Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Особенности д-р отношений в семьях с детьми с овз.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.25 Mб
Скачать

2.7. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями

Проведенное исследование позволило выявить психологические особенности детско-родительских отношений, обусловливающие нарушения эмоционально- личностного и психосоматического развития ребенка, среди которых наибольшее влияние имеют ранние взаимоотношения ребенка с матерью.

Механизм возникновения ПСЗ можно описать следующим образом:

  • Тяжелое эмоциональное состояние матери (стрессы, депрессия, конфликты) приводят к снижению чуткости к потребностям ребенка и эмоциональному отвер­жению его. Эмоциональная нестабильность не позволяет матери адекватно отвечать на потребности ребенка, она не может «настроится» на состояние ребенка, не мо­жет распознать и понять причин его поведения. В младенческом возрасте недоста­точная чуткость матери по отношению к ребенку расценивается как негативный фактор. В.В. Ковалев (1967) утверждает, что младенческий и ранний возраст харак- терезуется сомато-вегетативным уровнем нервно-психического реагирования в от­вет на различные вредности, который выражается в повышении общей и вегетатив­ной возбудимости, нарушении аппетита, сна, частых простуд. Учитывая исходную функциональную несостоятельность различных процессов организма, на эмоцио­нальное отвержение ребенок может реагировать нарушением в соматической сфере.

  • Снижение чуткости к потребностям ребенка и эмоциональное отвержение вызывает базальную тревогу ребенка (страх быть покинутым). Ребенок, в силу не­зрелости адаптационных механизмов и психологической защиты, реагирует на нее нарушениями в соматической сфере.

Нарушения в соматической сфере ребенка усиливает тревогу, и чувство вины матери, и приводит к чрезмерной заботе матери о здоровье ребенка. Работает ме­ханизм вторичной выгоды. Мать, уделяя много времени и сил на лечение ребенка, неосознанно пытается оправдать себя. Она пытается заменить эмоциональную связь и чуткость внешней активностью, связанную с уходом за ребенком. Болезнь становится связующим звеном между матерью и ребенком, восполняя дефицит эмоциональной связи, а поэтому становится условно желательной и для ребенка и для матери. В результате, во внешнем поведении мать демонстрирует воспитание по типу гиперпротекции, а, на глубинном, неосознаваемом уровне, проявляет эмо­циональное отвержение.

Эмоциональное отвержение ребенка в семье часто наблюдается на фоне вы­сокого уровня конфликтности в супружеской паре и вынесения конфликта в сферу детско-родительских отношений. Недовольство какими-либо качествами супруга часто приводит к приписыванию этих качеств ребенку. Страх матери остаться од­ной, быть никому не нужной вызывает стремление оставаться симбиозе, игнори­ровать взросление ребенка, а значит, пренебрегать его интересами и стремления­ми. Такое включение болезни в мотивационную структуру всех членов семьи при­водит к снижению эффективности лечения. Это проявляется и в ответах больных детей на незаконченные предложения: «Когда ребенок болеет - дома никто не ру­гается», или «Когда ребенок болеет - не надо заниматься». Болезнь становится хронической, и лечение не помогает.

Сравнительный анализ результатов диагностического исследования позволил обнаружить корреляционные связи по следующим параметрам (коэффициент кор­реляции Спирмена):

  • негативной оценкой матерью своего психоэмоционального состояния и шкалой «гиперпротекции» 1=4,8878, р<0,01;

  • негативной оценкой матерью своего психоэмоционального состояния и эмо­циональным отвержением ребенка 1=3,0032, р<0,05;

  • негативной оценкой матерью своего психоэмоционального состояния с нега­тивным характером отношений с мужем 1=4,27428,р<0,01;

  • негативной оценкой матерью своего состояния и недостаточным участием отца в уходе за ребенком 1=4,0942,р<0,01.

Таким образом, формирование личности ребенка с АЗ часто происходит на фоне высокого уровня конфликтности в родительской паре и эмоционально неста­бильной матери. Отец в данных семьях не может обеспечить необходимую под­держку матери, и не включен в триангулярные отношения, соответственно, впо­следствии не участвует в психологическом «разделении» матери и ребенка, что приводит к фиксации объектных отношений на уровне симбиотических отношений в диаде «мать-ребенок». Мать ребенка, страдающего АЗ, имея дисгармоничные от­ношения с отцом ребенка, переносит все внимание и все свои желания на ребенке, чрезмерно опекая его, что препятствует необходимому для его развития процессу сепарации и индивидуализации. Все это приводит к специфическим для семей, вос­питывающим детей с ПСЗ детско-родительским отношениям.

