Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл: Источник:
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.06.2014
Размер:
697.34 Кб
Скачать

Вопрос №16

Территория и население. Во второй половине XVIII в. террито­рия России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях. В состав страны к концу XVIII в. вошли Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва.

Население России в середине XVIII в. составляло 18 млн. чело­век, к концу века — 36 млн. человек. Основная масса населения жила в сельской местности (54% крестьян были частновладельчески­ми и принадлежали помещикам, 40% крестьян — государственными и принадлежали казне, остальные 6% принадлежали дворцовому ве­домству). В городах проживало к концу века около 10% населения страны. К началу XIX в. в России насчитывалось 634 города, хотя многие из них оставались скорее административными и властными центрами сельской округи.

Сельское хозяйство. Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдался рост крепост­нических отношений вширь и вглубь. Они охватывали новые терри­тории и новые категории населения (вширь). Росло и бесправие, и эксплуатация крестьян (вглубь).

В 1783 г. крепостное право утвердилось на Левобережной Украи­не, а в самом конце века, в 1796 г.,— на юге Украины (Новороссия), в Крыму и Предкавказье. После русско-турецких войн и крестьян­ской войны 1773—1775 гг. была ликвидирована Запорожская Сечь.

На плодородных, но малонаселенных землях Новороссии (юг Ук­раины, Причерноморье) помещик мог поселить своих крестьян, полу­чая от государства от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. По 60 десятин земли получал любой желающий, кроме частновладельческих крепо­стных, включая иностранных колонистов, которых еще в 1762 г. Екатерина II своими манифестами стала привлекать в Россию. Так, сложились крупные центры поселения иностранных колонистов: в саратовском черноземье — немцев, в Новороссии — греков, армян. Освоение плодородных земель центра и вновь освоенных территорий страны открыло начало экспорта зерна России за границу через чер­номорские порты Херсон, Николаев, Одессу.

Во второй половине XVIII в. окончательно определились регио­ны, где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (де­нежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до шести дней в неделю, была распространена в черноземных районах страны. В нечерноземных районах помещики переводили крестьян на денеж­ный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки.

По всей стране расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Стремясь добиться увеличения производства зер­на на продажу, помещики в барщинных хозяйствах стали переводить крестьян (с 80-х годов) на месячину. У крепостного крестьянина от­бирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие ра­ботать на помещика. Вырос и размер денежного оброка: в среднем в 5 раз к концу века по сравнению с серединой столетия. Заработать деньги можно было, либо занимаясь промыслом, либо уходя на зара­ботки. Крестьянин все больше терял связь с землей, что вело к раз­рушению крестьянского хозяйства.

Отдельные помещики шли по пути рационализации своего хозяй­ства. Они стремились увеличить свой доход, не трогая основ крепо­стнической системы. В их имениях стали применяться технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры (подсолнечник, табак, в незначительных размерах карто­фель). Большую роль в этом сыграло «Вольное экономическое обще­ство к поощрению в России земледелия и домостроительства», осно­ванное в 1765 г. и просуществовавшее до 1917 г. В ряде хозяйств помещики стали строить мануфактуры, где использовался труд кре­постных крестьян.

Таким образом, крепостное хозяйство использовало несвойствен­ные ему формы и методы организации труда, что было одним из проявлений начавшегося разложения крепостнических производствен­ных отношений.

При Екатерине II были приняты законодательные акты, позво­ляющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Крепо­стной уже мало отличался от раба.

Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу/с зачетом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Их можно было проиг­рать в карты, безвинно наказывать. Зачастую помещик пользовался «правом первой ночи». Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). В 1767 г. был из­дан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.

Промышленность. В 1785 г. было издано специальное «Ремес­ленное положение», являвшееся частью «Жалованной грамоты горо­дам». Не менее пяти ремесленников определенной специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину.

Правительство преследовало цель превратить городских ремеслен­ников в одну из сословных групп тогдашнего феодального общества.

Наряду с городским широкое развитие получило ремесло в про­мысловых селах. Мануфактура в районе Иванова выросла из тек­стильного промысла, который вели крестьяне графа Шереметева; Павлово на Оке славилось металлическими изделиями; район Хохло­мы (ныне Нижегородская область) — деревообработкой; Гжель (в Подмосковье) — керамическими изделиями; Кимры (Тверская об­ласть)— кожевничеством и т. д.

Из числа богатых крестьян, многие из которых были крепостны­ми, выделялись так называемые «капиталистые» крестьяне. Они от­крывали свои предприятия, на которые нанимали своих же односель­чан. Однако такой «капиталистый» крестьянин оставался крепостным своего помещика, платившим ему многотысячный оброк. Однако лишь единицы «капиталистых» крестьян смогли выкупиться у своих помещиков и получить личную свободу.

Во второй половине XVIII в. происходил дальнейший рост ману­фактурного производства в стране. (В середине XVIII в. — более 600, а к концу столетия их насчитывалось уже более 2000 предприятий.) По-прежнему еще было велико число мануфактур, основанных на крепостнической эксплуатации работников. Крепостное право опреде­ляло характер отношений между заводчиками и работниками в ме­таллургии, суконном и полотняном производстве, а также на пред­приятиях, основанных в вотчинах.

