ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ОГЛОХШИМИ ДЕТЬМИ
(Методические рекомендации)
I Миронова э.В.
Устная коммуникация и ее нарушение.
Существование человека пронизано множеством постоянных и временных связей с другими людьми, различного рода контактов, длительных и кратких, сопровождающихся в большинстве случаев устной (звучащей) речью. Устная речь предназначена природой для восприятия ее посредством слуха. Человеческий слух -это та функциональная система, благодаря которой человек овладевает устной речью.
Наличие речи и слуха (слухо-речевой системы) обеспечивает человеку возможность выражать свои мысли, чувства, потребности, желания и др. устно, адресуя их другому человеку, и воспринимать устное выражение мыслей, чувств, потребностей, желаний другого человека оперативно, в самый момент их выражения.
Говоря, человек ожидает реакции от слушателя. Эта реакция проявляется или в устной форме (слушатель отвечает словами), или в двигательной (слушатель кивает, машет, оборачивается и т.д., т.е. действует).
При нормальном состоянии речи и слуха собеседников происходит успешный акт двустороннего устного общения,, акт устной коммуникации. Нарушение какого-либо компонента слухо-речевой системы затрудняет осуществление этого акта. Нарушение речи у одного из собеседников требует усилий для ее понимания со стороны другого слушающего, даже при наличии нормального слуха; нарушение слуха одного их собеседников требует напряжения от обоих в момент высказывания слышащего. Чем сильнее нарушен слух, тем более затрудненной является устная коммуникация. Резкое нарушение слуха полностью нарушает для человека возможность разборчиво слышать устную речь собеседника.
Когда глухота поражает взрослого человека или подростка, то нарушенное устное общение окружающие немедленно заменяют комбинированным устно-письменным: оглохшему пишут, а сам он отвечает или обращается к слышащим устно. Акт коммуникации осуществляется, но в таком виде он недостаточно оперативен, т.к. является устным только наполовину, т.е. односторонне-устным.
Нарушение слуха, наступившее по каким-либо причинам у нормально слышащего до той поры ребенка, еще не научившегося читать, в зависимости от его возраста и тяжести поражения, отрицательно сказывается не только на возможности воспринимать обращенную к нему звучащую речь окружающих, но и на его собственной речи. Происходит накапливание в речи различных изменений; нарушается модуляция голоса, обедняется интонация, сокращается словарь, изменяется: темп произнесения слов, появляются различные дефекты звуков, их пропуск, недоговаривание слов и т.д. В результате устная коммуникация нарушается с двух сторон: оглохший ребенок не слышит и поэтому не понимает обращенной к нему речи окружающих, окружающие слышат, но не понимают ставшую малоразборчивой речь оглохшего ребенка. Наступает срыв устной коммуникации.
Статус оглохших детей.
От состояния слуха и от состояния речи зависит выбор системы обучения ребенка. Однако, успешность обучения, даже самая возможность дальнейшего обучения оглохшего определяется тем, насколько быстро удастся восстановить возможность устного общения, а следовательно, скорригировать или компенсировать само нарушение слуха.
Ребенок дошкольного возраста с небольшим понижением слуха (15-20 дБ, даже до 30 дБ) обычно продолжает посещать массовый детский сад, поступает в массовую щколу и, если понижение слуха не будет прогрессировать, вполне успешно учится там, приспособившись к дефекту своего слуха. Начало такого снижения слуха обычно не фиксируется ни ребенком, ни окружающими. Взрослые замечают, что малыш стал чаще переспрашивать, "акать", но почти никогда не относят это за счет изменения слуховой функции, а объясняют рассеянностью, невнимательностью, отвлекаемостью и т.д.
Такое легкое снижение слуха обычно не препятствует ни общению со сверстниками, ни процессу обучения чтению и может не повлиять отрицательно на овладение произносительной стороной речи. Ко времени поступления в школу такой ребенок уже научится смотреть в лицо говорящего, так как в практике общения с окружающими для него это будет неизменно связано с большей успешностью в понимании речи. Некоторые трудности могут возникнуть позже, когда избранная специальность окажется связанной с необходимостью постоянного устного общения с множеством разных людей, в условиях окружающего шума, при невозможности использовать чтение с губ и т.п.
Оглохшие дети с уровнем тональных порогов, соответствующим второй-третьей степени тугоухости (по классификации Л.В.Неймана), т.е. слабослышащие по состоянию слуха, утратив слух в дошкольном возрасте, оказываются в гораздо более трудном положении. Восприятие устной речи окружающих становится для них и количественно, и качественно иным. Без помощи специалиста развитие речи таких детей задерживается, а иногда и останавливается; возникают различного рода нарушения произносительной стороны речи. Эти дети нуждаются в слухопротезировании и в обучении в специальном саду для слабослышащих, причем в группе, соответствующей им по уровню развития речи, а не по возрасту (как правило, такой группой оказываются более старшие дети). Необходимо, особенно в первый период после наступления снижения слуха, пристальное внимание к их речи, коррекция ее, срочное обучение чтению, говорение в ухо. Чем раньше предприняты необходимые меры помощи такому ребенку, тем меньше скажется отрицательное влияние нарушения слуховой функции на его речи и личности. Ко времени поступления в специальную школу слабослышащих такой ребенок будет вполне адаптирован к своему состоянию.
