- •2. Официальные издания
- •3. Органы власти
- •4. Прочие сокращения
- •Предисловие
- •Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения таможенного кодекса рф
- •1.1 Таможенное регулирование и таможенное дело в Российской Федерации
- •1.2. Таможенная территория рф и таможенная граница
- •1.3. Таможенное законодательство рф, правовые акты Президента рф и Правительства рф
- •1.4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов рф во времени
- •1.5. Требования к актам таможенного законодательства, иным правовым актам рф, правовым актам фтс России
- •1.7. Действие международных договоров рф в области таможенного дела
- •1.8. Порядок исчисления сроков, установленных Таможенным кодексом рф
- •1.9. Отношение к информации, полученной таможенными органами
- •1.10. Основные понятия, используемые в Таможенном кодексе рф
- •Глава 2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
- •2.2. Таможенное оформление и таможенный контроль. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами
- •2.3. Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров. Гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом рф
- •Глава 3. Деятельность в области таможенного дела
- •3.1. Деятельность в области таможенного дела и реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- •3.2. Свидетельство о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- •3.3. Исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- •Глава 4. Информирование и консультирование
- •4.1. Получение информации о причинах принятого решения, совершенного действия (бездействия)
- •4.2. Информация о правовых актах в области таможенного дела
- •4.3. Консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов
- •Глава 5. Таможенная статистика
- •5.1. Таможенная статистика внешней торговли рф
- •6.1.2. Товары, полностью произведенные в данной стране
- •6.1.3. Критерии достаточной переработки
- •6.1.4. Особенности определения страны происхождения товаров
- •6.1.5. Подтверждение страны происхождения товаров и декларация о происхождении товара
- •6.1.6. Сертификат о происхождении товара
- •6.1.7. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров
- •6.1.8. Дополнительные условия выпуска товаров при определении страны их происхождения
- •6.2. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификация товаров
- •6.3. Предварительное решение
- •Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
- •7.1. Право на обжалование и порядок обжалования
- •7.2. Сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и восстановление срока
- •7.3. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
- •7.4. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица
- •7.5. Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу
- •7.6. Отзыв жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
- •7.7. Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
- •7.8. Сроки рассмотрения жалобы и решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
- •7.9. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа
- •8.2. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления
- •8.3. Таможенные сборы за таможенное оформление
- •8.4. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц
- •Глава 9. Прибытие товаров на таможенную территорию рф
- •9.1. Место и время прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф
- •9.2. Меры, принимаемые при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах
- •9.3. Предварительное уведомление таможенных органов и представление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф
- •9.4. Документы и сведения, представляемые при международной перевозке различными видами транспорта
- •9.5. Действия с товарами и транспортными средствами в месте их прибытия
- •9.6. Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте прибытия
- •Глава 10. Внутренний таможенный транзит
- •10.1. Внутренний таможенный транзит и разрешение на внутренний таможенный транзит
- •10.2. Транзитная декларация и сроки внутреннего таможенного транзита
- •10.3. Идентификация товаров и документов на них
- •10.4. Оборудование транспортных средств, контейнеров и съемных кузовов при перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями
- •10.5. Место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите
- •10.6. Меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства рф при внутреннем таможенном транзите
- •10.7. Таможенное сопровождение
- •10.8. Обязанности перевозчика при внутреннем таможенном транзите
- •10.9. Ответственность перевозчика и экспедитора при внутреннем таможенном транзите
- •10.10. Завершение внутреннего таможенного транзита товаров
- •Глава 11. Таможенный перевозчик
- •11.1. Таможенный перевозчик и Реестр таможенных перевозчиков
- •11.2. Обязанности таможенного перевозчика
- •11.3. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков
- •Глава 12. Временное хранение товаров
- •12.1. Временное хранение товаров и склады временного хранения
- •12.2. Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения
- •12.3. Сроки временного хранения товаров и операции с товарами, находящимися на временном хранении
- •12.4. Типы складов временного хранения и требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения
- •12.5. Владельцы складов временного хранения и Реестр владельцев складов временного хранения
