Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК 3.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
894.52 Кб
Скачать

Тема 3. Перспективное планирование как системная составляющая стратегического планирования

Основные вопросы:

1. Понятие перспективного планирования.

2. Методы перспективного планирования.

1. На основе проведенного анализа, можно сформулировать исходную посылку, заключающуюся в том, что стратегический план в широком его понимании носит выраженный комплексный характер как на микро- так и на макроуровне, что по определению создает объективные предпосылки для принятия всей совокупности управленческих решений.

При этом выбору стратегии предприятия предшествует анализ внешних и внутренних факторов влияния, а также стратегических альтернатив его развития, что по сути относится к элементам прогнозирования, пусть и системно не формализованным. На государственном же уровне центральное место между стратегиями и программами вполне определенно занимают межотраслевые прогнозы.

Таким образом схему стратегического планирования можно представить в следующей последовательности: постановка цели → прогноз развития предприятия, отрасли, экономики (эндогенные, экзогенные факторы, альтернативы) → выбор стратегии → разработка программ реализации.

Поскольку в современной терминологии к методам прогнозирования относят еще и предвидение, определим данную составляющую стратегического планирования как перспективное планирование, являющееся (по аналогии со стратегическим управлением) одной из его основных функций. Тогда ее дефиниция может быть сформулирована следующим образом:

«Перспективное планирование является целеполагающей функцией стратегического планирования, задача которой состоит в обосновании выбора стратегии объекта планирования на основе анализа воздействующих на него эндогенных и экзогенных факторов и складывающихся под их влиянием альтернатив развития» (рисунок 1.).

Рисунок 1. Структурно-функциональная схема стратегического планирования

2. Рассмотрим методы перспективного планирования с позиции инновационного менеджмента. Следуя данным литературных источников, к ним относятся: научно-техническое прогнозирование и технологическое предвидение [1].

Научно-техническое прогнозирование представляет собой прикладное научное исследование, дающее на основе ожидаемых результатов научно-технического прогресса интегральную количественную оценку возможных путей развития науки и техники, производственных предприятий, а также требуемых для этого стратегических и корпоративных ресурсов.

Технологическое предвидение дает качественную аналитическую оценку вероятности появления на мировом или региональном рынке новых технологий или основанных на них производств в исследуемом временном горизонте.

Таким образом, обязательным условием разработки комплексного прогноза является анализ и учет мировых тенденций инновационного развития в сочетании с ретроспективной оценкой научно-технического потенциала стра-ны или предприятия. В результате их сопоставления синтезируются ожидаемые результаты всестороннего воздействия НТП на процесс социально-экономического развития, разрабатывается система научно-технических приоритетов и планируется объем требуемых для их реализации материальных и финансовых ресурсов.

Предвидение же отталкивается от перспектив развития наиболее передовых технологий и формирования на их основе новых рынков высокотехнологичных продуктов (планируемое предложение), либо от возможности появления в будущем новых видов техники и требуемых для этого, но пока не разработанных технологий (ожидаемый спрос). В его основе лежит футуристическое предсказание.

Несмотря на некоторую терминологическую общность, прогнозирование и предвидение отличаются друг от друга как в методах решения поставленной задачи, так и в достигаемых с их помощью результатах. Прогнозирование объективно полнее и шире по своим возможностям, чем предвидение и может включать в себя его элементы. Тем не менее, на государственном уровне именно последнее получило более широкое распространение в мире. Основные причины этого состоят в следующем:

А) Функции министерств в странах с децентрализованной экономикой состоят главным образом в создании благоприятных условий для развития бизнеса, его стимулировании и ориентации на получение максимального социально-экономического эффекта, что в достаточной степени достигается с помощью индикативно ориентированного предвидения. Жестко же детерминированные связи между предприятиями и министерствами в странах с централизованной экономикой не только требуют более глубокого уровня планирования и программирования в подходах к разработке стратегии инновационного развития, но и создают возможность для директивного включения предприятий в сам процесс прогнозирования.

Кроме того в странах с высокой концентрацией труда и капитала, таких как Беларусь, где доля малого бизнеса в их ВВП составляет менее 10%, существуют объективные предпосылки для обеспечения информационно-аналитического обмена между органами государственного управления и субъектами хозяйствования. В странах же с долей малого бизнеса в ВВП от 50 до 60 % и количеством малых предприятий исчисляемых миллионами (США, Японии, Германии, Италии) – наоборот невозможно реализовать прямой диалог между ними и правительственными структурами. Стратегия же развития крупных предприятий в этих странах относится к области корпоративной политики и не подлежит публичному обсуждению

Б) У развитых и развивающихся стран отличаются стратегические цели экономического роста. Задача первых состоит в том, чтобы не допустить потери технологического лидерства, которое может произойти из-за отсутствия взвешенной стратегии достижения научно-технического прогресса. Их будущее во многом зависит от правильности прогнозной оценки возможности появления на мировом рынке прорывных (радикальных) технологий. Эта задача решается предвидением, сердцевину которого составляют экспертные оценки, выполняемые в широком исследовательском спектре.

Задача вторых намного скромнее. Она состоит в том, как выйти на уровень первых и "отвоевать" свою производственно-технологическую нишу в системе мирового разделения труда. Определить такие пути достижения намеченных целей с высокой степенью вероятности в данном случае может только комплексный прогноз, обладающий в силу своей структурной специфики, более приемлемыми для стран с переходной экономикой методологическими подходами к своей разработке.

Поэтому прогнозирование, как директивно ориентированный метод перспективного планирования, на макроуровне представляет, например, для Беларуси значительно больший интерес, чем предвидение, хотя при определении приоритетов научно-технической деятельности с успехом могут применяться его отдельные опросные методы или их совокупность, что только расширит его границы, вводя помимо методов обобщения и агрегирования методы критериального отбора. Однако прерогатива использования перспективного планирования при разработке планов стратегического развития до сегодняшнего дня принадлежала развитым странам и крупным корпорациям, что методологически предопределило выбор в пользу предвидения.

К сказанному можно добавить еще и то, что технологическое предвидение проводится с единственной целью – определения новых видов инновационных продуктов (техники и технологий), способных формировать на рынке спрос будущего, а его собственная ценность носит чисто методологический характер. В отличие от него комплексный прогноз, при разработке которого реализуется возможность совмещения агрегирования с конкретизацией (дезагрегированием), а математического моделирования с экспертной оценкой, обладает высокой самоценностью. Через свою структуру и содержание он дает информационное представление об инновационном потенциале страны, ее отраслей, регионов и отдельных предприятий, возможных путях их развития, отражает мировые тенденции научно-технического прогресса. Таким образом, вследствие аккумуляции в прогнозе большого аналитического материала, он представляет практический интерес для широкого круга пользователей, работающих в области экономического планирования и развития, а также внутренних и внешних инвесторов.

В порядке обобщения результатов проведенного в данном разделе исследования можно констатировать следующее:

1. Перспективное планирование инновационного развития представляет собой инструмент для обоснования общей государственной или корпоративной стратегии, детерминируемой синергетическим воздействием научно-технического прогресса.

2. Оба метода перспективного планирования используются и на макро- и на микроуровне, а их цель состоит в получении наиболее полной информации о будущем, чтобы принимаемые сегодня решения были максимально обоснованы на всю прогнозную перспективу.

Список использованных источников

1. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы и механизм реализации. - Мн.: Право и экономика, 2005. - 370 с.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]