- •Архитектура Древнего Египта. Новое царство
- •Храмовый ансамбль фараонессы Хатшепсут (1525-1503 гг. До н. Э.)
- •Культ фиванского бога Амона-Ра. Принципиальная модель древнеегипетского храма
- •Аллея сфинксов
- •Колонный (гипостильный) зал
- •Особенности пространственной ориентации храмов
- •Возрождение традиций солнечного культа в древнеегипетской архитектуре
- •4. Особенности древнеегипетского ордера
- •Литература
- •Контрольные вопросы и задания
4. Особенности древнеегипетского ордера
В египетских гипостильных залах для поддержки перекрытия применялись различные типы колонн, иногда называемые египетскими «ордерами». Термин «ордер» для обозначения чрезвычайно своеобразного художественного оформления стоечно-балочной конструкции в Египте может, однако, применяться лишь с известными оговорками. Так, в частности, следует оговорить, что ордера в классической архитектуре могут отличаться один от другого всем строем художественного оформления стоечно-балочной конструкции, начиная от основания и кончая верхним карнизом. В Египте существенно видоизменяется художественное оформление только одних опор: антаблемент и база остаются неизменными при самых различных типах колонн и столбов. Египетский антаблемент состоит, как правило, из архитрава прямоугольного поперечного сечения, валика и высокой выкружки. Абак во всех разновидностях египетских колонн также имеет одну и ту же форму, представляя собой квадратную плиту со стороной, равной или приблизительно равной верхнему диаметру ствола колонны; видоизменялась в различных случаях лишь его относительная высота. База всегда имела профиль плоского цилиндра с вертикальными, со скошенными или скругленными краями. Сильно менялись, однако, высота и ширина (диаметр) базы, в ранний период чрезвычайно широкой и низкой.
В отличие от антаблемента, абака и базы форма и художественная обработка самих опор, в особенности капителей, чрезвычайно разнообразны. Весьма менялись с течением времени и пропорции египетских колонн. В Египте не было твердых канонов. Отношение высоты к толщине колонны колебалось для одних и тех же типов опор примерно между шестью и четырьмя диаметрами; интерколумнии – от 2,5 до одного диаметра колонн.
Пантеон Древнего Египта включал очень много священных растений. Наиболее популярными были лотос, папирус и финиковая пальма. В соответствии с этим наибольшее распространение в архитектуре Древнего Египта получили лотосовидная, папирусообразная и пальмовидная колонны. Рассмотрим эти растения по порядку по порядку.
Лотос – едва ли не самое популярное растение в культуре народов Востока. Это древний мифопоэтический символ земного плодородия, вечно обновляющейся жизни, нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья. Изображения лотоса встречаются в иконографии многих стран Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. Наибольшее применение этот мотив нашел в искусстве Древнего Египта, Индии и стран распространения буддизма (рис. 4.26).
В Древнем Египте этот изящный водный цветок считался атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума. С глубокой древности он был также эмблемой Верхнего Египта. «Египетский» (нильский) лотос (N. Lotus) – палеотропический вид из семейства кувшинок с большими белыми цветками диаметром до 25 см. Однако священными признавались только цветы голубых и розовых оттенков. Биологи утверждают, что окраска цветка у этого растения во многом зависит от степени его насыщенности солнечным светом. Рано утром лотосы имеют белую окраску. По мере нагревания цветок обретает сначала голубой, а затем и розовый оттенок. Это его качество нашло воплощение в Храме Лотоса, построенного в городе Дели в восьмидесятых годах XX столетия (рис. 4.27).
О голубых лотосах М.Э. Матье пишет следующее: «Душистые цветы его, в изобилии росшие в древности на Ниле, закрывают на ночь свои голубые чашечки. Утром же при первых лучах солнца они опять поднимаются, и тогда повсюду среди плотных зеленых листьев видны голубые лотосы. Связать эти два момента – появление солнца и раскрытие лотосов – было нетрудно, но, как это бывало часто, следствие было принято за причину, и появилось сказание о рождении солнца из цветка лотоса…» [41, с. 20]. Еще более почитался розовый («золотой») лотос. Именно из него «в начале времен» появился солнечный младенец и осветил землю. С тех пор он каждое утро появляется на поверхности Озера Лилий [16, с. 22].
