Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
соц пси по фото.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.61 Mб
Скачать

Вопрос 35. Социальная психология в культурно-исторической перспективе.

Вопрос полностью соответствует ОДНОИМЁННОЙ статье Стефаненко в сборнике Социальная психология в современном мире. Будьте внимательны, если рассказывать его

придётся ей) Нарезка из статьи.

Возникновение социальной психологии как самостоятельной науки условно датируется 1908 годом - соответственно ее история практически совпадает с 20 столетием. Можно говорить о преобладании 2-х традиций: европейской и американской.

Только в последние десятилетия XX столетия социальные психологи стали задумываться о месте культуры в психологии, о проблемах их взаимосвязи и о необходимости налаживания в этой области контактов с другими науками о человеке и обществе. И только на рубеже веков многие, как и С. Фиск, пришли к осознанию того, что «мы рискуем, пренебрегая культурой, так как решающим для научного прогресса в XXI в. окажется международное сотрудничество»

Подобные тенденции можно обнаружить не только в американской и западноевропейской, но и в современной отечественной науке. НО! Необходимо помнить, что в СССР подход к социальной психологии как к культурно-исторической науке был заложен еще Л. С Выготским. Однако с сожалением приходится признать правоту В. П. Зинченко в том, что особенности советской эпохи, в которой создавалась культурно-историческая психология, не могли не отложить определенного отпечатка: Выготским и его последователями был осуществлен настоящий прорыв в социально-историческую (???) психологию, но не в культурно историческую психологию в более узком смысле слова.

Каковы же причины того, что культура заняла в соц.пси подобающее ей место:

1) Тенденции мирового общественного развития. Лишь начиная с 60—70-х годов XX столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся повышенным интересом народов во всем мире к своей традиционной культуре — стремлением сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность психологического склада, всплеском у многих миллионов людей этнической идентичности.

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения, характерного для второй половины XX в. Мы остановимся на понимании этноса как психологической общности, способной успешно выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

В наши дни этнос благодаря ряду присущих ему качеств является для человека одной из самых надежных групп поддержки. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно из этноса «исключить».

Тут можно вспомнить классификацию М. Мид про постфигуративные культуры (традиционные сообщества (особенно много их было на ранних этапах развития человечества), информация, получаемая в подобных культурах не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность; передача опыта от старших к младшим), конфигуративные культуры (в них преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников) и префигуративные (где не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия). Она не просто выделяла их, а говорила, что раньше преобладай постфигуративные культуры, в современном обществе идет преобладание конфигуративных культур Она так же лишь предсказывала появление префигуративных культур. По словам Стефаненко в жизни современного общества можно найти проявления того, что ее предсказания сбываются. НО! Если бы ее предсказание сбылось полностью, то человечество исчезло бы с лица Земли.

Итак, одна из психологических причин того, что роль факторов культуры в жизни народов и отдельных людей на рубеже веков возрастает — поиск ориентиров и стабильности в

перенасыщенном информацией, вызывающем чувство беспокойства и тревоги нестабильном

мире.

  1. интенсификация контактов между культурами, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации — от спутникового

телевидения до сети «Интернет».

  1. История развития самой науки: она долгое время интенсивно развивалась в одной стране — США, а исследователи и объект их изучения (в большинстве своем студенты- психологи второго курса) являлись носителями одной культуры — евро-американской в

широком смысле слова.

Нормальными и универсальными воспринимались социальными психологами ценности западного индивидуалистического общества (свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях и власть над окружающими). Например, считалось само собой разумеющимся, что в результате социализации в западной культуре «дети, по мере своего взросления, становятся все более склонны интерпретировать поведение с точки зрения личностных качеств другого». И именно эту особенность западной культуры до сих пор рассматривают как основу для фундаментальной ошибки атрибуции, хотя сомнения в ее «всемирной» фундаментальности зародились еще в 80-е годы XX столетия. Уже тогда Дж Миллер обнаружила, что выросшие в коллективистической культуре индийцы чаще, чем американцы, объясняют происходящее в терминах ситуационных факторов и реже прибегают к терминам общих личностных диспозиций.