- •12.6. Действия с товарами в случае исключения владельца склада временного хранения из Реестра владельцев складов временного хранения
- •12.7. Хранение товаров на складах временного хранения таможенных органов
- •12.8. Особенности временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом
- •12.9. Временное хранение на складе получателя товаров
- •12.10. Помещение товаров на склад временного хранения таможенными органами
- •Глава 13. Убытие товаров с таможенной территории рф
- •13.1. Место и время убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории рф. Представление документов и сведений
- •13.2. Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории рф
- •13.3. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории рф
- •Глава 14. Декларирование товаров
- •14.1. Товары, подлежащие декларированию, и декларирование товаров
- •14.2. Место декларирования товаров
- •14.3. Декларант. Права и обязанности декларанта
- •14.4. Особенности декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии
- •14.5. Срок подачи таможенной декларации
- •14.6. Предварительное декларирование товаров
- •14.7. Представление документов при декларировании товаров
- •14.8. Принятие таможенной декларации
- •14.9. Изменение, дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации
- •14.10. Отзыв таможенной декларации
- •14.13. Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории рф
- •14.11. Неполная таможенная декларация
- •14.12. Периодическая таможенная декларация
- •14.14. Периодическое временное декларирование российских товаров
- •Глава 15. Таможенный брокер (представитель)
- •15.1. Таможенный брокер (представитель) и Реестр таможенных брокеров (представителей)
- •15.2. Права таможенного брокера (представителя)
- •15.3. Обязанности и ответственность таможенного брокера (представителя)
- •15.4. Отзыв свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей)
- •15.5. Специалист по таможенному оформлению и аттестация на соответствие квалификационным требованиям
- •Глава 16. Выпуск товаров
- •16.1. Основания для выпуска товаров
- •16.2. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
- •16.3. Условный выпуск
- •16.4. Сроки выпуска товаров
- •16.5. Дополнительные условия выпуска товаров и выпуск товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении
- •Подраздел 2. Таможенные режимы Глава 17. Общие положения, относящиеся к таможенным режимам
- •17.1. Виды таможенных режимов
- •17.2. Выбор и изменение таможенного режима. Помещение товаров под таможенный режим. Соблюдение запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы
- •17.3. Документы и сведения, подтверждающие соблюдение таможенного режима
- •17.4. Гарантии соблюдения таможенного режима. Обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под таможенный режим
- •17.5. Последствия изъятия товаров по делу об административном правонарушении в области таможенного дела
- •Глава 18. Основные таможенные режимы
- •18.1. Выпуск для внутреннего потребления
- •18.2. Экспорт
- •18.3. Международный таможенный транзит
- •Глава 19. Экономические таможенные режимы
- •19.1. Переработка на таможенной территории
- •19.2. Переработка для внутреннего потребления
- •19.3. Переработка вне таможенной территории
- •19.4. Временный ввоз
- •19.5. Таможенный склад
- •19.6. Свободная таможенная зона (свободный склад)
- •Глава 20. Завершающие таможенные режимы
- •20.1. Реимпорт
- •20.2. Реэкспорт
- •20.3. Уничтожение
- •20.4. Отказ в пользу государства
- •Глава 21. Специальные таможенные режимы
- •21.1. Временный вывоз
- •21.2. Беспошлинная торговля
- •21.3. Перемещение припасов
- •21.4. Иные специальные режимы
- •Подраздел 3. Специальные таможенные процедуры Глава 22. Перемещение транспортных средств
- •22.1. Таможенные режимы, применяемые к транспортным средствам
- •22.2. Временный ввоз и временный вывоз оборудования и запасных частей
- •22.3. Таможенное оформление транспортных средств, запасных частей и оборудования
- •22.4. Перемещение через таможенную границу морских (речных) судов и воздушных судов, не используемых для международных перевозок товаров и пассажиров
- •Глава 23. Перемещение товаров физическими лицами
- •23.1. Перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд
- •23.2. Ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования и применение таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров и транспортных средств
- •23.3. Временный ввоз товаров физическими лицами
- •23.4. Временный вывоз товаров физическими лицами
- •23.5. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования
- •23.6. Декларирование товаров физическими лицами
- •23.7. Уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами
- •23.8. Таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами
- •23.9. Запасные части и топливо для транспортных средств, перемещаемых физическими лицами
- •23.10. Информация о правилах перемещения через таможенную границу товаров физическими лицами
- •Глава 24. Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях
- •24.1. Международные почтовые отправления
- •24.2. Запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию рф и их вывоз с этой территории при пересылке в международных почтовых отправлениях
- •24.3. Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
- •24.4. Таможенный осмотр и таможенный досмотр международных почтовых отправлений
- •24.5. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях
