- •Загадки и тайны воронежского края
- •Часть I загадки древнего воронежа тайна имени
- •Крепость вантит — предтеча древнего воронежа
- •Летописный воронеж
- •Воронежское княжество14 в годы монголо-татарского нашествия
- •Города воронежского края в золотоордынское время
- •Воронежская крепость — столица донских казаков
- •Заключение
- •Часть II тайны бытия: нло, экстрасенсы, колдуны и прочее...
- •Внимание! загадки в воздухе!
- •Вместо заключения
- •Экстрасенсы — или феномен природы
- •Советы по ...Полтергейсту
- •Краткий словарь для читателей.
- •Возвращение колдовства?
Заключение
Раскрывая суть исторического процесса, советский писатель Юрий Трифонов образно заметил: «История полыхает как громадный костер, и каждый из нас бросает в него свой хворост. Каждое поколение дает пищу его пламени. И свет костра высвечивает не только само прошлое, его историю, но и попытки скрыть, утаить, перевести в забвение какие-то части, а то и целые области этого прошлого».
Мы с вами прошлись по затаенным тропинкам тысячелетней истории воронежского региона сквозь пелену веков, пытаясь взглянуть на таинственный и загадочный Воронеж. Насколько это удалось нам, судить читателю. Тайна, истории города началась с названия реки, имя которой появилось еще в праславянское время. Это имя перешло на называние города. Это обстоятельство часто наводило исследователей на недоуменные вопросы: о городе или реке идет речь? И по сей день это вызывает горячие споры."Более всего вызывает пересуд местоположение древнего города, хотя арабские купцы и путешественники, посещавшие эти места, уверенно твердили, что «на восточных пределах Руси имеется русский город Вантит (Вайт, Вабнит). Они оставили подробное описание быта, нравов, рода занятий жителей города. Ученые вновь заспорили, относя этот город даже в район Киева. (Но благо что Киев находился не на пределах Руси, а в центре ее.) Академик Б. А. Рыбаков размещал этот город на Михайловском кордоне, называя междуречье Дона— Воронежа «воронежским узлом». Он прав в том отношении: как же можно пренебречь тысячами могильных холмиков, разбросанных по правобережью реки Воронеж на северной оконечности города? Они таят в себе множество неразгаданных тайн.
В 1177 году русские летописи вновь упомянули реку Воронеж и города, расположенные на правом берегу. Они указали место, куда бежал князь Ярополк Ростиславович, в котором он «прехожаще от града в град». И вновь историки и краеведы заспорили, стараясь найти таинственный и загадочный летописный Воронеж. Отдельные из них местоположение его указали в районе Липецка. Но большинство краеведов прочно стоит на Позициях расположения того города в пределах современной городской черты. Воронежские историки, в том числе и археологи, находя древние городища близ Воронежа, предполагают в них летописный город, как это было с раскопками Семилукского городища (уж слишком велико было желание найти этот город).
Определенная часть историков и краеведов серьезно верила (и продолжает верить), что после монголотатарского нашествия город Воронеж перестал существовать, а весь регион запустел и стал Диким полем. Эта точка зрения неверна. Воронежский край был владением золотоордынских ханов, а правобережье реки Воронеж вплоть до рек Вороны и Хопра (что летописи означают местом городов Червленого Яра) служило буферной зоной для русских княжеств. Центром зоны являлся город Карасу (так он назван в персидских источниках), на европейских картах этот город фигурировал под именем Воронеж. В этом еще одна загадка отечественной истории.
В работе «Древняя Российская Вифлиофика» историй В. Н. Татищев фиксирует Воронеж и в более поздние времена (до построения крепости в 1585 году), а именно в 1496, 1549 и 1551 гг.
На наш взгляд, Воронеж существовал более тысячи лет, в разные времена, меняя свое название. Местоположение его — современная университетская горка, из-под которой бьет источник. Здёсь на вершине горки в 1585 году была возведена сторожевая крепость.
Прекрасный знаток края историк Л. Б. Вейнберг, в книге «Очерк замечательнейших древностей Воронежской губернии» (1891г.) подчеркивал древность обитания этих мест, где каждый холм, ложбина, мыс хранили загадки и тайны. Он приводил слова дачников, удивлявшихся тому фактору, что «где ни вскопаешь, все зола да зола». Города и поселения вокруг Воронежа горели неоднократно. Но всякий раз они возрождалась. Сам историк с горечью восклицал: «Исчез народ, здесь обитавший, оставив по себе одни лишь предания, но памятники его пребывания уцелели».
Данные археологи свидетельствуют, что население городов на правобережье реки Воронеж было неоднородным. Земледельцы свободно уживались здесь с кочевниками, переходившими, к оседлому образу жизни. И этому факту есть реальное объяснение. Ведь река Воронега выступала далеко в степь и об этот оазис разбивайся не один вал этнических нашествий, катившийся по Великой степи.
Историческая память города Воронежа хранит в себе еще множество неразгаданных проблем, постигнуть которые — задача каждого воронежца. Ведь «человек, проживший без знания истории свою жизнь, обладает лишь опытом одного поколения (опытом своей краткой жизни). Человек же, знающий историю, суммирует в себе опыт множества поколений», — подчеркивал Валентин Пикуль.
