Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 4. Египет. Новое царство 8 ноября 2009 г.).doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
148.18 Mб
Скачать
  1. Храмовый ансамбль фараонессы Хатшепсут (1525-1503 гг. До н. Э.)

Двадцатилетнее правление Хатшепсут было относительно мирным периодом в истории Нового царства. Основной заботой царицы было укрепление внутреннего положения страны, восстановление городов, реставрация и строительство храмов (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Заупокойный храм фараонессы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (XVI в. до н. э.).

Современное состояние

Наиболее выдающиеся памятники времен Хатшепсут были творениями её фаворита – зодчего Сенмута. Он был одним из талантливейших людей периода XVIII династии. Ве­ликолепный организатор и одаренный зодчий, Сенмут сделал блестящую карьеру при дворе. Он не обладал знатностью, но быстро получил высшие придворные должности: воспита­теля царевны Нефрура, начальника дворца, царской со­кровищницы и житницы, хранителя печати. Он был началь­ником «дома Амона», «всех работ Амона» и «всех работ царя». Сенмут написал о себе следующее: «Я был величайшим из великих во всей стра­не. Я был тот, на чьи решения полагался его господин, чьим советом удовлетворялась госпожа Обеих Земель и сердце супруги бога было полно. Я был вельможа, ко­торому внимали, ибо я передавал слово царя свите. Я был тот, чьи шаги знали во дворце, истинный советник правителя, входящий в любви и выходящий в милости радующий сердце владыки ежедневно. Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом. Я был тот, кому был поручен разлив, чтобы я мог руководить Ни­лом; тот, кому были доверены дела Обеих Земель. Все, что приносили Юг и Север, было под моей печатью, труд всех стран был в моем ведении. Я имел доступ ко всем писаниям пророков, и не было ничего от начала време­ни, чего бы я не знал…» [43, С. 65].

Высшие должности сделали Сенмута первым лицом в государстве. Он обладал огромной властью. Не приходится сомневаться, что именно он «руководил всеми работами царя» в Ипет-Сут (Карнакский храм), в Южном Оне (г. Гермонт), в храме «Святая святыня Амона» (Дейр-эль-Бахри), в «доме Мут в Ишру» (храм Мут в Карнаке), в Южном Опете Амона (Луксорский храм). По его проекту были высечены из гранита огромные обелиски в Асуане и в течение семи месяцев доставлены в Карнакский храм. Один из них весом в 323 тонны и высотой 29,5 метра возвышается там до сих пор. То есть этот зодчий получил исключительные возможности для широкомасштабного творчества.

Его лучшим произведением по праву считается «египетский Парфенон» – заупокойный храм Хатшепсут в селении Дейр-эль-Бахри. Его строительство началось в 8-9-м году её царствования. Храм был возведен на западном берегу Нила, по соседству с храмом Ментухотепа I, и во многом повторил ступенчатую композиционную структуру последнего (рис. 4.2). Оба храма размещались внутри огромного полукруга, образуемого отвесными скалами.

Рис. 4.2. Заупокойный храм фараонессы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (XVI в. до н. э.). Реконструкция

В состав ансамбля входили следующие части: пропилеи, тянущаяся более чем на километр аллея сфинксов; первый двор, заканчивающийся пандусом и двумя портика­ми; второй двор с пандусом и портиками в глу­бине; третий, меньший двор, окруженный ко­лоннадами, и, наконец, пещерное святилище в скале. Все эти части были вытянуты по одной оси и, несомненно, рассчитаны на нарастание впечатления мистической торжественности по мере подъема и приближения к конечному и главному пункту. Доминирующим элементом архитектуры храма являются четкие ленты портиков, в которых опоры обработаны в виде столбов прямоугольного сечения или протодорических колонн. Причем в одном ряду столбы прямоугольны спереди и обработаны наподобие протодорических колонн сзади.

Талант зодчего Сенмута был целиком направлен на возведение этого памятника для своей повелительницы и, по всей видимости, возлюбленной. Повышаясь от первой террасы ко второй, храм вплотную примыкал своим тылом к 150-метровой скале цвета красной меди, испещренной пятнами черно-синих теней. Три ярко-белые террасы, украшенные колонными портиками, статуями сфинксов и колоссами царицы, органично вписались в этот естественный величественный фон. Колоннады кажутся издали скромными ступенями к подножию величественной горы. Центральные колонны и верхушки боковых, карнизы портиков и скульптуры были покрыты ярко-синей и красной росписью, от которой снежная белизна колонн казалась еще ослепительнее. На широких террасах росли низкорослые деревья с мелкими золотисто-зелеными листьями, испускающими тяжелый аромат. Боковые скаты пандусов были украшены извивающимися желтыми змеями. Строгая и ясная композиция храма сделала этот ансамбль знаменитым еще в древности. По своей архитектуре он резко отличается от других храмов Египта (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Реконструкция заупокойного храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (XVI в. до н. э.). На заднем плане – заупокойный храм Ментухотепа I (Среднее царство, нач. II тыс. до н. э.)

Зодчий придавал своему творению особое значение. Он даже рискнул упомянуть себя в надписи на его по­толке. Как сообщает М.Э. Матье, «раскопки обнаружи­ли тайную гробницу, которую построил себе Сенмут под первым двором храма. Она имеет коридоры и залы, потолки которых покрыты, как в царских усыпальницах, астрономическими изображениями. Показательна надпись в первом зале гробницы:

Рис. 4.4. Ансамбль заупокойных храмов Ментухотепа I и Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

(XVI в. до н. э.). Современное состояние

«Да живет Гор, царь Верхнего и Нижнего Египта, Микара (Хатшепсут), любимый Амоном, живущий, и хранитель печати, начальник дома Амона Сенмут, зачатый Рамесом и рожденный Хатнефрет».

Общее впечатление величия и благородства, которое придавали храму строгие колоннады, дополнялось вели­колепием его помещений. В надписи на заупокойной стеле говорится о том, что наружные двери храма были сделаны «из черной меди с инкрустациями из электра», а внут­ренние – «из кедра с бронзовыми деталями». Стены погребальной камеры были облицованы золотыми платинами. Пол в одной из частей храма был «из золота и серебра, и красота его была подобна горизонту неба». Особо подчеркивается изготовление наоса из нубийского эбенового дерева. В храме имелось также небольшое святилище для поклонения Солнцу – робкая попытка напомнить посетителям о божественном происхождении власти египетских фараонов, «детей Ра». Раскрашенные рельефы на стенах храма повествовали о торговой экспедиции, отправленной царицей в страну Пунт (Сомали) для вывоза оттуда драгоценных материалов и редких растений. Первоначально храм украшало более двухсот статуй царицы из мрамора, гранита и розового кварцита (рис. 4.5).

Рис. 4.5. Колоссы Хатшепсут в верхнем портике ее заупокойного храма.

Статуя фараонессы (Египетский музей в Каире)

Смерть Хатшепсут нарушила первоначальный облик храма. Тутмос III, ее племянник, уничтожил все статуи ненавистной тетки и все надписи, где она упоминалась.