- •24.6. Внутренний таможенный транзит международных почтовых отправлений. Транзит международных почтовых отправлений
- •Глава 25. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц
- •25.1. Сфера применения главы 25 Таможенного кодекса рф
- •25.4. Таможенные льготы для иностранных дипломатических и консульских курьеров, для представителей и членов делегаций иностранных государств
- •Глава 26. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- •26.1. Ввоз и вывоз товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом
- •26.2. Порядок декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом
- •26.5. Перемещение российских товаров между двумя пунктами, расположенными на таможенной территории рф, через территорию иностранного государства
- •Раздел III. Таможенные платежи Глава 27. Общие положения, относящиеся к таможенным платежам. Виды таможенных платежей
- •27.1. Таможенные платежи и их виды
- •27.2. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются
- •27.3. Лица, ответственные за уплату таможенных пошлин, налогов
- •27.4. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию рф
- •Глава 28. Исчисление таможенных пошлин, налогов
- •28.1. Объект обложения таможенными пошлинами, налогами. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров
- •28.2. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов
- •28.3. Применение ставок таможенных пошлин, налогов
- •28.4. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов
- •28.5. Исчисление таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо использовании товаров с нарушением установленных ограничений
- •Глава 29. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- •29.1. Плательщики таможенных пошлин, налогов
- •29.2. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
- •29.3. Авансовые платежи
- •29.4. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов
- •29.5. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
- •Глава 30. Изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- •30.1. Общие условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов
- •30.2. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов
- •30.3. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки
- •30.4. Проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов
- •Глава 31. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- •31.1. Общие условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов
- •31.2. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей
- •31.3. Обеспечение уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела
- •31.4. Способы обеспечения уплаты таможенных платежей
- •Глава 32. Взыскание таможенных платежей
- •32.1. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов
- •32.2. Пени
- •32.3. Требование об уплате таможенных платежей
- •32.4. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)
- •32.5. Взыскание таможенных пошлин, налогов за счет товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены
- •32.6. Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика
- •32.7. Обязанности банков и иных кредитных организаций по исполнению решений таможенного органа о взыскании таможенных платежей
- •32.8. Возврат таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств
- •32.8.1. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов
- •32.8.2. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов
- •32.8.3. Возврат денежного залога
- •Глава 33. Таможенные сборы
- •33.1. Виды таможенных сборов. Лица, ответственные за уплату таможенных сборов
- •33.2. Порядок исчисления таможенных сборов. Применение ставок таможенных сборов
- •33.3. Плательщики таможенных сборов. Сроки, порядок и формы уплаты таможенных сборов
- •33.4. Взыскание и возврат таможенных сборов
- •33.5. Освобождение от уплаты таможенных сборов
- •33.6. Ставки таможенных сборов
- •Раздел IV. Таможенный контроль Глава 34. Общие положения, относящиеся к таможенному контролю
- •34.1. Принципы проведения таможенного контроля
- •34.2. Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении
- •34.3. Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем
- •34.4. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств
- •34.5. Зоны таможенного контроля
- •34.6. Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля. Представление отчетности для целей таможенного контроля
- •34.7. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля
- •Глава 35. Формы и порядок проведения таможенного контРоля
- •35.1. Формы таможенного контроля
- •35.2. Проверка документов и сведений
- •35.3. Устный опрос
- •35.4. Получение пояснений
- •35.5. Таможенное наблюдение
- •35.6. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
- •35.7. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
- •35.8. Личный досмотр
- •35.9. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- •35.10. Осмотр помещений и территорий
- •35.11. Таможенная ревизия
- •35.12. Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии
- •Глава 36. Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля
- •36.1. Назначение экспертизы при осуществлении таможенного контроля
- •36.2. Заключение эксперта. Права и ответственность эксперта
- •36.3. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей при назначении и проведении экспертизы
- •36.4. Пробы и образцы
