Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
45-55.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
318.37 Кб
Скачать
  1. Содержание и структура Федеративного договора. Сущность концепции республиканского суверенитета и основные аспекты ее критики.

12 июня 1990 г. Была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации.

Этот документ провозгласил, в частности, необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев РСФСР.

Юридически Советский Союз был государством-сателлитом, поскольку Конституция СССР закрепляла за республиками, входящими в его состав, право сецессии.

Однако воспользоваться данным правом советские республики смогли лишь в эпоху коллапса государства, когда политическая власть союзной элиты существенно ослабла.

Данное положение Декларации уже на нормативно-правовом уровне закрепил Федеративный договор от 31.03.1992.

Данный акт, установив отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, послужил основой для содержания будущей конституции России в сфере государственного устройства и федеративных отношений.

Документ фактически представляет собой три договора

  • «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»;

  • «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»;

  • «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».

Каждый из трех договоров, составляющих Федеративный договор, содержит исчерпывающее определение предметов ведения федеральных органов государственной власти, а также находящихся в совместном ведении органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

Все иные вопросы относятся к исключительному ведению субъектов РФ.

Таким образом, Федеративный договор закрепил юридическое неравенство различных субъектов России, выделив образования:

  • национально-государственные (суверенные республики в составе Российской Федерации),

  • административно-территориальные (края, области, города Москва и Санкт- Петербург)

  • национально-территориальные (автономная область и автономные округа).

В соответствии с положениями Договора наибольшей политической автономией обладали республики РФ. Для этих субъектов РФ Федеративный договор не послужил верховным юридическим документом регулирования отношений с Российской Федерацией.

Исследователи оценивают его скорее как международный правовой акт, но не как базовый для каждой из республик нормативный документ, основу регионального правотворчества в сфере федеративных отношений.

Во-первых, сами республики в Договоре были названы «суверенными», будто разработчики документа стремились придать им статус отдельных государств.

Во-вторых, согласно ч. 2 ст. VII Договора между федеральными органами государственной власти и органами власти суверенных республик в составе РФ регулирование отношений по разграничению полномочий между ними допускалось и в иных, не связанных с подписанием Договора формах, в том числе на двусторонней основе, в соответствии с Конституциями России и республик в составе Российской федерации.

Данная разрушительная для единой государственности норма стимулировала заключение двусторонних договоров между Россией и республиками с особенно сильными суверенными амбициями.

Таковой оказался, например, Татарстан, который не подписал Федеративный договор, а заключил в 1994 г. двустороннее соглашение с Россией «Во благо всех — России, Татарстана и международного сотрудничества» (как было зафиксировано в преамбуле данного документа).

Это соглашение по духу и букве было приближено к международным стандартам.

Татарстан получил через этот Договор признание Россией своего «особого статуса» в составе Российской Федерации и согласие органов власти России на «особые отношения» (договорные) с Россией.

Тенденция отступления от конституционно закрепленного требования единого и неделимого государственного суверенитета Российской Федерации проявляется в заключенных в том же 1994 г. договорах России с Башкортостаном и Кабардино-Балкарией.

И по форме, и по содержанию данные договоры выходят за пределы договорного регулирования и устанавливают фактически конфедеративный способ связи.