Специфичность заключается в том, что в этих семьях сочетаются различные отклонения в воспитании: гиперпротекция (60,98%), воспитательная неуверен­ность родителей (41,46%), недостаточность санкций (34,15%), неустойчивый стиль воспитания (39,02%), неудовлетворение потребностей ребенка, чрезмер­ность требований-обязанностей ребенка (24,39%).

Анализ сочетаний различных черт воспитания выявил следующие типы не­гармоничного воспитания в семьях основной группы:

  1. В первом типе семей основным патогенным фактором является гиперпро­текция, в сочетании с потворствованием, воспитательной неуверенностью мате­ри, неустойчивым стилем воспитания, и недостаточностью санкций. Этот тип семей наиболее многочислен и характеризует 34,15% матерей основной группы.

Ребенок находится в центре внимания матери. Мать считает своим долгом обе­регать его от трудностей и живет жизнью ребенка. У нее появляется стремление игнорировать взросление ребенка, поощрять его детские качества. Она не верит в успешность ребенка, не доверяет ему, считает его неловким, неумелым, «хруп­ким», болезненным. Ребенок полностью зависит от матери, при этом пресекаются любые попытки сделать что-то по-своему, проявить самостоятельность. В этом случае на эмоциональном уровне пресекаются любые попытки ребенка проявить активность и инициативу. Этот тип семей практикует стиль воспитания, который можно назвать воспитанием по типу потворствующей гиперпротекции.

  1. Во втором типе семей основными факторами неблагополучия являются гиперпротекция с неудовлетворением потребностей ребенка, неустойчивый стиль воспитания, чрезмерность требований-обязанностей, и повышенные санк­ции. При такой форме воспитания недооцениваются положительные качества ре­бенка и преувеличиваются или приписываются ему отрицательные. Мелочная придирчивость, стремление все поведенческие реакции ребенка свести к негатив­ному суждению о нем, подавление ребенка, постоянный укор за то, что он не оп­равдывает ожидания родителей, неверие в его силы и потенциальные возможно­сти, концентрация внимания на его недостатках, унаследованных или приобретен­ных, обусловливают выбор авторитарного стиля семейного воспитания. Такой тип негармоничных детско-родительских отношений выявлен у 26,83% матерей ос­новной группы и является воспитанием по типу доминирующей гиперпротекции с эмоциональным отвержением.

3. В третьем типе семей гиперпротекция не выявляется, основными фактора­ми неблагополучия являются игнорирование потребностей ребенка и чрезмер­ность требований-обязанностей, что можно определить как воспитание по типу эмоционального отвержения при жестоком обращении с ним. Ребенок вызывает у родителя полное неприятие, раздражение и злость. Он главная помеха в жизни, он мешает, раздражает, приносит одни только хлопоты. Ребенок чувствует себя отвергнутым и нелюбимым. Ребенка жестко наказывают, часто с использованием ремня. Такой тип негармоничных детско-родительских отношений выявлен у 21,95% матерей основной группы.

Выявленные особенности воспитания приводят к нарушениям в развитии гармоничной личности ребенка, затрудняют его дальнейшую социальную адапта­цию. Гиперпротекция тормозит личностное развитие ребенка, лишает его само­стоятельности. Эмоциональное отвержение больного ребенка ведет к формирова­нию у него неуверенности в себе, чувства неполноценности, и может вызывать ре­акции протеста.

