Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 4. Canine and Feline Endocrinology.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
7.07 Mб
Скачать

Определение

Спонтанный гипертиреоз (тиреотоксикоз) – клиническое состояние, развивающееся в результате чрезмерной выработки и секреции тироксина (Т4) и трийодтиронина (T3) щитовидной железой. Почти всегда гипертиреоз является следствием первичного автономного нарушения самой щитовидной железы, чаще всего из-за аденоматозной гиперплазии или доброкачественной аденомы. Аденоматозная гиперплазия - самое распространенное патологическое изменение. Причиной гипертиреоза у кошек также может быть функциональный рак щитовидной железы. Аденома гипофиза, секретирующая тиреостимулирующий гормон (также известный как тиреотропин; ТСГ) – редкая причина гипертиреоза у людей (Beck-Peccoz et al, 2009), пока не описанная у кошек. Прочие причины гипертиреоза, такие как чрезмерные количества экзогенного гормона щитовидной железы (Kohler et al, 2012) или острое разрушение ткани щитовидной железы, приводящее к чрезмерному высвобождению тироксина, также не описаны у кошек.

История гипертиреоза

Клинический синдром гипертиреоза кошек был неизвестен практикующим ветеринарным врачам до публикации трех клинических работ Peterson et al, 1979, Holzworth et al, 1980 и Jones and Johnstone, 1981. После выхода этих публикаций практикующие врачи начали все чаще распознавать симптомы, характерные для гипертиреоза (тиреотоксикоза), у кошек. С 1980 по 1985 гг в Университете Калифорнии 125 кошкам был поставлен диагноз гипертиреоза. За сходный период в Ветеринарном центре Нью-Йорка диагностировалось примерно по три таких случая в месяц (Peterson et al 1983). К 1993 г гипертиреоз стал распространенным заболеванием как в США, так и в Великобритании (Thoday and Mooney, 1992; Broussard et al 1995). В 2004 г авторы ретроспективного исследования оценили распространенность гипертиреоза кошек в США как 3% от всех визитов в клинику (Edinboro et al, 2004). В настоящее время гипертиреоз кошек – распространенная проблема во многих странах мира, включая Европу, Австралию, Новую Зеландию, Японию и Гонконг. Интересно, что распространенность, по-видимому, значительно варьирует в зависимости от географической области. Например, распространенность гипертиреоза в городских областях Германии оценивается как 11,4% (Sassnau, 2006), в то время как распространенность в Гонконге по оценкам составляет 3,9% (De Wet et al, 2009). Предполагается, что появление клинического гипертиреоза связано с постепенным внедрением готовых кормов для кошек в разных культурах мира. Интересно, что готовые корма для кошек впервые поступили в пробную продажу на обоих побережьях США в середине 1960 гг. Таким образом, первое поколение кошек, выращенных почти полностью на готовых кормах, достигло среднего и пожилого возраста к концу 1970 гг – началу 1980 гг, что совпадает с появлением случаев гипертиреоза кошек в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. К факторам, способствующим увеличению числа диагностированных случаев гипертиреоза кошек с 1980 гг, относятся большая осведомленность владельцев добавление общего Т4 в список плановых биохимических показателей для пожилых кошек, улучшение ветеринарного обслуживания кошек и увеличение продолжительности их жизни. Однако почти нет сомнений, что истинная распространенность заболевания также повысилась со времени первых публикаций в 1979 и 1980 гг. К сожалению, несмотря на ряд проведенных эпизоотологических исследований по оценке факторов риска гипертиреоза кошек, единичного фактора риска не выявлено, поэтому полагают, что заболевание многофакторно.

ПАТОЛОГИЯ

Предпосылки

Хотя гипертиреоз кошек считается распространенным заболеванием уже 20-25 лет, подробных обзоров патологии щитовидной железы кошек не опубликовано. Тем не менее, публикации, описывающие исследование хирургически удаленных тканей и результатов вскрытия, подтверждают, что наиболее распространенным патологическим изменением является многоузловой аденоматозный зоб. Доброкачественные опухоли встречаются гораздо чаще злокачественных.