Рис. 4.26. «Египетский» (нильский) лотос (N. Lotus). Храм Лотоса в Дели (Индия, 1980-1986 гг.)
Поэтому французский египтолог К. Жак даже отождествил Египет с громадным цветком: «Его стебель – Верхний Египет, … а цветок – Дельта, или Нижний Египет…» [23, с. 6].
Гастон Масперо одним из первых посчитал лотос прототипом колонн в наиболее знаменитых храмах Древнего Египта: «Наконец, Рамзес I и Сети I посвятили свои царствования на постройку залы с колоннами, которая примыкает к пилону Аменхотепа III. Она представляет пространство в 50 м длины и в 100 м ширины. В средине ее идет аллея из высочайших колонн, когда-либо строившихся внутри зданий, и заканчивающихся капителью в виде опрокинутого колокола. По сторонам этой огромной залы расположены восемью косыми рядами 122 колонны с капителью в виде цветка лотоса…» [38, с. 44]. Его целиком и полностью поддержал Огюст Шуази. Он считал, что возможными прототипами фиванских храмов являются хижины, в которых деревянные столбы украшались связками стеблей водяных растений: «В Фивах мы встречаем рельефное изображение цветка лотоса: два столба, играющие роль декоративных стел, украшены на лицевой стороне стеблями лотоса в различных стадиях развития. Возможно, что таким образом столбы украшались в праздники, и воспоминание о таком применении цветов навело на мысль о придании колонне формы лотоса…» [86, с. 28].
Лотосовидной в архитектуре Древнего Египта обычно называют колонну, внешне напоминающую пучок из 4-8 плотно собранных вместе стеблей. У основания капители пучок стянут пятью кольцами-«ремешками». Цветы обычно изображаются нераспустившимися. В гротах Бени-Хассана были найдены колонны довольно оригинальной формы (рис. 4.27).
Рис. 4.27. Лотосовидные колонны. Реконструкция (гравюры XIX в.)
Четыре громадных стебля, оканчивающиеся наверху еще не распустившимися цветками лотоса, связаны в единый пучок пятью обручами, под которые просунуты небольшие цилиндрические бруски. Чашечки цветков вместе с обручами образуют капитель колонны, а стебли – ее стержень. Последний у самой базы немного сужается, демонстрируя произрастание стеблей из единой луковицы. В более поздних памятниках стебли сливаются воедино, колонна стала цилиндрической. Второй вариант лотосовидной капители имеет форму раскрывшегося цветка лотоса с четырьмя, восемью или более лепестками, отдаленно напоминающую пятицикличный бутон водяной лилии. Отличительной деталью лотосовидной капители являются также контуры цветоложа, выполненные в виде глубоких бороздок (капитель храма Исиды на острове Филэ, II век до н. э.).
Папирус (Cuperus papyrus) – второй по популярности архитектурный символ. Родиной его является Нижний (Северный) Египет. Это многолетнее травянистое растение из семейства осоковых, растущее по берегам рек и болот Северной Африки. В древности его культивировали в Египте, Палестине, некоторых странах Южной Европы. Во времена фараонов папирус рос густыми зарослями по берегам Нила от Средиземного моря до озера Тана на юге. Он имеет высокий (до пяти метров!) трехгранный стебель с зонтиковидной верхушкой. Соцветие насчитывает до двухсот колосков. Связанные в узел стебли папируса и цветы лотоса (эмблемы Верхнего Египта) – геральдический знак, означавший союз Обеих Земель. Цветущий побег папируса – довольно распространенный мотив в древнеегипетском искусстве. В строительстве тростниковых хижин обычно применялись толстые связки-снопы, стянутые травянистыми жгутами либо кожаными ремешками. Сноп имеет изящную граненую форму. Характерной деталью папируса является также пучок листьев, растущих у основания стебля. Все эти особенности растения были учтены в рельефной декорации каменных колонн.
