Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ISSLEDOVATEL_SKAYa_RABOTA_-_OFORMLENIE.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
86.47 Кб
Скачать

Поэтика фольклора

Традиционность лежит и в основе фольклорной эстетики.

Поэтика фольклора это поэтика формул, канона, раз и навсегда определенных стилистических штампов и приемов, и она составила целую эпоху в истории человеческой культуры. Определяется эта художественная система особым миропониманием, так называемым «фольклорным сознанием», корни которого уходят в архаическое прошлое человечества. «Фольклорному сознанию присущи:

- специфические пространственные и временные представления,

- свои устойчивые понятия о системе отношений между людьми — какие они есть и какими должны быть,

- свои представления о физической природе человека и окружающего мира,

- о жизни и смерти,

- о человеческих возможностях и силах и о многом другом» - Путилов Б.Н. «Фольклор и народная культура».

Отражение реальной действительности

Поэтому не следует переоценивать связи фольклора с реальностью: как любое искусство, фольклор — не отражение жизни, а ее преображение. Здесь создается особый художественный мир, и сопоставление фольклора с действительностью может иметь лишь одну цель: понять, где, как, в чем и почему фольклор отступает от действительности, создавая собственные представления о мире и человеке.

Время

Итак, жизнь в фольклоре глубоко преображается. Здесь иные, чем в реальности, представления о времени. Время может бесконечно растягиваться, не меняя человека, — как в сказке о спящей царевне, или, напротив, стремительно сжиматься, когда в одно мгновение умирает Кощей Бессмертный. Раз в году в обыденную жизнь является из мира вечности Коляда — и время теряет обычное измерение. Простенькая гадательная песенка позволяет заглянуть в будущее.

Типизация

В фольклоре нет психологически сложных характеров — мы имеем дело с типами: например, в лирических песнях из одного текста в другой переходят одни и те же традиционные персонажи — добрый молодец и красная девица. Такие персонажи-типы действуют в условных жизненных обстоятельствах — не столько реальных, сколько символических («у куста было ракитова, у ключа было студеного»).

Стереотипные формулы фольклора:

- для былин характерны формулы описания княжеского пира, богатырского боя, седлания коня;

- для сказок— формулы встречи с ягой, описание волшебного коня;

- для лирических песен— описание любовного свидания, одинокой тоски. Стилистическая стереотипия — характерная черта фольклора, где «более или менее сходные выражения строятся по определенным образцам-моделям: тематическим, лексическим, синтаксическим, метрическим» - Е. Мелетинский.

Импровизация

Исполнитель не повторяет заученный текст — он творит его на глазах слушателей, нередко импровизируя. В разных фольклорных жанрах соотношение между импровизацией и воспроизведением выглядит по-разному:

- импровизация может быть значительной в сказках;

- целиком на импровизации строятся народные плачи;

- в песне ее почти нет («из песни слова не выкинешь»).

Слушатели обычно хорошо знают содержание исполняемого текста и обращают внимание на его изменение. Именно слушатели, коллектив, одобряют или отвергают то, что им предлагает исполнитель. Этот коллектив — носитель традиции, и фольклорное творчество осуществляется в рамках традиции.

Фольклорный текст— «совокупность вариантов словесного воплощения того или иного фольклорного произведения». Вариативность - одна из основополагающих черт фольклора (см. Приложение).

Фольклористы называют ее архетипом (см. Словарь).

Меняются женихи, их национальность и социальное положение, меняются места, куда сестер выдают замуж. Но отчетливо вырисовывается инвариантная (т. е. общая для всех вариантов) основа песни: трех дочерей выдают замуж на чужбину, причем наиболее трудная судьба выпадает на долю младшей.

Установить архетип — задача очень сложная, чаще всего неразрешимая, поскольку за столетия своего существования произведение может измениться до неузнаваемости. В нем оставляют свой след разные эпохи, и фольклористу, как геологу, приходится пробираться сквозь исторические напластования. Так, Н. П. Андреев обратил внимание на фрагмент былины о татарском нашествии:

Еще тут князь Владимир да ослушался,

А нахватал он ведь кунью шубочку соболюю,

Обувал же калоши да на босу ногу,

А побежал да ко кружалу государеву.

Князь Владимир скончался в начале XIв., татары пришли на Русь вXIIIв., кружала государевы, т. е. кабаки, появились у нас вXVIIв., а галоши вошли в русский быт вXIXв.

Но дело не только в анахронизмах (см. Словарь).

За время многовекового существования фольклорные произведения претерпевают коренные изменения: миф ложится в основание сказки или былины, древний заговор превращается в детскую считалку. То, что на первый взгляд кажется замкнутым в себе художественным целым, на самом деле представляет сочетание сюжетных мотивов и поэтических формул разного времени и разного происхождения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]