В ряде отраслей промышленности во второй половине XVIII в. использовался вольнонаемный труд. Это особенно относилось к предприятиям текстильной промышленности, где трудились крестья­не-отходники. Являясь крепостными крестьянами, они зарабатывали необходимую сумму (оброк) для уплаты своему помещику. Отноше­ния вольного найма, в которые вступали заводчик и крепостной кре­стьянин, представляли уже капиталистические производственные от­ношения.

В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян к заво­дам. В том же году правительство прекратило приписку крестьян к предприятиям. Начал складываться рынок вольнонаемного труда. К концу XVIII в. насчитывалось более 400 тыс. наемных рабочих в России.

Мануфактуры, основанные после 1762 г. лицами недворянского происхождения, работали уже исключительно на вольнонаемном тру­де. В 1767 г. были отменены откупа и монополии в промышленно­сти и торговле. Дальнейший толчок развитию ремесла и промышлен­ности дал указ 1775 г., разрешивший крестьянскую промышленность. Это привело к росту числа заводчиков из купцов и крестьян, вкла­дывающих свои капиталы в промышленность.

Итак, процесс складывания капиталистических производственных отношений стал необратимым. Однако нужно постоянно помнить, что оформление и дальнейшее развитие капиталистического уклада проходило в стране, где господствовало крепостничество, оказывав­шее огромное влияние на формы, пути и темпы формирования капи­тализма.

Финансы. Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содер­жание двора и другие государственные нужды требовали больших де­нежных ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVHI в. в 4 раза. Однако расходы увеличились еще больше — в 5 раз.

Хронический дефицит бюджета Екатерина пыталась преодолеть традиционными приемами. Одним из них был выпуск бумажных ас­сигнаций. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу XVIII в. бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. серебром). Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй — в сле­дующем году в Италии.

Бюджет России был типичен для абсолютистских государств Ев­ропы. Доходы росли за счет повышения налогов — как прямых (по­душная подать), так и косвенных (продажа казной вина, соли и дру­гих товаров, таможенные пошлины, доходы от чеканки монеты и др.). В расходной части бюджета на первом месте стояли затраты на армию и флот, далее шли расходы на управление, содержание двора, незначительные средства тратились на развитие науки, просвещения и искусства.

Канун Крестьянской войны. В 1771 г. в Москве вспыхнуло вос­стание горожан, получившее название «Чумной бунт». Чума, начав­шись на русско-турецком театре военных действий, несмотря на стро­гий карантин, была занесена в Москву и косила до тысячи человек в день. Городские власти в экстремальной ситуации растерялись, что усилило недоверие к ним. Поводом к восстанию стала попытка мос­ковского архиепископа Амвросия и губернатора П. Д. Еропкина уб­рать чудотворную икону Богородицы с Варварских ворот Китай-горо­да (тысячи москвичей прикладывались к ней). Амвросий был растер­зан толпой в Донском монастыре. Три дня в городе бушевал мятеж. Из Петербурга был направлен на подавление восстания фаворит импе­ратрицы Г. Г. Орлов с гвардейским полком. Было убито свыше ста человек, многие наказаны кнутом, розгами, плетьми.

За десятилетие, предшествовавшее Крестьянской войне, историки насчитывают более 40 выступлений крепостных крестьян. В 50—70-е годы XVIII в. большого размаха достигло бегство доведенных до отчаяния крестьян от своих господ. Среди населения получили распро­странение подложные указы и манифесты, содержавшие слухи о яко­бы скором освобождении крестьян от крепостной зависимости. Име­ло место и самозванчество: есть сведения о шести случаях появления до начала Крестьянской войны «Петров III» — двойников погибшего в 1762 г. императора. В такой обстановке вспыхнула Кре­стьянская война под руководством Е. И. Пугачева.

Е. И. Пугачев. Емельян Иванович Пугачев родился в Зимовейской станице на Дону, в семье бедных казаков. С 17 лет он принимал участие в войнах с Пруссией и Турцией, получил младший офицерский чин хорунжего за храб­рость в боях. Е. И. Пугачев не раз выступал в роли челобитчика от крестьян и простых казаков, за что и был арестован властями. В 1773 г. Е. И. Пугачев, которому был тогда 31 год, бежал из казан­ской тюрьмы. Путь его лежал на Яик, где местным казакам он пред­ставился как император Петр III. С отрядом в 80 казаков он двинул­ся на Яицкий городок — центр местного казачьего войска. Спустя две недели армия Е. И. Пугачева насчитывала уже более 2,5 тыс. че­ловек и располагала 29 пушками.

Участники Крестьянской войны. Движение под руководством Е. И. Пугачева началось в среде казачества. Особый размах придало восстанию участие в нем крепостных крестьян, мастеровых, работ­ных людей и приписных крестьян Урала, а также башкиров, марий­цев, татар, удмуртов и других народов Поволжья. Как и его предше­ственники, Е. И. Пугачев отличался веротерпимостью. Под его зна­менами вместе сражались и православные, и старообрядцы, и мусульмане, и язычники. Их объединяла ненависть к крепостниче­ским порядкам.

