- •Лекция 16. Духовная жизнь эпохи эллинизма
- •I. Особенности культурных процессов. Новые черты общественного сознания
- •Особая роль Египта
- •II. Религия и философия. Религия.
- •Философская мысль
- •III. Развитие научных знаний. Образование
- •Образование.
- •III. Литература и искусство Эллинистическая литература
- •Градостроительство, архитектура и искусство
Философская мысль
В эллинистическое время продолжали существовать знаменитые афинские школы – Академия и Ликей. Известна была школа киников, основанная Диогеном из Синопы (ок. 412 - 323 до н.э.). К ней принадлежал некоторое время Бион Борисфенит, уроженец Ольвии, сын вольноотпущенника и публичной женщины. Из-за воровства отца вся семья была продана в рабство. Хозяином Биона стал некий ритор, по завещанию которого он получил свободу и денежное наследство. Эти деньги дали юноше возможность получить образование в Афинах. Впоследствии Бион вел бродячий образ жизни, проповедуя кинические истины, критикуя условности и предрассудки. Он умел производить впечатление на зрителей и «поднять на смех что угодно, не жалея грубых слов».
Бион считается создателем знаменитой кинической диатрибы, признаками которой являются обличительный пафос, сочетание серьёзности и насмешки, личные обращения к читателю-адресату, возражения самому себе и ответы на эти возражения,. Сам жанр получил название по сочинению Биона «Диатрибы», в котором он высмеивал человеческую глупость, восхвалял бедность и философию
В эпоху эллинизма возникли и новые философские школы - эпикурейцы, стоики и скептики.
Эпикурейство. Основатель школы, афинский философ Эпикур (341–270 гг. до н. э.), будучи последователем Демокрита, считал мир состоящим из атомов. Однако, в отличие от милетского философа, объяснявшего развитие Вселенной и общества жесткой закономерностью и не оставлявшего места для свободы, Эпикур считал, что атомы в своем полете могут отклоняться в сторону от прямой линии. Это, по его мнению, обусловливало свободу воли человека. Эпикур не отрицал существования богов, но рассматривал их как некие блаженные существа, также состоящие из атомов, живущие в своем особом мире и не вмешивающиеся в жизнь людей.
В системе мироздания, созданной Эпикуром, нашлось место представлениям о душе. Но и она состояла из атомов, только из особо «тонких», следовательно, не являлась бессмертной, распадаясь с кончиной человека. В центре этических взглядов эпикурейцев находилось понятие «наслаждение» - гедонис. Но под ним понималось не стремление к удовольствиям, а отсутствие страданий, спокойствие души, безмятежность. Отсюда – отказ эпикурейцев от участия в деятельности общества, полный уход в частную жизнь. «Проживи незаметно» – таков был лозунг Эпикура.
Стоицизм. Основателем школы, также возникшей в Афинах ок. 300 г. до н. э., был Зенон из Кития (336/332–264/262 до н. э.), эллинизированный финикиец с острова Кипр. Местом, где Зенон вел занятия с учениками, была Стоя Пойкиле («Расписная Стоя») на афинской Агоре), от которой пошло и название школы. Стоики, как и эпикурейцы, признавали материальность мира. Однако при этом они считали материю мертвой субстанцией, которая одушевляется разумной мировой душой – Пневмой. Эта разумная душа и есть Бог. Он неотделим от мира, растворён в материи и сам есть тончайшая материя, небесный Огонь, одухотворяющий и созидающий.
Раз в десять тысяч лет небесный Огонь поглощает материю в мировом пожаре, а затем создаёт обновлённый материальный мир. Человек в существующем мире должен подчиняться главному правилу - жить в согласии с природой. Это приводит к его слиянию с Богом, находящимся в ней. Такое слияние является возможным благодаря изначальному присутствию в человеческой душе тончайшей, огненной, божественной части – духа (пневма).
Развитие духа через добродетельное поведение и изжитие страстей является единственным путём к всеобщему счастью и братству всех людей. Человек, идущий по этому пути, сохраняет индивидуальность своей вечной сущности в мировом пожаре и возрождается в обновлённом мире. Для остальных же физическая смерть по сути является окончательной.
По учению стоиков, ничего случайного нет и быть не может. Все предопределено, все подчинено неумолимым законам судьбы. Свобода человека заключается только в том, чтобы подчиниться этим законам и следовать им. «Судьба желающего ведет, а нежелающего – тащит» - так сформулировал эту мысль Клеанф, ученик Зенона.
В области этики стоики проповедовали свободу от страстей, невозмутимость. Однако в отличие от эпикурейцев они выступали против ухода в частную жизнь, призывали к активному выполнению каждым его общественных обязанностей, в чем, по их мнению, выражалось следование мировому закону.
Учение стоиков широко распространилось по всему эллинистическому миру. Знакомы были с ним и в Северном Причерноморье. Одним из самых способных учеников Зенона был Сфер, уроженец Ольвии. Он долгое время жил в Египте, откуда был приглашён в Спарту, где учил философии мальчиков и юношей, среди которых был будущий спартанский царь Клеомен III.
Под влиянием идей Сфера Клеомен, придя к власти, приступил к глубоким преобразованиям в Спарте, которая находилась в таком же трагическом положении, что и Афины. Плутарх писал о городе того времени, что «спартиатов теперь было не более семисот, да и среди тех лишь около ста владели землёй и наследственным имуществом, а все остальные жалкою и нищею толпою сидели в городе, вяло и неохотно поднимаясь на защиту Лакедемона от врагов, но в постоянной готовности воспользоваться любым случаем для переворота и изменения существующих порядков».
Ликвидировав долги, наделив илотов равными правами с остальными гражданами и приступив к перераспределению земли на основах равенства и справедливости, молодой царь надеялся вернуть Спарте былое величие. Но его реформы вызвали протесты знати и Клеомен вместе со своим учителем бежал в Египет, где вскоре покончил с собой.
Скептицизм. Основателем школы был философ Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.). По его учению мир непознаваем по самой своей природе. Об этом свидетельствует хотя бы то, что все философы толкуют его по-разному. Поэтому следует отказаться от всяких положительных утверждений. Жить следует по законам житейского здравого смысла, руководствуясь прежде всего соображениями собственной пользы.
Стоики, эпикурейцы, скептики высшим этическим идеалом признавали не поиск блага и истины, как у Сократ, Платон и Аристотель, а атараксию – невозмутимость, хладнокровие, спокойствие. Для полисной эпохи с ее гражданственностью такой подход был бы невозможен. В новых условиях философы обращались не к члену общины, составляющему ее неотъемлемую часть, а к замкнутому в себе индивиду – «гражданину мира», заброшенному волей судьбы на необъятные просторы колоссальных монархий и неспособному влиять на ход общественно политических событий.
