Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
D (1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
288.26 Кб
Скачать

§2. Критика торговли

«В гораздо большей степени, чем все другие утописты, был крити­ком буржуазного общества Фурье. Служа приказчиком в оптовой торговле, он видел, как при всех политических пере­воротах процветает только капитал. Он видел, как торговля постоянно извлекала барыши из конфискации имений, из бумажно - денежного хозяйства, из континентальной системы, из поставок оружия, одежды и провианта для французских армий: коротко говоря — из всякого мероприятия револю­ционных властей и их наследника — Наполеона. Против гидры торговли, против торгового феодализма были направ­лены самые острые его стрелы», – отмечает немецкий философ, историк, исследователь утопического социализма Франц Меринг33.

Вот какую критику торговли можно прочесть в книге «Новый промышленный и общественный мир»: «Какова причина этого почитания новейшими философами торговли, в тайне ненавидимой всеми другими классами социального тела? Откуда это глупое пристрастие к торговцам, которых Христос бил лозой? Всё дело в том, что они заработали много денег и что островная держава простирает на весь индустриальный мир тиранию торговой монополии».34 Генезис капитализма приходиться на середину XVII века, начавшись в Англии и Нидерландах, а на родине Фурье во Франции капитализм стремительно начал набирать обороты после революции 1789 года, и данная экономическая конъюнктура стала для утописта объектом жесткой критики.

Утопист продолжает: «Анализ торговли - дело столь новое, что каждый её смешивает с мануфактурами, которые она старается тормозить и грабить. Главные негоцианты, так называемые торговцы сырьём, только и делают, что организуют грабёж фабрикантов и потребителей; они выведывают, какие продукты становятся редкими, чтобы их скупить, не выпускать на рынок, вздуть на них цены и, таким образом, вымогать деньги у фабриканта и покупателя. Наука, называемая экономизмом, приписывает глубокую гениальность этим скупщикам и спекулянтам, тогда как они - лишь болтуны, игроки и авантюристы, злодеи которых терпят»35.

В другом крупном сочинении Фурье - «Теория четырёх движений и всеобщих судеб», есть отдельный трактат называющийся «умозаключение о торговле», где Фурье выступает с обличительной критикой оной: «… торговля с виду как будто обслуживая промышленность, по существу старается лишь грабить её во всех направлениях; я привёл четыре примера такого грабежа с помощью банкротства, скупки, ажиотажа непроизводственных потерь. Банкротство есть ограбление общества в пользу купцов, которые никогда не несут на себе его тяжесть: если негоциант осторожен, он заранее подсчитал и учел риск банкротства и взимает прибыль в таких размерах, чтобы вознаградить себя заранее за этот риск… Скупка грабит социальный корпус: вздорожание припрятанного товара ложится своей тяжестью на потребителей… Ажиотаж36 грабит общество, отвлекая капиталы и сталкивая их в игре на повышение и понижение, приносящей огромные барыши наиболее ловким игрокам. Паразитизм или избыточное количество агентов, грабит социальный корпус двумя способами: он отвлекает бесконечное количество рабочих рук, занимая их непроизводственным трудом; яростная борьба бесчисленного количества купцов, козни которых порой чинят помехи, равносильные наложению запрета, порождает безнравственность и беспорядки»37.

Весьма интересный комментарий к этой критике даёт Туган – Барановский: «Большую часть населения современного государства Фурье относит к числу непроизводительных классов, ни сколько не содействующих, а иногда и препятствующих созданию общественного богатства. При этом обращает на себя внимание, что непроизводительными Фурье признаёт почти всех служителей торговли. Что же это значит, неужели наш автор не понимал необходимости товарного обмена в современном хозяйстве? Нет, Фурье отлично понимал эту необходимость, но его отрицательное отношение к торговле объяснялось тем, что в капиталистическом обществе торговля из подчиненного хозяйственного элемента по отношению к производству и потреблению, каковой она должна быть, становится элементом господствующим»38.

И это в действительности так, при возникновении новой системы хозяйствования торговля начинает доминировать над промышленностью, необходимость продажи или сбыта товаров быстро становится основой капиталистической формации. Но Фурье также говорил и о паразитизме, об избыточном количестве купцов – агентов, которые скупают и перепродают, утопист считает, что их слишком много и они не несут никакой общественной пользы или приносят вред.

В отношении торговли и непроизводительных классов сходно мнение современника Фурье, представителя английского утопического социализма Роберта Оуэна, он излагает аналогичную позицию, что совершенно неудивительно услышать от любого утописта: «Изучив денежную систему общества, мы обнаружили, что она превратилась в хитроумно устроенное приспособление для лишения людей, фактически производящих богатства, законных плодов их труда и для превращения трудящихся классов в рабов тех, кто бесполезен и ничего не производит. При помощи этого систематического, проводимого в широком масштабе обмана увековечены невежество и бедность, страх бедности и все виды пороков, преступлений и бедствий; пока будет позволено существовать такой несправедливости в отношении людей, производящих богатства, до тех пор бесполезные члены общества будут обладать изобильными богатствами, в то время как полезные будут обрекаться на голод»39.

В трудах Шарля Фурье можно встретить многое множество разных идей, некоторые из них вызывают восторг, другие поражают своей бредовостью, но большинству исследователей всегда импонирует его безмерная критика капитализма и всех его пороков.

Известный советский историк В.П. Волгин исследуя труды предшественников марксизма писал: «И действительно, ни у кого из предшественников Маркса мы не найдём такой глубокой и беспощадной критики капиталистических отношений, какую мы имеем у Фурье. Анархия капиталистического производства, вытеснение мелкого производства крупным, кризисы, рост общественных антагонизмов и взаимной ненависти, роль государства и права как слуги и орудия богатых против массы населения, разложение семейных отношений и морали, прислужничество и практическое бесплодие философии, экономики и политики – все эти характерные черты капиталистического строя даны в нарисованной Фурье картине с непревзойдённой яркостью; и конечно эта картина не могла не произвести на Маркса и Энгельса самого глубокого впечатления в период их роста к революционному коммунизму»40.

Вот что писал Ф.Энгельс о способностях Фурье нещадно критиковать буржуазный строй: «Он беспощадно раскрывает всю материальную и моральную нищету буржуазного мира и сопоставляет её с блистательными обещаниями наступления царства разума, цивилизации, несущей счастье всем, и бесконечного совершенствования человеческого рода; он показывает, какая жалкая действительность соответствует напыщенным хвалебным речам современных ему буржуа – идеологов, и изливает весь свой сарказм на это окончательное фиаско фразы»41.

Итак, Фурье изложил своё мнение и в каждом случае мыслителем был проведён анализ и тщательное исследование тем и процессов, которые стали объектом его критики. Утопист жил в период с 1772 по 1837 год и в тогдашнюю эпоху в родной для автора Франции и во многих странах Европы было очень много городских пауперов – обнищавших людей ищущих работу, многие из них не могли устроиться и найти средства к существованию, и естественно такое положение дел приковывало внимание поборников справедливости, таких как Франсуа Мари Шарль Фурье, который и сел за написание данных трудов, критикуя строй и ратуя за право каждого человека на труд и счастливую жизнь.

Во второй части главы Фурье подвергает разгрому торговлю и устоявшийся грабительский гнёт негоциантов, даёт со своей критической позиции обоснование некоторых торговых действий, таких как скупка, ажиотаж, которые пагубно влияют на экономическое развитие государства.

Критикуя торговлю и экономическую науку, мыслитель прекрасно знал о том, как работают и осуществляются различные торговые операции, и поэтому вся критика в отношении торговли звучит весьма убедительно.