«Удивительными образцами народного красноречия» назвал А. С. Пушкин несколько манифестов и указов Е. И. Пугачева, дающих представление об основных лозунгах восставших. По форме эти до­кументы отличались от «прелестных писем» И. И. Болотникова и С. Т. Разина. В условиях сложившегося административно-бюрократи­ческого аппарата власти вождь восставших использовал характерные для нового этапа развития страны формы государственных ак­тов — манифесты и указы.

«Жалованной грамотой крестьянству» назвали историки один из наиболее ярких манифестов Е. И. Пугачева. «Всех находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков» он жаловал «вольностью и свободою», землями, сенокосными угодьями, рыбны­ми ловлями и соляными озерами «без покупки и без оброку». Мани­фест освобождал население страны «от податей и отягощениев», «чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев». Утопическим идеалом общественной жизни восставших было возвращение к кре­стьянским общинам, чья жизнь была устроена по казацкому образцу.

Ход Крестьянской войны. Крестьянская война началась с захва­та отрядом Е. И. Пугачева небольших городков на Яике и осады Оренбурга — крупнейшей крепости на юго-востоке России. Царские войска под командованием генерала В. А. Кара, посланные на вы­ручку Оренбурга, были разбиты. Башкиры во главе с Салаватом Юлаевым, шедшие вместе с В. А. Каром, приняли сторону Е. И. Пу­гачева. Армия восставших была организована по образцу казачьего войска. Под Оренбургом сложился штаб восставших — Военная коллегия. Дисциплина и организация в войске Е. И. Пугачева были сравнительно высокими, однако в целом движение, как и в предыду­щих крестьянских войнах, оставалось стихийным.

Отдельные отряды восставших под предводительством соратни­ков Е. И. Пугачева — Салавата Юлаева, работных людей уральских заводов Хлопуши и Ивана Белобородова, казака Ивана Чики-Зарубина и др.— захватили Кунгур, Красноуфимск, Самару, осадили Уфу, Екатеринбург, Челябинск.

Напуганная размахом крестьянского движения Екатерина II по­ставила во главе правительственных войск бывшего руководителя Уложенной комиссии генерала А. И. Бибикова. Сама Екатерина II объявила себя «казанской помещицей», подчеркнув близость интере­сов царской власти и дворянства.

В марте 1774 г. Е. И. Пугачев потерпел поражение под Татище­вой крепостью в районе Оренбурга. После поражения под Татище­вой начался второй этап Крестьянской войны. Восставшие отступили на Урал, где их армия пополнилась за счет приписных крестьян и заводских горнорабочих. Оттуда, с Урала Е. И. Пугачев двинулся к Казани и взял ее в июле 1774 г. Однако вскоре к городу подошли основные силы царских войск под командованием полковника И. И. Михельсона. В новом сражении Е. И. Пугачев потерпел поражение. С отрядом в 500 человек он перешел на правый берег Волги.

Начался третий, заключительный этап восстания. «Пугачев бежал; но бегство его казалось нашествием»,— писал А. С. Пушкин. Кре­стьянство и народы Поволжья встретили Е. И. Пугачева как освобо­дителя от крепостной неволи. Во главе правительственных войск вместо умершего А. И. Бибикова был поставлен П. И. Панин. С те­атра русско-турецкой войны был вызван А. В. Суворов. Отряд само­го Е. И. Пугачева двинулся вниз по Волге с тем, чтобы впоследст­вии прорваться на Дон, где он рассчитывал получить поддержку донского казачества. В ходе движения на юг пугачевцы захватили Алатырь, Саранск, Пензу, Саратов.

Последнее поражение Е. И. Пугачев потерпел после неудачной попытки взять Царицын у Сальникова завода. С небольшим числом преданных ему людей он попытался укрыться за Волгой, чтобы впо­следствии продолжать борьбу. Группа зажиточных казаков, стремясь предательством заслужить милость императрицы, схватила Е. И. Пу­гачева и выдала его властям. В деревянной клетке Е. И. Пугачев был отправлен в Москву. 10 января 1775 г. Е. И. Пугачев и его бли­жайшие сторонники были казнены в Москве на Болотной площади. Так же жестоко расправился царизм с рядовыми участниками восста­ния: по Волге и другим рекам плыли плоты с виселицами. Раскачи­вающиеся на ветру трупы повешенных должны были, по мысли ка­рателей, запугать население страны и тем самым предотвратить но­вые выступления.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева окон­чилась поражением по тем же причинам, что и другие крупные вы­ступления народных масс: ей свойственны были стихийный характер, локальность движения, неоднородность его социального состава, пло­хое вооружение, наивный монархизм, отсутствие ясной программы и цели борьбы. Крестьянская война заставила Екатерину II провести серию реформ по централизации и унификации органов управления в центре и на местах и законодательному закреплению сословных прав населения.