Доброкачественные опухоли щитовидной железы

Многоузловой аденоматозный зоб

Аденома из фолликулярных клеток и многоузловая аденоматозная гиперплазия – самые распространенные гистологические изменения щитовидной железы, описанные у кошек с гипертиреозом. Оба гистологических отклонения доброкачественные и могут развиваться вместе. И при аденоме, и при аденоматозной гиперплазии щитовидной железы фолликулярные клетки однородны и имеют форму от кубической до столбчатой, с единичными сосочковидными вдавлениями, образующими фолликулы с различным объемом коллоида (Maxie, 2007). Аденомы щитовидной железы видны невооруженным глазом, имеют тонкую фиброзную капсулу и могут сдавливать окружающую нормальную ткань щитовидной железы. При аденоматозной гиперплазии щитовидной железы в ней присутствует один или несколько узелков из гиперпластических фолликулярных клеток. Узелки гиперпластической ткани варьируют по размеру от менее 1 мм до 3 см в диаметре (рис. 4-1). Клинически значимых различий между аденомой и аденоматозной гиперплазией не отмечено, и обе патологии могут присутствовать одновременно. Примерно у 70% кошек аденоматозная гиперплазия и аденомы двухсторонние, а у оставшихся 30% - односторонние. Часто в крупных аденомах присутствуют очаги некроза, обызвествления и кистозной дегенерации, в редких случаях образуются заполненные жидкостью кистаденомы. Нормальные фолликулярные клетки, окружающие аденомы и гиперпластические узелки, имеют низкую кубическую форму или атрофированы, со слабыми признаками эндоцитозной активности (Maxie, 2007).

РИС. 4-1 A, Многоузловой аденоматозный зоб, внешне напоминающий сжатую гроздь винограда. Это пример двухстороннего асимметричного увеличения щитовидной железы. B, После разреза крупного образования пополам видны кистозные изменения.

Злокачественные опухоли щитовидной железы

Рак щитовидной железы

Злокачественные новообразования в качестве причины гипертиреоза диагностируются примерно у 1-3% кошек с гипертиреозом и могут затрагивать одну или обе доли щитовидной железы. Клиническая картина опухоли может быть различной, от хорошо инкапсулированной опухоли, полностью подвижной и клинически неотличимой от доброкачественной до новообразований, очень крупных и прорастающих в окружающие ткани, спаянных с ниже- и вышележащими тканями и метастазирующих в локальные лимфатические узлы. Иногда в области шеи обнаруживаются множественные новообразования, также возможны метастазы в отдаленные органы. У кошек рак щитовидной железы обычно представляет собой хорошо дифференцированные аденокарциномы, состоящие из однородных мелких фолликулов с разным количеством коллоида (Maxie, 2007). Наиболее распространена смешанная плотная и фолликулярная морфологическая картина, хотя описаны также первичные фолликулярные и сосочковые изменения (Turrel et al, 1988). Опухоль может прорастать в кровеносные сосуды и капсулу из соединительной ткани. Опухолевые клетки могут быть разделены тяжами соединительной ткани с обильной капиллярной сетью, образующими более мелкие дольки. Нефункциональные опухоли щитовидной железы у кошек редки (Turrel et al, 1988; Guptill et al, 1995). В одной из серий случаев описана нефункциональная опухоль щитовидной железы сосочкового типа (Turrel et al, 1988).

Отличить хорошо дифференцированный фолликулярный рак щитовидной железы от доброкачественной пролиферации фолликулярного эпителия только по гистологической картине не всегда возможно (Guptill et al, 1995). Критерии диагноза фолликулярного рака включают признаки прорастания в капсулу и сосуды, полиморфизм клеток, распространение за пределы капсулы или метастазы в отдаленные органы. При интерпретации результатов гистологического исследования необходимо учитывать клиническое поведение опухоли.

ЭТИОЛОГИЯ

Признаки первичной дисфункции щитовидной железы

Ранние исследования кошек с гипертиреозом в 1980 гг дали основания предполагать, что гипертиреоз обусловлен первичным нарушением щитовидной железы, а не стимуляцией железы циркулирующим гормоном, таким как ТСГ, тиреотропин-рилизинг-гормон (ТРГ) или тиреостимулирующими иммуноглобулинами. Ткань щитовидной железы кошек с гипертиреозом пересаживали под кожу бестимусных мышей, секреция эндогенного ТСГ у которых подавлялась введением левотироксина (также известного как L-тироксин и L-T4). Показано, что клетки щитовидной железы сохраняли свою кубическую форму, высокий потенциал к росту и функциональную автономию в организме бестимусных мышей (Peter et al, 1987). Кроме того, введение сыворотки кошек с гипотиреозом не стимулировало поглощение йода нормальной или гиперпластической тканью щитовидной железы. Недавно сходные результаты получены с помощью клеток, трансфицированных кошачьим рецептором ТСГ (Nguyen et al, 2002).