Приведем пример из другой области социальной психологии. На протяжении длительного времени конформность не только рассматривалась в качестве фундаментального процесса групповой динамики, но и ее уровень, выявленный С Ашем в начале 50-х гг. XX в в США, считался универсальным и не зависящим от культуры Действительно, при повторении экспериментов в разные годы и во многих странах — Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Португалии, Франции и др. — уровень конформности был близок к обнаруженному в США. Но столь же длинным оказывается и список стран, в которых испытуемые демонстрировали более высокий (Зимбабве, Гана, Фиджи, Китай), более низкий (Германия, Япония) и даже нулевой (Канада, та же Великобритания) уровни конформных реакций.

Столь противоречивые результаты можно объяснить влиянием культурных традиций. И действительно, в исследованиях не раз подтверждалось, что представители одних народов — индонезийцы, китайцы, японцы — одобряли конформность, покорность и уступчивость больше, чем представители других — американцы, англичане и итальянцы. Из этого можно сделать только один вывод — конформность является продуктом социализации и инкультурации, от особенностей которых зависит ее уровень. Так, необычайно высокий уровень конформности (51%) был выявлен у африканских племен банту, чьи методы социализации отличаются необыкновенной суровостью (Триандис).

Исследования Бонд и Смит, которые, считая наиболее важными измерениями культуры индивидуализм и коллективизм, рассматривали их в качестве регуляторов поведения, влияющих на степень конформности. Сравнение уровней конформности и индивидуализма коллективизма в семнадцати странах мира подтвердило гипотезу авторов, согласно которой в коллективистических культурах конформность выше, чем в индивидуалистических.

Долгое время американская психология при этом оставалась эталоном для психологов всех стран. Лишь сейчас постепенно в странах «третьего мира» приступили к созданию индигенных теорий, «стремящихся взглянуть на группу глазами ее членов» и учитывающих социальный и культурный контекст — ценности, нормы, систему верований конкретной этнической общности».

На Западе тоже предпринимают значительные усилия по включению культурного контекста в социальную психологию. Сформировались две субдисциплины, различающиеся по взглядам на роль культуры в психологии и на методы изучения психологических переменных,

обусловленных культурой:

На западе предприняли значительные усилия по включению культурного контекста в социальную психологию. Сформировались две субдисциплины:

культурная психология изучает систематические связи между психологическими и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. В основе лежит emic подход: изучение только одной культуры со стремлением ее понять; использование специфичных для культуры единиц анализа; изучение любых элементов культуры. Предметом культурной психологии является сама культура а точнее субъективная культура (способы социального восприятия с помощью которых ее члены познают созданную людьми часть человеческого окружения).

- сравнительно-культурная (кросс-культурная психология), в основе которой лежит универсалистский так называемый etic подход: изучение психологических переменных 2 или нескольких культур со стремлением объяснить межкультурные различия и сходства; использование единиц анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния; стремление исследователя дистанцироваться от изучаемой культуры, занятие позиции внешнего наблюдателя. Основные задачи: проверка универсальности существующих социально психологических теорий; изучение психологических переменных которые отсутствуют в западном культурном опыте. Решив эти задачи можно прийти к конечной цели - попытаться собрать и интегрировать результаты, обобщив их в подлинно универсальной социальной психологии, валидной если не для всех, то для широкого круга культур.

Триандис: наилучшие результаты могут быть достигнуты при использовании комплексного etic-emic-etic подхода, при котором выделяются etic - категории и emic - способы их измерения. В сравнительно культурных исследованиях, выделив универсальные (etic) категории необходимо проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic) методов и только затем сравнивать используя etic подход.

Важным направлением социально-психологического анализа становится активная деятельность личности по конструированию этнокультурной реальности или порождению (Л.С.Выготский) культуры в процессе личностного развития.

Классификация культур по ММид:

  1. Префигуративные (традиционные). Жизнь ребенка повторяет жизнь родителей, очень многое заранее известно. Здесь авторитет у предков (как реально живущих, так и

умерших). Сейчас таких культур мало.

  1. Кофигруративные. Ориентация на взрослых современников (связь между родителями и детьми) - далеко не все распланировано, но нет разрыва между поколениями.

  2. Постфигуративные. Полный разрыв поколений. Старшее поколение не авторитет - молодежь живет уже в другом мире. М.Мид считала, что из чувства