По сути, все три вышеописанных типа детско-родительских отношений яв­ляются формами эмоционального отвержения личности ребенка. Проявления эмо­ционального отвержения под разными масками базируются на едином запрете ре­бенку быть самим собой, иметь свойственную ему индивидуальность, возможность жить и развиваться в соответствии со своими личностными особенностями, иметь свои чувства и переживания. Такой запрет (вербальный он или невербальный) ста­новится патогенным фактором в развитии личности ребенка, обусловливающим на­рушения как в эмоционально-личностном развитии, так и в психосоматическом развитии. Этот запрет проявляется в проективных методиках в виде заниженной самооценки, и в незаконченных предложениях в виде запрета на чувства: «Когда я плачу - я не плачу», «Когда я боюсь - я не боюсь», и в случаях, когда у матери конфликтные отношения с отцом - запрет на положительные чувства к отцу (матери часто говорят, что ребенок плохо относится к отцу, но при диагностической работе с ребенком выявляется обратное). Поэтому, у таких детей выявляются множествен­ные нарушения эмоционально-личностного развития. Подавление способности осознавать свои эмоции способствует избыточному физиологическому ответу на негативные воздействия внешней среды и снижению способности к вербализации аффекта, что характеризует больных с ПСЗ. Так появляется алекситимия - неспо­собность человека «считывать» эмоциональные процессы, воспринимать свои чув­ства и описывать их словами. В. Бройтигам с соавторами считает, что алекситимию можно рассматривать как особую форму задержки психического развития, при ко­тором у ребенка нарушается способность выражать свои эмоции словами, а недос­таточное воображение приводит и к нарушению процесса идентификации с окру­жающими, а соответственно, к неумению вообразить себя на месте собеседника и представить его чувства. Это приводит к нарушению эмоционального контакта с людьми и социальной дезадаптации.

При изучении детско-родительских отношений значимо учитывать не только отношение и воздействие родителей на ребенка, но и собственную активность ре­бенка. Информация, полученная в результате изучения детско-родительских отно­шений в представлении детей, дает возможность увидеть место ребенка в семье, его самоощущение, то какой он в этой семье, какие у него потребности и как ребенком воспринимаются отношения с другими членами семьи. Сравнительный анализ ре­зультатов рисунков двух групп позволяет увидеть некоторые особенности эмоцио­нально-личностной сферы детей, больных АЗ:

  • дети, страдающие АЗ находятся в симбиотических отношениях с матерью, что характеризуется эмоциональной незрелостью и зависимостью от матери; больные дети часто не видят иерархической разницы с взрослыми; это создает ситуацию сложности определения для ребенка собственного пространства и понимания сво­их границ и внутреннего мира;

  • работы детей страдающих АЗ выявляют дисгармоничность детско-родительских отношений в их семьях. У детей ярко выражено эмоциональное напряжение и тре­вожность. Дети уменьшают состав семьи, «забывая» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, либо исключают себя, что свиде­тельствует о ситуации эмоционального отвержения ребенка в семье.

«Все болезни представляют собой формы борьбы за приспособление внеш­ней среды к собственным нарциссическим потребностям. Сами дети не заболева­ют - любая болезнь ребенка обусловлена беспорядочным откликом на материн­скую и общественную среды....» 11.

***

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование позволило выявить особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями и сделать следующие выводы:

1. В семьях детей с аллергическими заболеваниями условия развития детей носят деструктивный характер с ранних этапов развития ребенка. Матери детей, страдающих аллергическими заболеваниями, имели негативную динамику физического и эмо­ционального состояния в период беременности и на ранних этапах развития ребенка, что затруднило формирование материнской идентичности и проявление материнской чуткости. В младенческом возрасте недостаточная чуткость матери по отношению к ребенку расценивается как негативный фактор. Ребенок, в силу незрелости адапта­ционных механизмов и психологических защит, реагирует на психотравмирующую ситуацию нарушением в соматической сфере.

  1. В семьях, воспитывающих детей с АЗ, выявлены типологические особенности родительского воспитания, негативно влияющие на личностное развитие ребенка: потворствующая гиперпротекция, обусловленная эмоциональным симбиозом ма­тери и ребенка; доминирующая гиперпротекция, обусловленная эмоциональным отвержением, скрывающимся под «маской» опеки; эмоциональное отвержение, обусловленное неприятием ребенка.

  2. Исследование выявило нарушения в эмоционально-личностном развитии и социальной адаптации дошкольников с ОВЗ, имеющих психосоматические заболе­вания, что обусловливает необходимость в комплексной психолого-педагогической помощи детям в условиях дошкольного учреждения, с обязательным вовлечением родителей в коррекционный процесс.