Рис. 4.28. Папирусообразные колонны «Северного Дома» комплекса фараона Джосера (Саккара, нач. III тыс. до н. э.)
В архитектуре Древнего Египта было два вида папирусообразных колонн:
– со стволом, напоминающим связку тростника, и капителью в форме бутона папируса;
– с гладким стволом и чашевидной капителью в форме зонтика.
Древнейшие папирусообразные полуколонны находятся в «Северном Доме» комплекса фараона Джосера (Саккара, нач. III тыс. до н. э.) (рис. 4.28). Папирус традиционно считался священным растением Северного Египта, поэтому его появление именно в этой постройке выглядит вполне закономерным. Полуколонны имеют ствол из двух выпуклых граней и капитель в форме стилизованной метелки папируса. Эта деталь колонны решена предельно лаконично. Умение отобрать в природном аналоге самое важное, существенное – наиболее характерная черта искусства Древнего Египта.
Самыми знаменитыми постройками Нового царства, в которых, по мнению известного египтолога М.Э. Матье, использованы папирусообразные колонны, являются Карнакский и Луксорский храмы (середина II тыс. до н. э.). Интересны различия в формах колонн, использованных в этих храмах.
a б
Рис. 4.29. a – малые папирусообразные колонны храма Амона-Ра в Луксоре; б – папирус.
Центральные колонны Карнакского храма (Ипет-Сут) имеют предельно обобщенный цилиндрический ствол, увенчанный капителью в виде перевернутого колокола. Капитель украшена лепестками цветоложа и стилизованными изображениями колосьев метелки. Колонны боковых нефов имеют капители в форме бутона – усеченного конуса с закругленной нижней кромкой. Стволы, окрашенные в ярко-зеленый цвет и облицованные золотыми пластинами, были покрыты также густой сеткой иероглифов, расположенных ажурными поясами: «Продолжая развивать роль колонн, египтяне ввели ставшее впоследствии образцом обрамление средних, более высоких проходов залов колонны в виде раскрытых цветов папирусов, сохранив для боковых проходов колонны в виде связок нераспустившихся стеблей. Залы как бы воспроизводили нильские заросли…. Такая декорировка зала хорошо сочетается с общей древней символикой храма как дома божества…» [43, с. 441].
В Луксорском храме (Ипет-Рес) также было применено два типа колонн – гладкие и профилированные. Стволы последних украшены каннелюрами треугольного сечения и отдаленно напоминают снопы папируса (рис. 4.29). Эта колонна имеет плавные утонения (энтазис) кверху и к основанию.
Следует отметить, что по вопросу видовой принадлежности колонн Карнакского и Луксорского храмов в настоящее время наметились серьезные разногласия. Большая группа ученых-египтологов придерживается версии, что природным аналогом этих колонн является не папирус, а священный лотос – символ Верхнего Египта. Мы также склоняемся к последней версии, изложив свою точку зрения в одной из своих работ по древнеегипетской архитектуре [60].
Третьим растением, увековеченным в древневосточной архитектуре, является финиковая пальма (Ph. Dactylifera). Это род древовидных двудольных растений семейства пальм. Их насчитывается свыше 15 видов в сухих субтропических областях Северной Африки, Аравийского полуострова, Южного Ирана, Афганистана и Пакистана до западного берега Инда. Культура финиковой пальмы известна с VII тысячелетия до н.э. Стволы этих пальм прямые, имеют высоту до 15-20 метров и диаметр до 80 см (рис. 4.30, а). Они покрыты остатками листовых черешков (достаточно эффективная защита древесины от палящих лучей солнца!). Густая крона образована перистыми листьями длиной 4-6 м. В основании ствола нередко формируются отпрыски. Финиковые пальмы очень любят простор и свет. Поэтому их помещали подальше друг от друга. Между ними садили фруктовые деревья и ягодные кусты, разбивали огороды и даже сеяли ячмень, полбу и пшеницу. Широкие кроны пальм защищали посадки от палящих солнечных лучей. Подобная форма земледелия широко применялась в странах Двуречья.
a б
Рис. 4.30. a – финиковая пальма; б – пальмовидные колонны храма Хнума в г. Эсне, II в. до н. э.