- •36.5. Участие специалиста при проведении таможенного контроля. Привлечение специалистов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля
- •Глава 37. Дополнительные положения, относящиеся к таможенному контролю
- •37.1. Освобождение от определенных форм таможенного контроля
- •37.2. Информация о лицах
- •37.3. Использование технических средств при проведении таможенного контроля. Использование судов при проведении таможенного контроля
- •37.4. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля
- •37.5. Идентификация товаров и транспортных средств
- •37.6. Дополнительные полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию рф
- •37.7. Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел
- •Глава 38. Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров
- •38.1. Основания приостановления выпуска товаров
- •38.2. Подача заявления правообладателем и порядок его рассмотрения
- •38.3. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности
- •38.4. Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров. Приостановление выпуска товаров
- •38.5. Предоставление информации. Взятие проб и образцов
- •38.6. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров
- •38.7. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров
- •Раздел V. Таможенные органы Глава 39. Таможенные органы и обеспечение их деятельности
- •39.1. Таможенные органы
- •39.2. Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов
- •39.3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств и оружия
- •39.4. Обеспечение деятельности таможенных органов
- •Глава 40. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле
- •40.2. Информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, используемые участниками внешнеэкономической деятельности
- •40.3. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации
- •Глава 41. Основания и порядок распоряжения товарами и транспортными средствами
- •41.1. Обращение товаров и транспортных средств в федеральную собственность
- •41.2. Распоряжение товарами, срок временного хранения которых или срок хранения которых на таможенном складе истек
- •41.3. Распоряжение товарами и транспортными средствами, являющимися вещественными доказательствами по делам об административных правонарушениях
- •41.4. Порядок и способы распоряжения товарами и транспортными средствами
- •41.5. Распоряжение суммами, вырученными от реализации товаров и транспортных средств
- •41.6. Право федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, на безвозмездную передачу товаров, обращенных в федеральную собственность
- •41.7. Особенности распоряжения отдельными видами товаров
- •Глава 42. Контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу
- •42.1. Особенности проведения контролируемой поставки товаров, перемещаемых через таможенную границу
- •42.2. Изъятие или замена товаров, перемещаемых через таможенную границу, при осуществлении контролируемой поставки
- •Раздел VI. Исчисление и уплата таможенных пошлин, акцизов и ндс при перемещении товаров через таможенную границу Глава 43. Методы определения таможенной стоимости товаров
- •Глава 44. Особенности налогообложения акцизами подакцизных товаров при их перемещении через таможенную границу рф
- •44.1. Особенности налогообложения при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории рф
- •44.2. Особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
- •44.3. Документы, подтверждающие факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации
- •44.4. Особенности налогообложения при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию рф
- •44.5. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию рф
- •44.6. Порядок исчисления и уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию рф
- •Глава 45. Особенности налогообложения ндс при перемещении товаров через таможенную границу рф
- •45.1. Ввоз товаров на территорию рф, не подлежащий налогообложению ндс (освобождаемый от налогообложения)
- •45.2. Особенности налогообложения при ввозе товаров на таможенную территорию рф
- •45.3. Налогообложение ндс при вывозе товаров с таможенной территории рф
- •45.4. Порядок возмещения ндс
19.6. Свободная таможенная зона (свободный склад)
Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС , а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин .
Таможенный режим свободной таможенной зоны (свободного склада) устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) регулируются гл. 12 ТК 1993 г. Указанная глава ТК 1993 г. утрачивает силу со дня вступления в силу федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Свободная таможенная зона, как территория, на которой действует таможенный режим свободной таможенной зоны, создается по решению Правительства РФ.
Порядок рассмотрения обращения о создании свободной таможенной зоны определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-право вое регулирование в области таможенного дела .
Обращение о создании свободной таможенной зоны должно включать в себя технико-экономическое обоснование необходимости создания такой зоны, планы и программы ее развития.
Правительство РФ вправе отменить решение о создании свободной таможенной зоны, если ее функционирование не соответствует требованиям ТК либо требованиям законодательных актов РФ о такой зоне. В случае отмены указанного решения свободная таможенная зона должна быть ликвидирована в течение шести месяцев.
