ответа.

Некоторые ответы появились, когда я проанализировал хлыстовую травму, а именно, автомобильную аварию. В это время краниальные остеопаты Америки довольно хорошо описывали то, что происходит в кранио-сакральном механизме при автомобильной аварии. Когда человек пристегнут ремнем, голова становится самым подвижным сегментом тела. Сила удара сообщает голове очень внезапные, резкие, грубые движения. Эти движения передаются твердой мозговой оболочкой до крестца, где эта внезапная волна провоцирует появление эффекта хлыста. В результате появляется блок на уровне крестца и нижней части спины.

Очевидно, что такой механизм только частное проявление более глобального феномена. На самом деле, при хлыстовой травме энергия передается всем структурам тела. Таким образом, совокупность структур тела, в том числе и фасции, принимает на себя эту энергию, передает её по всему телу и расходует с помощью движений. Когда ткани оказываются не способными к тому, чтобы израсходовать эту энергию, то, если не происходит разрыва тканей, они её частично накапливают. Чтобы описать этот процесс, мне пришел в голову термин насыщение энергией. Насыщение энергией происходит в том месте, где тканевая структура оказывается не способной передать и рассеять заряд кинетической энергии, который она получает. Если структура не рвется, то она накапливает часть этой энергии.

Инертность.

Мне показалось, что это явление относится к физике, и я почувствовал необходимость проанализировать его с этой точки зрения. Здесь основополагающими являются два элемента: заряд энергии (Ec=1/2 mv²) и время. Т.е. взаимоотношение выражается с помощью концепции инерции. Отношение энергия/время приводит к тому, что живая структура становится способной или нет впитать или рассеять заряд энергии, который она получила. На самом деле, такой же заряд, переданный в течение более длительного времени, не создал бы таких проблем. Структуры тела располагали бы достаточным временем, чтобы его рассеять.

Чтобы помочь нам понять реакцию тканей на воздействие кинетической энергии, представим себе корабль, неподвижно дрейфующий на водах океана. Представим себе, что у нас есть некое количество энергии для того, чтобы заставить его плыть вперед. У нас есть два противоположных варианта использования этой энергии. Первый заключается в том, чтобы передать заряд энергии за очень короткое время, что даст нам мощный, но очень короткий импульс. Корабль в этом случае продвинется мало, т.к. мы не учли время его инерции в воде. Корабль поведет себя как неподвижный предмет, и большая часть энергии рассеется в обратном направлении. Второй способ заключается в приложении энергии за более длительное время. Созданная таким образом сила будет не очень мощной, но действовать будет постоянно. На этот раз наш корабль продвинется дальше.

Этот пример показывает и другой аспект ответа на воздействие кинетической энергии: количество времени, необходимого для мобилизации предмета, зависит от массы предмета и среды, в которой он находится. Приходится тратить намного больше времени на борьбу с инерцией тела, находящегося в воде, чем тела в воздухе. Если мы вспомним, что человеческое тело состоит, по крайней мере, на 65% из воды, то мы поймем, что ответ тканей на внешнее воздействие требует некоторого времени.

Итак, на первый план выходит инерция тканей, т.е. время, которое требуется тканям для того, чтобы начать движение или изменить уже существующее движение. В зависимости от своей природы, ткань обладает определенной плотностью (мышца менее плотная, чем кость и т.п….). Инерция ткани пропорциональна её физической плотности. Таким образом, некоторые ткани легче других проводят энергию (оказывают меньшее сопротивление). К тому же, поток энергии замедляется, т.е. прекращает движение, в том месте, где увеличивается плотность или там, где происходит изменение гомогенности плотности. Это происходит на уровне прикреплений мышц к костям. Именно эти зоны больше всего задерживают энергию.

Механические последствия насыщения энергией.

У наших пациентов мы часто обнаруживаем такие зоны тела, которые кажутся нам ненормально плотными, напряженными и инертными. Причем эти зоны не соответствуют областям мышечного напряжения или контрактуры. К тому же, такие зоны встречаются и там, где нет мышечных прикреплений. Очевидно, что это явление не контролируется нервной системой.

Спонтанно нам в голову приходят слова, описывающие полученные ощущения: плотность, напряжение, инерция. Я ощутил необходимость создания адекватной номенклатуры. Первое с чего я начал: четкое определение данных слов. Для этого я предпринял ряд опытов, сложных но плодотворных. Слова плотность, напряжение, инерция относятся к физической вселенной, области, которую я понимаю не вполне точно… Валерии подчеркивал: «То, что кажется очевидным, часто скрывает то, что таковым совсем не является».