Первая пальмовидная колонна появилась в храме Саху-Ра в Абусире (V династия). Гладкий цилиндрический ствол колонны, равномерно сужающийся кверху, завершался капителью в форме букета из пальмовых листьев, перевязанных четырьмя ремешками. Для полного соответствия своему растительному прототипу капители данного храма были окрашены в зеленый цвет, а основания колонн – в черный. На ярко-синем потолке изображены золотые звезды. То есть и здесь была сделана имитация ночного неба над пальмовой рощей.
Пальмовидная колонна широкого применения в Египте не получила. Она была использована во дворце Эхнатона в Телль-эль-Амарне (Ахетатоне) (рис. 4.31), в храме бога Хнума в Эснэ (II век до н. э.) (рис. 4.30, б), в других постройках эллинистического периода (гипостильный зал в Ком-Омбо, храм Исиды на острове Филе и др.). В этот период в состав капителей стали включать не встречавшиеся ранее детали – листья, цветы и гроздья винограда, фиников. Капитель стала напоминать пышный букет. Богатство пластики было дополнено пестрой окраской. Зеленые, желтые, красные, синие, белые детали добавили колоннам нарядность и представительность.
Рис. 4.31. Пальмовидные колонны в интерьере дворца Эхнатона в Телль-эль-Амарне (Ахетатоне)
Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. В египетской архитектуре откристаллизовался огромный архитектурно-композиционный опыт многих поколений зодчих, работавших над проблемами, над которыми трудились создатели монументальной архитектуры самых различных времен и народов.
Египетское зодчество создало некоторые типы архитектурных сооружений задолго до появления соответствующих им аналогий в архитектуре последующего времени. Так, в Егип- те сформировались законченные варианты храма с наружными галереями и перистильного двора, игравших, в совершенно других формах, первостепенную роль в греческом и в римском зодчестве. Для освещения залов широко применялся базиликальный разрез, столь характерный впоследствии для культовой архитектуры западного средневековья. Были разработаны схемы построения мощных осевых композиций, некоторыми своими чертами предвосхищавшие широкое развертывание генеральных планов регулярных ансамблей более позднего времени. Стремясь к достижению максимальной монументальности, египетские зодчие разработали ряд композиционных приемов, касающихся как общего построения плана архитектурного целого, так и многих частных сторон композиции, – приемов достижения грандиозной масштабности отдельных форм и огромной протяженности ритмических рядов, художественного изображения мощных механических усилий, создания впечатления предельной устойчивости и вечности архитектуры.
Чрезвычайно своеобразно решали египетские зодчие проблемы архитектурного использования отвлеченных геометрических форм, проблему архитектурной переработки форм органического мира и проблему синтеза технической геометрии и художественной скульптуры. 3начительный интерес представляют египетские архитектурные ансамбли и различные формы сочетания архитектуры с природой: с пустыней, с горами, с небом, с рекой, с деревьями. Поучительной страницей в истории архитектурной композиции является бесконечно разнообразная художественная обработка египетских колонн.
Египетская архитектура, с ее огромным богатством и своеобразием форм и мотивов, занимает одно из весьма значительных мест в мировом архитектурном наследии. Зодчество Древнего Египта оказало огромное влияние на развитие архитектуры многих античных и древневосточных государств (Крит, Древний Иран, эллинистические государства, Римская империя и др.):
«Внешнему величию соответствовала, как говорят, краса священных приношений внутри храма, — приношений, удивлявших и своей великой ценою, и искусством своего исполнения…. Говорят, что здания просуществовали до недавнего времени, но серебро и золото, драгоценная слоновая кость и камни были расхищены персами, когда Камбиз сжег египетские храмы [525 г. до н. э.]. Именно тогда персы, как говорят, увезя эти сокровища в Азию и взяв мастеров из Египта, построили знаменитые дворцы в Персеполе, Сузах и Мидии…» [Диодор, I, 46, 3-4] .