В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений ТК.
В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и исходя из характера товаров на осуществление операций с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах могут устанавливаться отдельные запреты и ограничения. Такие запреты и ограничения в отношении свободных таможенных зон устанавливаются Правительством РФ, а в отношении свободных складов – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Таможенные органы РФ могут запрещать отдельным лицам осуществление операций с товарами в свободных таможенных зонах и на свободных складах, если эти лица не соблюдают положений ТК и иных актов законодательства РФ, либо отказывать таким лицам в доступе в свободные таможенные зоны и на свободные склады.
Правительство РФ и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, в пределах своей компетенции вправе ограничивать или запрещать ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады.
Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков.
При наличии достаточных оснований таможенные органы РФ вправе осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися в свободных таможенных зонах и на свободных складах.
Таможенное оформление товаров, ввозимых в свободные таможенные зоны и помещаемых на свободные склады, а также вывозимых из свободных таможенных зон и со свободных складов, может осуществляться в упрощенном порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
Возведение зданий, строений и сооружений в свободной таможенной зоне допускается по согласованию с таможенным органом.
Лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представляют таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны отражаться в учетных документах.
При ввозе иностранных и российских товаров в свободные таможенные зоны или помещении их на свободные склады таможенные пошлины налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются.
При ввозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ и при вывозе товаров с территории свободных таможенных зон и со свободных складов за пределы Российской Федерации таможенные пошлины, налоги взимаются, и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
По просьбе заинтересованного лица таможенные органы РФ удостоверяют происхождение товаров сертификатом в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.
При отсутствии сертификата товар рассматривается как российский в целях взимания вывозных таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики при вывозе и как иностранный – в иных целях.
При ввозе товаров, предназначенных для вывоза за пределы Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта , в свободные таможенные зоны или при помещении их на свободные склады такие товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов либо уплаченные суммы возвращаются, если такое освобождение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня возврата таможенных пошлин, налогов или освобождения от них.
При возвращении товаров, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации, с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ либо при неосуществлении фактического вывоза в течение установленных сроков уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым ЦБ РФ по предоставляемым этим банком кредитам.
Ответственность за уплату таможенных платежей несет лицо, которое ввезло товары в свободную таможенную зону или поместило их на свободный склад.
Товары помещаются резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной деятельности или технико-внедренческой деятельности.
Резидентом особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация , за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»49 с органами управления особыми экономическими зонами.
В соответствии со ст. 50 ГК юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации ) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации ). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны. Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны . Форма свидетельства утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон. Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый орган и таможенный орган в течение дня, следующего за днем регистрации.
Под таможенный режим свободной таможенной зоны помещаются :
1) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;
2) товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ ;
3) товары, находящиеся на территории особой экономической зоны и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны .
Товары могут находиться на территории особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны, за исключением случаев, когда таможенный режим свободной таможенной зоны прекращается.
С товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, если такие операции соответствуют условиям соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности. Правительство РФ при принятии решения о создании особой экономической зоны вправе установить перечень запрещенных операций , совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов . Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля .
Таможенные органы осуществляют идентификацию товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела.
В указанных целях таможенные органы вправе требовать документы, подтверждающие статус товаров для таможенных целей при их ввозе на территорию особой экономической зоны, использовании на этой территории, а также при их вывозе с территории особой экономической зоны.
Иностранные товары , ввозимые на территорию особой экономической зоны и не могущие быть помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с положениями ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», подлежат помещению под иные таможенные режимы в соответствии с требованиями таможенного законодательства РФ. Таможенное оформление таких товаров осуществляется за пределами территории особой экономической зоны до их ввоза на территорию особой экономической зоны.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела, устанавливает :
– требования к обустройству, сооружению и планировке особой экономической зоны;
– условия доступа на территорию особой экономической зоны для обеспечения эффективности таможенного контроля.
Резиденты особой экономической зоны представляют в таможенный орган в письменной форме сведения о товарах, предполагаемых к ввозу на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, о совершаемых с ними операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций, не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию особой экономической зоны, – не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.