Ребенка, получившего аналогичное снижение слуха в 6-7-летнем возрасте и позже, следует учить в специальной школе для слабослышащих детей, в первом отделении, в классе, программу которого он способен усваивать по уровню своих знаний, умений и навыков. Слухопротезирование, индивидуальные слуховые занятия и постоянное слухо-зрительное восприятие, а главное - пребывание в среде себе подобных детей (по состоянию слуха), в учреждении, где все требования учитывают его дефект и, следовательно, ему посильны, - благотворно влияют на ребенка, и он обычно успешно преодолевает трудный период адаптации к утрате нормального слуха.
В наиболее тяжелом положении оказываются дети, утратившие слух до такого уровня, когда даже современная звукоусиливающая аппаратура не дает им возможности разборчиво воспринимать слова и фразы. Чаще всего такое глубокое поражение слуха наступает внезапно. Эти дети являются глухими по состоянию слуха, однако развитие их речи соответствует речи слышащего ребенка того же возраста.
Именно эту категорию детей с нарушениями слуха называют оглохшими (позднооглохшими): это дети, потерявшие слух после овладения речью и сохранившие речь полностью или с искажениями произношения, а иногда и
грамматических форм (Ф.А.Рау), это - глухие дети, сохранившие в той или иной мере речь (Р.М.Боскис).
Ни в одном учреждении оглохшие дети не попадают в адекватную для себя среду, в окружение себе подобных: в массовом детском саду или школе им плохо, так как они не слышат, следовательно, не понимают окружающих и, значит, будут неизбежно не успевать за темпом обучения; в детском саду или школе для глухих они, хотя и не слышат, "как все", но по уровню общего и речевого развития и качеству речи далеко превосходят глухих детей своего возраста, так что будут неизбежно терять в своем развитии; в детском саду или школе для слабослышащих основной контингент детей по уровню развития и качеству речи мог бы стать "своей" средой для оглохшего ребенка, однако, в отличие от него, слабослышащие дети слышат речь и поэтому методы обучения, адресованные, естественно, им, не являются вполне адекватными для оглохшего.
Число оглохших детей по отношению к числу всех детей с нарушениями слуха невелико, и этим объясняется отсутствие отдельных учреждений или групп для таких детей.
Прежде, чем оглохший ребенок сможет полноценно участвовать в жизни детского коллектива и нормально учиться, необходимо, чтобы он научился понимать устную речь окружающих, в первую очередь, на основе чтения с губ. Чтение с губ -это восприятие устной речи по видимым, т.е. доступным зрению, артикуляционным движениям говорящего.
При условии усвоения навыков чтения с губ оглохшему становится доступным устное общение и, следовательно, получение новых знаний по общеобразовательным дисциплинам не только при чтении учебников, но и непосредственно из устных объяснений учителей на уроках в классе. Обучение оглохшего ребенка чтению с губ осуществляется учителями-дефектологами сурдологических кабинетов и специальных учреждений для детей с нарушениями слуха.
Дети, потерявшие слух в школьном возрасте, при наличии специального обучения чтению с губ и дополнительных занятий дома иногда могут обучаться в массовой школе. Однако, в большинстве случаев оглохшие дети школьного возраста учатся вместе со слабослышащими школьниками. При этом оглохший ребенок обычно принимается в 1 отделение.
Оглохшие дети дошкольного возраста, с которыми своевременно было начато специальное индивидуальное обучение, приходят в массовою школу из массового детского сада с речью и навыками чтения с губ, что позволяет им успешно обучаться в 1 отделении школы слабослышащих. Другие дети после потери слуха находятся дома вне какой бы то ни было специальной помощи. Постепенно происходит распад речи, и к школьному возрасту такие дети становятся глухонемыми. Третьи по решению медико-педагогической комиссии помещаются в специальные детские сады для слабослышащих. Однако, не имея навыков зрительного восприятия устной речи и будучи по состоянию слуха глухими, такие дети не выполняют программных требований детского сада слабослышащих, неизбежно теряют речь, несмотря на усилия сурдопедагогов, и через год выводятся в детский сад для глухих детей. Удерживаются в детском саду для слабослышащих в редких случаях те оглохшие дети, с которыми ежедневно ведется специальная индивидуальная работа соединенными усилиями родителей и всего персонала детского сада. Иногда сами родители получают очень хорошие результаты в подготовке оглохшего ребенка к школе (им удается сохранить речь, обучить оглохшего ребенка чтению с губ и грамоте). Это возможно при очень настойчивой, целенаправленной повседневной работе с ребенком дома по заданиям и при получении периодических консультаций специалиста-дефектолога. Как бы то ни было, оглохшие дети представляют собой
обособленную категорию, имеющую как черты сходства и различия с другими категориями детей с нарушенным слухом, так и большое своеобразие. Оглохший ребенок требует определенного периода коррекпионной работы. Эта работа имеет большую специфику, обусловленную задачами преодоления последствий наступившей глухоты, срочностью этой работы, психолого-педагогическими особенностями оглохших детей.
Успешность коррекционных мероприятий во многом зависит от того, насколько полно осведомлен педагогический коллектив учреждения, где находится оглохший ребенок, и его родители не только о его индивидуальных особенностях, но и об особенностях этой категории детей вообще.