В течение календарного года, но не чаще одного раза в квартал резидент особой экономической зоны вправе изменить и (или) дополнить сведения о номенклатуре и количестве ввозимых на территорию особой экономической зоны товаров и совершаемых с ними операциях, сообщив указанные сведения в таможенный орган не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.
Указанные сведения подлежат согласованию с органами управления особыми экономическими зонами на предмет соответствия номенклатуры товаров, их количества и совершаемых с ними операций условиям соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности.
Товары, не указанные в заявлении резидента особой экономической зоны, помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны не подлежат .
Лица, осуществляющие деятельность на территории особой экономической зоны (резиденты особой экономической зоны и нерезиденты особой экономической зоны), обязаны :
– вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории особой экономической зоны;
– представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.
Любые изменения, происходящие с товарами в пределах особой экономической зоны, должны отражаться в учетных документах. Форма учета и отчетности, а также порядок и сроки представления отчетности таможенным органам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (Минфином России).
При помещении резидентами особой экономической зоны под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров , ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории РФ либо приобретаемых у лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, суммы ввозных таможенных пошлин и НДС возвращаются таможенными органами, если освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС или их возврат предусмотрены при фактическом вывозе товаров с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ.
При вывозе товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, за пределы территории особой экономической зоны (за исключением перемещения товаров в другую особую экономическую зону в целях их использования в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны) или при передаче этих товаров нерезиденту особой экономической зоны использование таможенного режима свободной таможенной зоны должно быть прекращено в соответствии с таможенным законодательством РФ и с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
При выпуске для свободного обращения на остальную часть таможенной территории РФ помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, если товары подверглись не запрещенным в особой экономической зоне операциям, их отходов или остатков) или отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством РФ взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны. При этом акцизы подлежат уплате при выпуске для свободного обращения продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных товаров и (или) российских товаров, не являющихся подакцизными товарами при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Для целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки таможенных пошлин, установленные для иностранного товара , ввезенного на территорию особой экономической зоны, или ставки таможенных пошлин, установленные для товара, изготовленного на территории особой экономической зоны в результате совершения незапрещенных операций, по выбору плательщика . Плательщик указывает выбранную им систему исчисления ставок таможенных пошлин в представляемых сведениях.
Система исчисления ставок таможенных пошлин может быть изменена плательщиком в течение календарного года.
Для целей исчисления таможенных пошлин таможенная стоимость и количество иностранных товаров, в том числе подвергшихся не запрещенным в особой экономической зоне операциям, определяются на день их помещения под таможенный режим свободной таможенной зоны без учета стоимости и количества, добавленных при совершении незапрещенных операций, в том числе без учета стоимости и количества российских товаров .
Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество товаров, в том числе подвергшихся не запрещенным в особой экономической зоне операциям, определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны . Декларирование товаров осуществляется в соответствии с правилами гл. 14 ТК.
Для определения таможенной стоимости товаров в указанных случаях применяется общий порядок определения таможенной стоимости товаров , ввозимых на таможенную территорию РФ, с учетом следующих особенностей :
1) при определении таможенной стоимости по методу определения стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является стоимость сделки, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже лицом, являющимся резидентом особой экономической зоны , лицу, не являющемуся резидентом особой экономической зоны;
2) для целей определения таможенной стоимости датой пересечения таможенной границы оцениваемыми товарами считается день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны ;
3) место прибытия товаров на таможенную территорию РФ определяется как место вывоза с территории особой экономической зоны или как территория особой экономической зоны при продаже товаров нерезиденту особой экономической зоны без вывоза товаров с территории особой экономической зоны.
При вывозе российских товаров , помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны, таможенными органами взимаются НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны. При этом акцизы подлежат уплате в отношении продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из российских товаров, не являющихся подакцизными товарами при помещении их под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Таможенное оформление российских товаров осуществляется по правилам, установленным в соответствии с таможенным законодательством РФ для таможенного оформления иностранных товаров при их выпуске для свободного обращения на таможенной территории РФ.
Для целей исчисления НДС и акцизов стоимость и количество российских товаров , в том числе подвергшихся не запрещенным в особой экономической зоне операциям, определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом в связи с вывозом товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой экономической зоны . Стоимость указанных товаров для целей исчисления НДС определяется в соответствии с НК с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС, а для акцизов – без включения в нее акцизов.
НДС и акцизы не подлежат уплате в случае перемещения российских товаров в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны. Перевозка товаров между особыми экономическими зонами осуществляется по правилам, предусмотренным таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита в отношении иностранных товаров в соответствии с ТК. При вывозе иностранных товаров и российских товаров , помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются , а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии без учета изменения состояния товаров вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Нормы естественной убыли – установленные нормативно-правовыми актами максимальные величины потерь товарно-материальных ценностей, в пределах которых налогоплательщик вправе производить вычет потерь для целей определения налоговой базы. Потери сверх норм естественной убыли являются расходами, не учитываемыми в целях налогообложения. До введения в действие такого нормативно-правового акта в Российской Федерации сохранялась ситуация неопределенности: действовали многочисленные ведомственные акты, устанавливающие нормы естественной убыли, которые организации были вправе использовать для целей бухгалтерского учета, но эти нормы не могли быть использованы для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей»50 было установлено, что нормы естественной убыли, применяемые для определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи и (или) порчи товарно-материальных ценностей, разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами с учетом технологических условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Таким образом, налогоплательщики, осуществлявшие учет соответствующих потерь в соответствии с нормами бухгалтерского учета и отраслевыми нормами естественной убыли, вправе были осуществить вычет таких расходов по итогам 2002 г. в пределах, установленных нормативными актами отраслевых министерств и ведомств.
Таможенное оформление товаров осуществляется по правилам, установленным в соответствии с таможенным законодательством РФ для таможенного оформления товаров при их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта .
Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут быть уничтожены на территории особой экономической зоны в случае утраты этими товарами коммерческой ценности под контролем (с разрешения) таможенного органа или отчуждены в пользу другого резидента особой экономической зоны с отражением факта их уничтожения или отчуждения в отчетности, представляемой таможенному органу.
При прекращении существования особой экономической зоны находящиеся на ее территории товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат перемещению в другую особую экономическую зону в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с момента прекращения существования особой экономической зоны.
В течение этого срока указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся на временном хранении .
В случае если лицо, обладавшее статусом резидента особой экономической зоны, не переместило товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, в другую особую экономическую зону либо не поместило их под иной таможенный режим, то по истечении указанного срока таможенные органы распоряжаются товарами, находящимися на территории особой экономической зоны, в соответствии с гл. 41 ТК по правилам, предусмотренным для распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек.
Оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и (или) изготовленные из товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и принадлежащие лицам, являвшимся резидентами особой экономической зоны на момент прекращения существования особой экономической зоны, остаются в собственности указанных лиц без уплаты таможенных пошлин и налогов и приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.
В случае утраты лицом статуса резидента особой экономической зоны, в том числе в связи с досрочным прекращением действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, принадлежащие ему товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежат отчуждению в пользу другого резидента особой экономической зоны либо помещению под иной таможенный режим в течение трех месяцев с даты внесения записи об утрате лицом статуса резидента особой экономической зоны в реестр резидентов особой экономической зоны.
В случае если лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, не произвело отчуждение товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, либо не поместило их под иной таможенный режим, то по истечении установленного срока таможенные органы распоряжаются товарами, находящимися на территории особой экономической зоны, в соответствии с гл. 41 ТК по правилам, предусмотренным для распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек.
В случае утраты лицом статуса резидента особой экономической зоны в связи с истечением срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности оборудование и объекты недвижимости, ввезенные на территорию особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и (или) изготовленные из товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и принадлежащие лицам, являвшимся резидентами особой экономической зоны и выполнившим условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности или соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности, остаются в собственности указанного лица без уплаты таможенных пошлин и налогов . Указанные оборудование и объекты недвижимости приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ.
Товары, ввозимые индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом на территорию особой экономической зоны после утраты лицом статуса резидента особой экономической зоны, не могут помещаться под таможенный режим свободной таможенной зоны со дня, следующего за днем внесения записи об утрате лицом статуса резидента особой экономической зоны в реестр резидентов особой экономической зоны.
